In English

Тагир Яппаров: Новая парадигма работы ИТ-службы предприятия приводит к новым моделям работы с внешними поставщиками ИТ-услуг

10.03.2006, Яппаров Тагир
Издание: Cnews
На вопросы CNews отвечает Тагир Яппаров, председатель Совета директоров компании АйТи.

CNews: Какие факторы определяли развитие российского рынка ИТ в 2005 г., по вашим наблюдениям?

Тагир Яппаров: На мой взгляд, необходимо выделить несколько ключевых факторов, которые определяли как общую динамику развития ИТ-рынка России, так и изменения в структуре ИТ-потребления.

Во-первых, мы наблюдали старт целого ряда масштабных системных проектов в крупнейших российских предприятиях. О внедрении или продолжении стадий внедрения и тиражирования ERP-систем в прошлом году объявили многие крупные территориально-распределенные промышленные и торговые предприятия. Параллельно с проектами развертывания систем управления бизнес-процессами шла активная модернизация ИТ-инфраструктуры, создания хранилищ данных, дата-центров. Логика развития ключевых отраслей выдвигает на первый план задачи совершенствования корпоративного управления, снижения издержек, расширения рынков сбыта, что требует внедрения новых приложений, аналитических систем, решений в области автоматизации управления сбытом и др.

Во-вторых, продолжился быстрый количественный и качественный рост ИТ-проектов в госсекторе, чья доля в общем потреблении ИТ в России превысила 30%. При этом важно отметить, что прошедший год был знаменателен не только крупными госзакупками ИТ-инфраструктуры, но и стартом множества проектов по внедрению уникальных приложений и сервисов, – в частности, первыми серьезными проектами по ИТ-аутсорсингу. Один из таких проектов выполнялся нашей компанией для ФКЦ «Земля».

И, в-третьих, круг крупных ИТ-потребителей значительно расширился, так как в него вошли новые отрасли. Среди них – образование, здравоохранение, региональные и местные органы власти и др. В западных странах именно образование и здравоохранение лидируют в области потребления ИТ-решений и услуг. В России долгое время ситуация с информатизацией в этих отраслях была просто катастрофической. Однако формирование системы национальных проектов может существенно изменить нынешнее положение дел. И сегодня мы видим растущий спрос на решения для образования и здравоохранения и уже реализовали несколько интересных проектов в этой области. Что касается автоматизации местной и региональной власти, то монетизация льгот – а ведь более половины всех социальных льгот ложатся на региональные бюджеты, – существенно ускорила процессы формирования решений в таких областях как социальные регистры, социальные карты и т.д.

CNews: Насколько изменилась, на ваш взгляд, за последнее время структура потребления ИТ в России?

Тагир Яппаров: В ответе на этот вопрос можно говорить о структуре ИТ-потребления в целом и о структуре ИТ-потребления на рынке крупных корпоративных заказчиков, который, естественно, ближе нашей компании как крупному системному интегратору. Официальная статистика свидетельствует о том, что до сих пор около 60% объема российского ИТ-рынка составляют поставки аппаратных средств, тогда как доля сервисов – менее 30%. Что касается рынка крупных корпоративных заказчиков, то в последние годы этот сегмент рынка становится все более сервисным. Например, в нашей компании в 2005 г. на ИТ-сервисы – консалтинг и интеграцию решений – впервые пришлось более половины всех доходов компании. Быстрыми темпами растет доля потребления корпоративного ПО. Это связано, с одной стороны, с легализацией владения ПО, а с другой стороны, – с активным интересом к внедрению новых корпоративных сервисов – единых служб каталогов, систем управления обновлениями, единых стандартов на корпоративную электронную почту и т.д. По нашим оценкам, в структуре ИТ-потребления в крупном корпоративном сегменте рынка доля сервисов составляет 35-40%, лицензий ПО – 15-20%, аппаратных средств – 40-50%.

CNews: Какие тенденции в сфере информатизации отечественного бизнеса вы могли бы указать на данный момент в числе доминирующих?

Тагир Яппаров: Одна из наиболее ярко выраженных тенденций последних двух лет – изменения в работе самих ИТ-служб отечественных предприятий. Главными из них я назвал бы активный переход на международные стандарты деятельности, внедрение процессного подхода и новых метрик оценки работы ИТ-служб, тесно увязанных с бизнесом и др. Новая парадигма работы ИТ-службы предприятия приводит к новым моделям работы с внешними поставщиками ИТ-услуг. Именно этим изменениям мы обязаны переходу в практическую сферу аутсорсинговых проектов, быстрому росту числа проектов в модели time&material и т.д.

