In English

Моделирование бизнес-процессов

10.04.2006, Некрасова Елена
Издание: CIO
Сегодня у многих компаний появляется необходимость объединить информацию о собственной организационной структуре, действующих информационных системах, используемых документах и создать в результате организационную модель предприятия. Эта модель дает возможность понять степень вовлечения разного рода ресурсов в решение тех или иных задач, определить взаимодействие между ними и прогнозировать развитие событий с необходимой степенью точности.

Необходимость в услуге по моделированию бизнес-процессов появилась относительно недавно – около 20 лет назад, вслед за возникновением концепции процессного подхода к управлению предприятиями и организациями. С появлением понятия бизнес-процесса у компаний сформировалась и необходимость в их формализации, а следовательно, в описании процессов, протекающих в компании, их взаимосвязей, способов достижения стратегических и тактических целей компании, действий сотрудников по выполнению определенных бизнес-операций и их влияния на достижение целей, регламентов, необходимых для ее нормального функционирования.

Компаниям, стремящимся выйти на серьезный рынок, требуется международная сертификация в области качества и зрелости бизнеса. Успешное прохождение такой сертификации "по плечу" только тем организациям, бизнес которых прозрачен, а бизнес-процессы формализованы.

Кроме того, многие российские компании в настоящее время озабочены привлечением инвестиций. Инвестиционная привлекательность достигается высоким уровнем прозрачности как с точки зрения финансовой деятельности, так и с точки зрения деятельности организационной: каким образом компания производит продукцию или услуги, насколько она стабильна. Описание процессов – один из способов отображения внутренних составляющих компании в наглядном виде для инвесторов. Без такого описания добиться инвестиций, особенно западных, для российских компаний невозможно.

Необходимость создания бизнес-моделей вызвана и высокой динамичностью деловой среды. Чтобы удержаться в этом "бурном потоке", компаниям приходится постоянно "двигаться", внедрять инновации, в противном случае они довольно быстро будут вытеснены с рынка более динамичными конкурентами. Смоделировать и оценить успешность планируемых изменений, их актуальность и отдачу для компании можно с помощью инструментов имитационного моделирования.

Потребность в бизнес-моделировании испытывают не только функциональные подразделения предприятий и организаций, но и ИТ-подразделения. В компаниях, особенно крупных и территориально-распределенных, используется множество приложений, появившихся не в согласии с четким планом, а "стихийно". Соответственно, сегодня у многих компаний назрела необходимость в оптимизации имеющихся ИТ-ресурсов. По оценкам META Group, планирование архитектуры и следование принятым стандартам может до 30% уменьшить расходы на ИТ. Для этого "архитекторам" ИТ-инфраструктуры необходимо иметь четкую картину функционирования бизнеса и ее поддержки средствами ИТ. Бизнес-моделирование – один из способов преодоления "бесплодных" инвестиций в ИТ, поскольку дает четкую оценку эффекта внедрения тех или иных ИС.

Статика и динамика

До недавнего времени все модели предприятий и организаций были статическими и описательными. Организация в них отражалась в "застывшем" состоянии на момент формализации и описания процессов. Статическая модель – это, по сути, задокументированное состояние компании на определенный момент времени. Четкое документирование бизнес-процессов компании в рамках установленных международных стандартов является необходимым условием для сертификации и необходимым подготовительным этапом для оптимизации организации. "Однако модель должна не просто описывать деятельность организации, она должна отвечать на вопросы, связанные с прогнозированием ситуаций в зависимости от вариантов набора входных параметров, – говорит Борис Носков, консультант управления профессионального сервиса компании "АйТи". – Системы бизнес-моделирования дают целый ряд преимуществ, если неостанавливаться на этапе статических моделей, а перейти к созданию динамических".

