In English

Искусственный разум

25.12.2006, Логвинов Максим
Издание: Компания
Российские компании постепенно приходят к пониманию, что эффективное использование ИТ-технологий невозможно без составленной ИТ-консультантом стратегии, а также без объединения процессов совершенствования информационных технологий с реинжинирингом самого бизнеса. Чтобы остаться на рынке, ИТ-консультанты вынуждены теперь заниматься вопросами стратегического планирования и анализа эффективности бизнеса.

По данным Мининформсвязи, общий объем отечественного рынка информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) вырастет в 2006 году на 15-20%. По темпам роста российский рынок ИКТ по-прежнему значительно превышает средние мировые показатели. Одновременно с количественным ростом меняются его качественные параметры. Теперь крупные аудиторско-консультационные группы делают ставку на универсальный подход. Те из компаний, которые смогли соединить консалтинг в области информационных технологий с разработкой бизнес-стратегий, значительно выросли. Выручка консультантов по ИТ-консалтингу за прошлый год составила более половины всех доходов от консультационного бизнеса. По словам директора отделения консалтинга компании "ФОРС – Центр разработки" Людмилы Абламской, сегодня чистый ИТ-консалтинг в нашей стране – вещь довольно редкая. Как правило, этот вид услуг сочетается с другими направлениями деятельности.

Стратегический спрос

Этап "первичной" автоматизации российских компаний подходит к концу. По словам заместителя директора по консалтингу компании OXS Аркадия Шутова, этот период в ИТ-бизнесе можно сравнить со временем первоначального накопления капитала в компании, когда она закупает программные комплексы для решения задач лишь отдельных подразделений. В данный момент большинство предприятий нуждаются в разработке ИТ-стратегий, которые бы объединили стратегические бизнес-цели и задачи, и целевое состояние ИТ, обеспечивающие достижение упомянутых целей. "Мы стараемся донести до наших клиентов, что основная задача текущего момента – определить целевое состояние и вектор развития информационных технологий таким образом, чтобы он совпадал с направлением развития бизнеса компании", – поясняет Аркадий Шутов. То есть сейчас менее востребованы консультации сугубо технического характера, а скорее требуется анализ того, какую отдачу получит предприятие от внедрения той или иной информационной системы.

"Большинству проектов по внедрению информационных систем предшествует ИТ-аудит и создание ИТ-концепций, – подтверждает руководитель проектов департамента управленческого консалтинга компании IBS Дмитрий Демидов. – В рамках бизнес-стратегий предприятий все чаще стали появляться ИТ-стратегии, что говорит о значительном внимании руководства компаний к информационным технологиям".

Уже начали меняться требования к ИТ-стратегиям. Если еще лет пять назад стратегии были достаточно общими, теоретическими и мало привязанными к бизнесу, то сейчас они бизнес-ориентированы, имеют высокую степень проработки отдельных направлений, содержат конкретный план действий, реальный бюджет и оценку возврата инвестиций. Оно и понятно – пустить "пыль в глаза" заказчикам и продать им сомнительный продукт теперь не получится. Осведомленность клиентов заметно выросла. "Если некоторое время назад разница между компетенцией профессиональных консультантов и большинства заказчиков была существенной, то сейчас она значительно меньше", – рассказывает руководитель проекта "Аналитические системы" компании "АйТи" Дмитрий Романов. Заказчики становятся все более продвинутыми в области ИТ. Однако этот факт не отменяет потребности в консалтинге. "Как известно, "нет пророка в своем отечестве", и даже высококвалифицированные специалисты внутри компании-заказчика не могут иногда сделать правильных выводов или донести их до других представителей организации", – отмечает Дмитрий Романов.

Компьютеры-аналитики

Все перечисленные факты говорят о том, что рамки консалтинговых проектов расширяются. По словам Дмитрия Демидова, помимо традиционной сферы ИТ-консалтинга – внедрения бизнес-приложений в зону деятельности ИТ-консультантов втягиваются новые направления – например, создание системы автоматизации управления производством (АСУТП), интеграция бизнес-приложений и АСУТП, формирование единого информационного пространства. Все более важной становится тема управления информационными технологиями: компании уже создали ИТ-активы, за которыми нужно следить. При этом акцент делается на обоснование инвестиций в ИТ, оценку возврата вложенных средств и стоимость владения технологиями и информационными сервисами. "В рамках ИТ-стратегий строятся финансовые модели освоения инвестиций в технологии, – рассказывает Дмитрий Демидов. – Без них проекты просто теряют смысл". Ведь бизнесу нужна не абстрактная концепция, а проработанные адекватные решения и их точная стоимость.

