In English

В зоне турбулентности

06.11.2007,
Издание: Секрет фирмы
iOne представляет пятый по счету рейтинг ИТ-компаний, действующих на российском рынке, составленный по результатам 2006 года. Ит-рынок находится в состоянии перехода в новое качество, и от этого его немного трясет. Но переход происходит в нужную сторону.

Возникшее при составлении предыдущего рейтинга ощущение, что ситуация с информационной открытостью в ближайшее время лучше не станет, а скорее наоборот, полностью подтвердилось. Рейтинговать российские ИТ-компании стало заметно сложнее (западные, за исключением SAP и Microsoft, вообще невозможно).

ИТ-рынок, состоящий в основном из непубличных компаний, не связан формальными обязательствами по информационной открытости. А добровольно предоставляемые сведения искажаются отсутствием общепринятых норм и стандартов в этой сфере. Кроме того, как это бывает каждый год, одни компании подвела нерасторопность РR-службы, другие – начальники, задержавшиеся в Альпах, куда они уехали кататься на лыжах, так что некому было заверить анкету. Кому-то не понравилась своя прошлогодняя позиция в рейтинге. Кто-то если и готов сравниваться, то только в своих узких рыночных нишах. Но все это не ново, со всем этим мы сталкивались и раньше.

Осторожно, рынок закрывается

Новая тревожная нота – немотивированный отказ некоторых крупных компаний, традиционно заполнявших анкеты. Наши акционеры, говорили нам, решили отказаться от участия в каких бы то ни было рейтингах. Имеют, конечно, право. Но у информационной закрытости есть и оборотная сторона: на непрозрачном рынке можно делать любые предположения. Если, скажем, компания второй год подряд отказывается от участия в рейтинге, а перед этим показала отрицательный рост – можно предположить, что дела у нее идут неважно. Такие отказы поступили от крупного дистрибутора и производителя "Пирит", известного холдинга "Белый ветер", в который входит сеть магазинов "Цифровой" и производственная компания Rover Computers. Какая-то очень сложная реорганизация происходит в "Парусе", где даже отдел маркетинга оказался теперь отдельным юрлицом, – тут уж не до рейтингов. Пять компаний, составляющих холдинг НКК, достаточно самостоятельны, чтобы проводить аудит своих финансовых результатов, но совет акционеров вновь принимает решение предоставить только общую цифру выручки. К тому же неаудированную. С этой цифрой холдинг регулярно оказывается на самом верху рейтингов, и руководители НКК не забывают это подчеркивать, но что происходит в "самом крупном российском ИТ-холдинге" – вот уже два года мало кому известно.

Компания "Открытые технологии", несмотря на произошедшее год назад "выяснение отношений", вновь подводит итоги своей деятельности не по cash flow за отчетный период, а по сумме заключенных договоров (то есть доходам будущих периодов). Довольно оригинально начала сообщать о своих результатах группа IBS. Во-первых, из-за особенностей своего финансового года она это делает с опережением остальных на один квартал, во-вторых, называет теперь деятельность входящих в группу компаний Dealine и Depo Computers "производством и продажами техники", а дистрибуторского бизнеса у группы теперь как бы и нет вовсе. В-третьих, темп роста IBS предпочитает измерять от прошлогодней аудированной цифры к текущей прогнозной, которую аудитор позже, как правило, уменьшает. Впрочем, с этим сталкиваются теперь многие крупные компании.

Все это затрудняет проведение анализа и корректного сравнения, для которого необходима некая общая точка отсчета. Поэтому в отношении некоторых участников рейтинга приходилось делать оценки. Но создается четкое впечатление, что крупным игрокам российского ИТ-рынка информационная открытость сейчас ни к чему. Рынок закрывается. И, в общем, понятно, почему это происходит.

Пристегните ремни

Многопрофильные холдинги, в бизнесе которых большую долю занимают поставки техники, из-за известных проблем с таможней и по ряду других причин не могли должным образом капитализироваться. И в последнее время все крупные игроки ведут между собой дискуссии о том, как за счет сделок слияния и поглощения повысить рыночную долю и диверсификацию бизнеса. Рынок в основном формируют крупные заказчики, и они предпочитают работать тоже с крупными и проверенными компаниями. Но возможности органического роста отнюдь не беспредельны, а конкурентная ситуация в отрасли такова, что соперничать приходится не только с российскими, но и крупнейшими мировыми ИТ-компаниями. Поэтому лидерам приходится выбирать такую стратегию развития, которая обеспечивала бы перспективы роста, в том числе за счет участия в сделках М&А. Для этого нужны заемные средства, процедуры получения которых требуют подготовки, приведения в порядок накопленных активов. Вот компании и предпочитают на этот период информационно закрыться и совершать только те действия и делать те заявления, которые понятны и производят благоприятное впечатление на целевую аудиторию (акционеров, инвесторов).