Внешняя среда порождает множество ситуаций, на которые организация тем или иным образом реагирует. Чем более полна и многоаспектна бизнес-модель, чем точнее в ней будет отражаться исходная ситуация, тем она более адекватна. Понятно, что при большом объеме входных параметров количество возможных вариантов дальнейшего развития таково, что построить модели "ручным" способом не представляется возможным. Поэтому очень важно понять логику изменений бизнес-процесса в зависимости от влияния тех или иных факторов. Таким образом, можно получать сочетание элементарных моделей, которые адекватно отражают воздействие внешней среды на бизнес компании.

Каждую бизнес-ситуацию можно просчитывать во времени, в денежном выражении, получать практически любые статистические оценки. Это позволяет руководству увидеть, какими ресурсами располагает предприятие, к каким нагрузкам оно готово. Отработав реакцию на чувствительность к входным ситуациям, можно спроектировать любой поток событий с любой интенсивностью. И на основе анализа различных сочетаний входящих факторов должны приниматься управленческие решения. При таком подходе система бизнес-моделирования де-факто становится системой управления, поскольку она, обрабатывая входную информацию, дает рекомендации по использованию тех или иных ресурсов. Это направление – пока наименее разработанная часть бизнес-моделирования. И в России, и на Западе подавляющее большинство заказчиков пока остается на уровне описания бизнес-процессов.

От бизнеса к модели и обратно

Теоретически, модель имеет смысл, если она построена комплексно. На деле внедрение методологии и инструментария бизнес-моделирования – процесс итерационный. Поэтому описание бизнес-процессов должно быть глобальным, а внедрение инструментария может проходить поэтапно, в ключевых или обеспечивающих подразделениях. Таким образом, компания уже на первых этапах проекта может ощутить отдачу от внедрения методологии и при необходимости масштабировать ее на все подразделения или филиалы. По опыту компании "АйТи", на начальном этапе проекта методология может охватывать либо определенные подразделения компании, либо определенные бизнес-процессы, реализующиеся несколькими подразделениями.

Проект по внедрению системы бизнес-моделирования, как и любой другой проект, начинается с определения целей организации. Как правило, формулировать эти цели помогают консультанты, поскольку далеко не каждая компания имеет штатных бизнес-аналитиков. "На первом этапе проекта наша основная задача, как консультантов, – помочь компании развить у себя подобные компетенции, – рассказывает Борис Носков. – Консультанты показывают спектр методик по оценке бизнеса, выявляют ключевых специалистов подразделений, где внедряется методология бизнес-моделирования, и совместно с ними вырабатывают критерии оценки внутренних бизнес-процессов этих подразделений, описывают эти бизнес-процессы, обучают пользователей". Постепенно в ходе проекта либо выявляются сотрудники, обладающие задатками бизнес-аналитиков, которые берут на себя функции по развитию системы бизнес-моделирования, либо в штат принимаются сторонние специалисты, обладающие необходимым набором компетенций.

После определения целей проекта начинается процесс бизнес-анализа. В соответствии с критериями, эффективность которых планируется оптимизировать или повысить, выбираются ключевые подразделения и специалисты. Параллельно разрабатывается методология бизнес-моделирования, предназначенная именно для данной организации. На основании этой методологии выдвигаются требования к инструментарию – набору функциональных элементов одной или нескольких систем (Aris, All Fusion, Microsoft Project). Далее консультант, имея картину прохождения бизнес-процессов, начинает создавать реестры ресурсов для достижения обозначенных в рамках проекта бизнес-целей. Реестры содержат описания трудовых, материальных, финансовых ресурсов, набор регламентных и прочих документов, которые необходимы для реализации проекта, набор информационных систем, которые автоматизируют часть деятельности компании, и набор функций и операций компании. "Не стоит пытаться дать формализованные определения функциям, операциям и процессам, – отмечает Борис Носков. – Нередко общепринятые термины и концепции не очень удобны для заказчика. Мы в рамках своих проектов, как правило, формулируем "соглашения о моделировании" и составляем глоссарий, содержащий термины, принятые в компании. Этот документ описывает, что в данном случае будет пониматься под процессом, подпроцессом, функцией, операцией и т. п.". "Соглашение о моделировании" включает в себя также описание концепции моделирования, объекты и методики моделирования, требования к инструментарию.