"Есть явный рост спроса на консалтинг в области экономической эффективности систем, – соглашается Дмитрий Романов. – Клиентов интересует улучшение отдачи от вложенных денег и расчет совокупной стоимости владения ИТ-ресурсами".

Еще в последнее время растет популярность "промежуточных" услуг, таких как управление ИТ-персоналом, которое находится на стыке информационных технологий и HR. Оказание такого рода услуг требует наличия знаний одновременно в той и другой областях. Упомянутое направление становится все более актуальным в связи с увеличением бизнесов компаний, интеграционными процессами, географической экспансией, процессами слияний и поглощений. Все это приводит к увеличению штата ИТ-персонала и требует новых инструментов в сфере управления человеческими ресурсами.

Качество не гарантировано

В ИТ-консалтинге, как и на любом другом рынке, есть свои проблемы. "Консалтинговые услуги в области ИТ достаточно молоды в России – активно этот рынок развивается от силы шесть лет, - рассказывает руководитель отдела IТSМ-консалтинга компании Verysell Мария Бартенева. – Поэтому нет ни общепринятых стандартов качества, ни установившихся цен, ни сложившегося спектра услуг". Подобная неразбериха приводит к тому, что компаниям-заказчикам сложно определиться и выбрать необходимые им услуги. Поэтому у части фирм складывается негативное представление об ИТ-консалтинге в целом.

Аркадий Шутов из OXS выделяет три основные негативные тенденции в ИТ-бизнесе. Первая проблема - глобализация. Большое количество мелких фирм, оказывающих услуги ИТ-консалтинга, находятся на границе рентабельности. При этом, как правило, опыт производственного блока (специалистов компании) не соответствует заявляемым услугам при демпинговой стратегии продаж. А вот крупные игроки, наоборот, видят в этом направлении будущее консалтинговых фирм и активно развивают это направление. Второй фактор, который влияет на устойчивость рынка ИТ-консалтинга, – это качество услуг. Специалистов, способных оказать качественные услуги, мало, ведь проекты в сфере ИТ-консалтинга требуют очень хорошей подготовки. "Некоторые компании (обычно мелкие) экономят на кадрах и набирают людей, просто обладающих хорошим кругозором в сфере информационных технологий, естественно, качество проектов падает", – рассказывает Аркадий Шутов. Ну, и последняя препона – это заинтересованность консультантов в том, чтобы помимо планирования клиенты воспользовались другими их услугами. "Компании стараются рекомендовать заказчику те услуги, которые они оказывают сами", – признается Аркадий Шутов. То есть консультант рекомендует то, что выгодно продать ему, но не всегда требуется приобретать клиенту.

Однако у клиента, пользующегося ИТ-консалтингом, проблемы могут быть не только из-за некомпетентности или жадности консультанта. Есть и вполне объективные причины, по которым что-то может получиться хуже, чем ожидал заказчик. По словам Людмилы Абламской из компании "ФОРС – Центр разработки", основные проблемы могут возникать на стыке с иными видами консалтинга. Ведь качественное ИТ-решение невозможно внедрить без проведения предварительной аналитической работы в сфере управленческого или бизнес-консалтинга. "Как ни странно, даже в очень масштабных проектах иногда предпринимаются попытки построить якобы сервис-ориентированную модель ИТ-инфраструктуры, не имея при этом четкой и стройной ИТ-стратегии, отвечающей целям и задачам бизнеса", – сетует Людмила Абламская. Так же легко, по ее мнению, ИТ-консультанту столкнуться с серьезными проблемами при слабо проработанной нормативно-правовой базе или недостаточной организационной поддержке проекта, что чаще всего происходит в государственном секторе.

Иными словами, для того чтобы услуги ИТ-консалтинга оказывались на высококачественном уровне, созреть должны и консультанты, и заказчики. Но сам факт расширения сферы применения ИТ-консалтинга свидетельствует о том, что рынок взрослеет. По данным директора департамента стратегии построения информационного общества Министерства информационных технологий и связи РФ Олега Бяхова, объем российского рынка информационно-коммуникационных технологий в 2006 году достигнет 1, 200 трлн руб.

Центральный федеральный округ