Российский ИТ-рынок попал в зону турбулентности, и его немножко "трясет". Любой переходный процесс устойчивостью не отличается. Такой период уже пережили ведущие российские операторы связи, когда собирались выходить на фондовые рынки. С рыночной статистикой тогда тоже происходили чудеса. Переживет свой переходный период и ИТ-рынок.

И все же совокупная выручка всех участников нашего исследования превышает $10 млрд. Это как минимум две трети всего объема рынка. Что позволяет нам сделать определенные выводы о текущем раскладе сил и тенденциях на рынке в целом и в отдельных его сегментах.

Фактор Microsoft

Самые быстрорастущие секторы ИТ-рынка – разработка ПО и ИТ-услуги. "Удвоение" Microsoft в 2006 году сделало эту компанию весьма значимым фактором в секторе ПО, который обеспечил его 50-процентный приростам (см. таблицу 1). Правда, фактор этот неоднозначный: Microsoft ведь не только договаривается с крупными российскими предприятиями о легализации своего софта и поставляет своим партнерам "коробки" и ОЕМ-лицензии, но и довольно плодотворно работает в сфере автоматизации корпоративных бизнес-процессов. Поэтому оценить влияние этого фактора трудно, но и без него сектор растет внушительными темпами – около 37% (год назад – 38%).

Традиционно основные проблемы при составлении рейтинга связаны с сектором ИТ-услуг. Реализация ИТ-проектов предполагает поставки оборудования и ПО (если, конечно, это не чисто консалтинговый проект). Но уж слишком произвольно компании трактуют понятие "услуги", и грань между простой поставкой сервера и решением с его помощью бизнес-задач заказчика каждый определяет сам. Поэтому в этой категории мы составляем два рейтинга: с учетом доходов от проектных поставок (таблица 2) и без учета таковых (таблица 2а). При этом во втором случае мы исключили компании, которые не могут или не хотят адекватно выделить в своих доходах от ИТ-услуг долю проектных поставок.

"Очищенный" от проектных поставок сектор ИТ-услуг показал 45% роста (год назад – 35%). Сектор действительно растет очень быстро, хотя компании, пожалуй, все же выдают отчасти желаемое за действительное.

О ситуации в секторе производителей компьютерного оборудования (таблица 3) что-либо определенное сказать трудно – статистическая база невелика. Отметим только возвращение после прошлогодней стагнации довольно высоких темпов роста крупнейшего российского производителя Kraftway. Компания планирует к лету завершить свой затянувшийся проект по строительству в Обнинске нового производственно-логистического комплекса, в который она вложила $20 млн.

Дистрибуторский бизнес (см. таблицу 4), несмотря на таможенные "чистки", вырос на 19% (24,5%, если рассматривать только ту выручку, которую компании записали в графу "классическая и компонентная дистрибуция", и не считать проектные поставки). Возможно, рост были больше (в прошлом году было много поставок в госсектор), но не все игроки афишируют свои достижения. Поставки "железа" и софта по-прежнему составляют наиболее весомую долю российского ИТ-рынка (около 60%), но с каждым годом она становится меньше.

Общий рост ИТ-рынка в 2006 году (оценка по базе участников рейтинга) составил около 28%. Мининформсвязи в начале года объявило гораздо более скромную цифру – 17,3%, но чиновники не вполне уверены в своих методах измерения рынка. Заместитель министра информационных технологий и связи РФ Дмитрий Милованцев в недавнем интервью iOne говорил: "Мы считаем, если структура рынка меняется в сторону ИТ-услуг (реального увеличения ВВП, создаваемого на территории России), то темпы роста пусть снижаются хоть до нуля. В этом случае рост рынка не так важен, важна структура этого роста". Структурный сдвиг налицо. Вычисляемое по базе участников рейтинга отношение доходов от дистрибуции и производства ПК ("поставки") к доходам от разработки ПО и ИТ-услуг ("сервис") в 2003 году составляло 2,05, в 2004-м – 1,92, в 2005-м – 1,8, а в 2006-м – 1,7. Структура роста, хотя и не очень быстро, меняется в нужную сторону, но к снижению темпов это пока не приводит.
***

Прямая речь

А вы согласны на замедление темпов роста своего бизнеса, если структура доходов вашей компании будет сдвигаться в сторону ИТ-услуг?

Михаил Лящ, президент ГК "Компьюлинк"

Да, сектор ИТ-услуг в России активно развивается, причем не только количественно, но и качественно. Это важно. Раньше заказчиков интересовали в основном услуги по поставке оборудования, его наладке и запуску, сейчас же больше востребованы бизнес- и ИТ-консалтинг. В нашей группе компаний локомотивом роста в последние годы стали именно ИТ-услуги: их доля в совокупном обороте увеличивается, но это не сказывается негативно на общем росте нашего бизнеса.