Далее начинается совместная работа консультантов и заказчика по описанию бизнес-процессов. "Важно отметить, что работа выполняется именно совместными усилиями. Самостоятельно, в отрыве от заказчика, консультант никогда не создаст живую модель бизнеса, – подчеркивает Борис Носков. – Поэтому внедрение системы – результат встречного движения заказчика и исполнителя".

Модель бизнеса "как есть" в рамках проекта может быть до конца не описана. Зачастую заказчик, приобретя опыт в работе с консультантами, способен дальше совершенствовать и детализировать бизнес-модель собственными силами. Компания - живой организм, с постоянно изменяющимися бизнес-процессами, оргструктурой, набором ресурсов. Соответственно, должна изменяться и бизнес-модель. Поэтому одна из ключевых задач консультанта – либо помочь заказчику создать внутри компании необходимые ресурсы для поддержания модели в актуальном состоянии, либо постоянно оказывать помощь в ее поддержке.

Следующий важный этап – этап анализа бизнес-процессов, для которого создается модель. Экспертами проводится визуальный анализ: насколько организационные модели компании систематизированы и непрерывны. Особенно часто "точки разрыва" обнаруживаются в области проектной деятельности организации. "У одного из наших заказчиков постоянно реализовывались внутренние проекты развития компании, – приводит пример Борис Носков. – Как правило, инициатива о необходимости решения тех или иных задач исходила от сотрудников, руководства компании, инвесторов или акционеров. Сигналом для старта таких проектов служил приказ, распространявшийся внутри компании, а дальше... работа над проектом обрывалась. На графической карте проекта данную ситуацию выявил "провал" между моментом принятия решения о начале проекта и его фактическим исполнением. Подчас случалось так, что исполнитель проекта даже не был уведомлен о своем участии в нем". Очевидно, что подобные ситуации порождают массу негативных последствий – от потери рычагов управления проектом до открытого саботажа участия в нем сотрудников. Система бизнес-моделирования способна предотвратить данное положение дел. Например, в описанном случае консультанты "АйТи" рекомендовали заказчику еще на этапе согласования проектных работ с руководителем подразделения ввести процедуру согласования работ с каждым из участников проекта.

Индивидуальный подход

В каждом конкретном случае для заказчика создается индивидуальный профиль средств и методов моделирования, чтобы соблюсти разумный баланс между традиционными методами системного анализа и инструментарием конкретного программного средства. По мнению специалистов "АйТи", пойти на поводу у инструментального средства – значит совершить стандартную ошибку, которую допускают многие ИТ-специалисты. Человек начинает мыслить в границах возможностей конкретного ПО, в то время как построение модели предполагает и ручной труд, и применение одного или нескольких программных инструментов.

"При реализации проектов мы базируемся на методологии, предложенной компанией Aris, – рассказывает Борис Носков. – Она существенно нами доработана, поскольку использовать стандартную методологию в проектах не всегда удается. Этаметодология предполагает описание бизнес-процессов, их формализацию, имитационное моделирование, реализацию чувствительности моделей к входным параметрам внешней среды, сопряжение с другими средствами, которые поддерживают тот же класс ПО".

От рядового до генерального

Пользователем системы бизнес-моделирования может быть каждый сотрудник компании. Если в системе реализован механизм расчета чувствительности к входным параметрам, сотрудник может принимать решение в каждой конкретной ситуации, моделируя возможные сценарии развития событий, причем наглядно видеть не только результат, но и последовательность действий для его достижения. Смоделировать такие сценарии вручную – неподъемная задача.

Как правило, в любой компании существует подразделение, занимающееся ее внутренним развитием. Для такого подразделения система бизнес-моделирования – основной инструмент для анализа текущей деятельности компании, оптимизации бизнес-процессов, оценки затрат на выполнение определенных бизнес-операций. Так, например, с помощью системы можно выявлять и оценивать все факторы, влияющие на себестоимость продукции или услуг, производимых компанией.