CNews: Какие программные продукты наиболее востребованы сегодня рынком, на ваш взгляд? В каких секторах корпоративного ПО, наоборот, наблюдается насыщение?

Тагир Яппаров: Если говорить о потребностях корпоративного заказчика, то наиболее востребованными в области бизнес-приложений являются интегрированные системы управления (ERP), аналитические системы, системы финансового планирования и бюджетирования, системы электронного документооборота. Быстро набирает силу рынок CRM-решений и специализированных решений для автоматизации задач местной власти. В области базового ПО по-прежнему высок спрос на базы данных и middleware, в том числе решения для совместной работы пользователей. Лидерами здесь являются Oracle, Microsoft и IBM. Интересный и также быстро развивающийся сегмент – рынок ПО для управления инфраструктурой. В области ПО для систем информационной безопасности мы отмечаем спрос на комплексные решения по защите баз данных, корпоративных приложений и систем электронной почты.

Важной особенностью последних лет является рост спроса на услуги технической поддержки корпоративного ПО. У нас уже имеется положительный опыт оказания услуг технической поддержки первой линии по базовым продуктам Oracle. «АйТи» – единственная российская компания, авторизованная на такую поддержку вне Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому в будущем мы планируем расширять наш бизнес в области поддержки корпоративных программных продуктов.

Говорить о каком-либо насыщении рынка ПО пока, на мой взгляд, рано. Просто есть сегменты быстро растущие и сегменты, пик роста которых уже пройден. Например, бухгалтерское ПО уже не является фаворитом на рынке приложений, но спрос на такие системы стабилен.

CNews: Насколько устойчива структура спроса на профессиональные ИТ-сервисы в России, из вашей практики?

Тагир Яппаров: Сегодня спрос на профессиональные услуги не просто устойчив – он неизменно и очень динамично растет. При этом происходит активное расширение спектра востребованных профессиональных услуг, меняется их структура. Чем это обусловлено? Многие традиционные услуги, которые еще недавно предоставлялись собственной ИТ-службой предприятия, сегодня переводятся компаниями на аутсорсинг. Это, к примеру, происходит с процессом поддержки пользователей. Или же эти «внутренние» услуги оказываются с помощью привлечения консалтеров, что мы видим на примерах создания внутрикорпоративных университетов.

Вторая тенденция связана с тем, что все чаще внешним ИТ-поставщикам, приходится «вторгаться» в область бизнес-консалтинга. Например, «АйТи» сегодня предлагает профессиональные услуги, связанные с описанием и моделированием бизнес-структуры, кадровым консалтингом, консалтингом и услугами в области оптимизации продаж и других бизнес-функций.

CNews: Как вы оцениваете итоги своей деятельности в 2005 году? Какие наиболее значимые проекты были реализованы?

Тагир Яппаров: В целом нам удалось реализовать большинство намеченных на 2005 году задач, важнейшими из которых были развитие новых сервисных направлений и расширение спектра отраслевых специализированных решений.

В прошедшем году лидерами роста стали направления деятельности компании «АйТи», связанные с ауторсингом сопровождения ИТ-инфраструктуры и аутсорсингом ИТ-специалистов и проектных групп. Успешно развивался портфель специализированных решений компании для госуправления (электронный документооборот), нефтегазовой отрасли (системы автоматизации сбыта нефтепродуктов), социальной сферы (многофункциональные социальные карты, транспортные карты), энергетики (системы АСКУЭ), системы управления взаимоотношения с клиентами для предприятий сферы услуг и т.д. Активное развитие получили и новые технологические направления в области информационной безопасности, хранилищ данных, бизнес-консалтинга. Среди наших крупнейших клиентов в прошедшем году были «Лукойл», ТНК-ВР, «Еврохим», НК «Альянс», Сбербанк РФ, «Башкирская химия», Иркутскэнерго и другие лидеры отечественной экономики. Также наша компания продолжила сотрудничество с крупнейшими ведомствами России, реализовав масштабные проекты для «Росинформтехнологий», Федеральной таможенной службы РФ, «Роснедвижимости» и др.

В 2006 г. мы планируем расти быстрее ИТ-рынка, продолжая реализовывать стратегическую концепцию национального провайдера ИТ-услуг, способного предложить любые виды ИТ-услуг и решений: А – в то время, когда это нужно заказчику, В – в том месте, где это нужно заказчику и С – с установленным и согласованным уровнем качества. А это означает, что будет расти число точек нашего регионального присутствия, а портфель «АйТи» будет дополнен новыми, в некоторых случаях, уникальными для нашей страны сервисами.

CNews: Спасибо.

Центральный федеральный округ