Максим Агеев, генеральный директор "Квазар-Микро"

Конечно, все компании заинтересованы в том, чтобы доля услуг с высокой добавленной стоимостью росла. И, к счастью, на нашем рынке мы не видим отрицательной корреляции между темпами роста бизнеса и увеличением доли услуг. Наоборот, расширение рынка во многом происходит за счет сложных решений. Чем они сложнее, тем выше интеллектуальная и консалтинговая составляющие, то есть те области, которые требуют от интегратора наивысшего уровня компетенции.

Алексей Ананьев, председатель консультативного совета "Техносерв А/С"

Критерием эффективности может служить только прибыльность бизнеса. Безусловно, мы заинтересованы в росте доходов от ИТ-услуг. Но говорить о том, что это оправдывает замедление темпов роста, не совсем правильно. Если у лидеров рынка темпы роста и будут снижаться, то, во-первых, они все равно останутся выше рыночных, а во-вторых, в основе их развития должен быть рост прибыли. Если этого нет, стоит задуматься о проведении каких-либо изменений.

Борис Краснов, президент группы компаний Verysell

Такие темпы, какими российский ИТ-рынок растет последние пять лет, вряд ли могут сохраняться очень долго. Чем крупнее бизнес, тем сложнее выдерживать высокие темпы роста. В нашем бизнесе сегмент ИТ-услуг ежегодно удваивается. Это более прибыльный бизнес, нежели дистрибуция, и мы считаем, что движемся в правильном направлении. Крупные ИТ-компании смогут сохранять опережающий рост, если будут активно участвовать в процессе консолидации на российском ИТ-рынке.

Борис Бобровников, генеральный директор компании "Крок"

На рынке все взаимосвязано – нет услуг без "железа" и наоборот. Доля ИТ-услуг в обороте "Крока" ежегодно растет, но замедления общих темпов роста не происходит. Модель бизнеса системных интеграторов предполагает именно такое развитие. Мы к этому были готовы, и я вполне доволен результатом. Другое дело, что для компании, которая изначально ориентировалась на модель дистрибуции, развитие направления ИТ-услуг потребует серьезных инвестиций. Тогда показатели прибыли и динамики роста могут пострадать. Насколько это оправданно, каждый владелец бизнеса решает сам.

Шамиль Шакиров, президент компании "Ай-Теко"

Если то, что мы делаем, называется системной интеграцией, консалтингом, то массовые поставки техники здесь ни при чем. Как государству, так и ИТ-бизнесу важен не столько рост объема импорта оборудования, сколько вовлечение как можно большего числа ресурсов внутри страны в реализацию ИТ-услуг. В России сейчас на ИТ тратится в 10 раз меньше, чем на Западе. И мы выступаем в роли потребителей на западном рынке ИТ-услуг, экспортируя технологии и продукты, в цене которых есть и доля затрат производителя на ИТ-услуги.

Сергей Мацоцкий, генеральный директор IBS

На мой взгляд, структура российского ИТ-рынка практически не меняется – он все еще hardware driven. Большой объем услуг приходится на технический сервис, который является производным от продажи оборудования. В отличие от консалтинга или внедрения бизнес-приложений такой сервис не двигает рынок вперед. И быстро ситуация измениться не может.
Наша компания уже несколько лет реализует стратегию, направленную на увеличение доли ИТ-услуг в общем обороте. Сейчас она составляет около 50%. В начале реализации эта стратегия привела к некоторому снижению темпов роста, но затем ситуация выровнялась за счет включения управленческих и бизнес-механизмов: выстраивания соответствующей новой стратегии, оргструктуры, системы управления рисками, усовершенствования мотивации персонала, диверсификации клиентской базы. У IBS сейчас нет ни одного клиента, который приносил бы более 10% от общей выручки компании. За последние три года темпы роста доли услуг в обороте IBS составляют в среднем 50%, при темпах роста компании в целом – более 30%. То есть при грамотном подходе изменение структуры оборота вовсе не становится тормозом для быстрого роста бизнеса.

Тагир Яппаров, президент компании "АйТи"

Еще в 2002 году мы приняли и последовательно реализуем стратегический план развития компании, ориентированный на ИТ-сервисы. Безусловно, это отражается на доходах в валовом исчислении – они ниже, чем у большинства коллег-интеграторов, львиная доля бизнеса которых приходится на корпоративные поставки оборудования и ПО. Зато высокие темпы роста направления ИТ-услуг уже определяют наши общие темпы роста (на долю "чистых" ИТ-услуг приходится свыше половины дохода компании).

Александр Калинин, президент НКК

В 2005 году мы объединили все интеграторские бизнесы в одной компании – "Систематике". И рассчитываем, что постепенно это приведет к росту составляющей ИТ-услуг в холдинге. Пока, несмотря на сложный переходный период, связанный с реорганизацией, снижения темпов роста не происходит.

Кнопка жизни
Центральный федеральный округ