Систему может использовать кадровая служба для оценки текущих ресурсов и прогнозирования изменений в численном и качественном составе штата. Это поможет более четко сформулировать требования к кандидатам на замещение вакантных должностей и выработать критерии оценки результативности сотрудников компании. Если в компании используется методика управления по целям, то появляется возможность сформулировать стратегические цели компании, а затем детализировать их в применении к конкретным подразделениям и конкретным сотрудникам. Таким образом, можно оценить вклад каждого сотрудника в достижение стратегических целей. На основе этого, в частности, строятся мотивационные модели.

Руководство использует такой инструмент при возникновении нештатных ситуаций, решении текущих операционных задач и организационных проблем. Модель наглядно показывает, какой процесс в какой момент дал сбой, кто несет за это ответственность и каковы варианты выхода из кризиса.

Внедрение системы бизнес-моделирования радикально меняет корпоративную культуру организации. Динамическое моделирование – это качественно другой уровень управления.

Результаты и перспективы

В результате внедрения системы бизнес-моделирования компания получает, во-первых, прозрачность бизнеса. Руководство сможет увидеть, какие ресурсы – трудовые, материальные, финансовые, информационные, организационные – есть в компании и как с их помощью, на основе внутренних регламентов, осуществляется ее деятельность.

Во-вторых, система наглядно представит не только набор ресурсов, но и взаимосвязи между ними. Это позволит выявить "узкие места": нехватку конкретных ресурсов и те отдельные процессы, которые являются "узким горлышком" в выполнении глобальных бизнес-процессов.

В-третьих, моделирование позволит выявить расчетную и фактическую загрузку каждого из подразделений компании, вплоть до отдельного сотрудника.

В-четвертых, появится возможность оценить планируемые изменения в бизнесе.

Наконец, важным моментом является возможность оценки затрат на исполнение определенной процедуры, операции или достижение какой-либо цели. По оценкам некоторых экспертов, проведенная на основе созданных моделей оптимизация процессов на 20-30% снижает затраты на содержание компании.

При создании комплексной бизнес-модели становятся ясно видны вклад каждого ресурса в достижение конечного результата и пределы "пропускной способности" компании.

Практически во всех компаниях ведется постоянная борьба подразделений за ресурсы. Если подразделения перестанут обосновывать свои роль и место в компании, постепенно они будут терять выделяемые ресурсы. Бизнес-моделирование является незаменимым средством разрешения таких конфликтов. Можно смоделировать состояние компании с разной долей участия конкретного подразделения в бизнесе и выявить его объективную роль. "Это цивилизованный способ оценки вклада каждого подразделения в общее дело и выявления его скрытого потенциала. Инструмент бизнес-моделирования поддерживает культуру коллективной работы и обеспечивает прозрачность бизнес-процессов, в том числе и с точки зрения вклада подразделений в общее дело", – говорит Борис Носков.

Бизнес-модель может использоваться и в качестве базы знаний компании, как средство документирования знаний, как экспертная система, как система обучения. Руководитель любого уровня строит модели функционирования отдельных бизнес-подразделений и всей компании в целом. Проблема заключается в том, что эти модели создаются "на языке" специалиста. Поэтому вместе с уходом сотрудника из компании уходит и часть ее корпоративных знаний. Решение состоит в том, чтобы отделить эти знания и дать возможность всем сотрудникам компании обращаться к такому "коллективному разуму", отчужденному от конкретных его носителей.

Кроме того, система бизнес-моделирования может стать одним из ключевых элементов системы управления. Определяя всю логику процессов, она позволяет решать задачи мониторинга состояния и доступности ресурсов и с учетом этого принимать управленческие решения. Собственно, на основе бизнес-модели можно построить систему управления компанией.

Кнопка жизни
Центральный федеральный округ