In English

Ровесники рынка: «АйТи»

30.11.2007
Издание: Секрет фирмы
Компания "АйТи" основана в конце 1990 года выпускниками МГУ Тагиром Яппаровым и Игорем Касимовым. Сейчас это группа компаний, в состав которой помимо системного интегратора входят также дочерние фирмы "Академия АйТи", Aplana Software Services, "AVA дистрибуция", "БОСС. Кадровые системы", "Мобико". Ключевой бизнес "АйТи" – профессиональные услуги по созданию корпоративных информационных систем и их сопровождению на всем протяжении жизненного цикла.

С 2002 года компания реализует стратегический план развития бизнеса, ориентированный на предоставление "чистых" ИТ-услуг. В структуре доходов "АйТи" на их долю приходится более половины всего оборота группы, а доля проектных поставок оборудования и ПО (31%) существенно ниже, чем у многих других системных интеграторов. По структуре своего бизнеса "АйТи" близка к западным ИТ-сервис-провайдерам: тяготеющая к консалтингу фирма с широким спектром решений, сервисов и обширной клиентской базой. В числе ее крупнейших заказчиков такие предприятия, как ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, "Русал", "Иркутскэнерго", "Уралмашзавод", МТС, "Ростелеком", Сбербанк, ФНС, Пенсионный фонд РФ и другие. Пятая часть контрактов приходится на госсектор. Одна из приоритетных задач "АйТи" – обеспечить свое плотное региональное присутствие: у компании 23 филиала в крупнейших регионах России и странах СНГ (общий штат группы – 1200 человек).

Такой стратегический выбор на российском рынке системной интеграции был довольно рискованным. Доходы "инженерных" фирм, специализирующихся на "тяжелых" инфраструктурных проектах, сопряженных с поставками дорогостоящей техники, были выше, чем у "сервисной" "АйТи". Зато теперь высокие темпы роста сектора ИТ-услуг способствуют развитию бизнеса группы.

Дочерняя "Академия АйТи" играет одну из ведущих ролей на активно растущем рынке дополнительного образования и профессиональной переподготовки. Учебный центр первым в России прошел государственную аттестацию и аккредитацию, получив право выдавать дипломы государственного образца. Компания активно использует дистанционную форму обучения, имея партнерское соглашение с Thomson NETg, разработчиком курсов для систем e-Learning. Интегрируя систему обучения с системой управления персоналом (популярный на рынке продукт "БОСС-кадровик"), "АйТи" предлагает услуги по созданию корпоративных НR-порталов.

Бессменный руководитель "АйТи" Тагир Яппаров увлечен поиском перспективных инновационных проектов: "Мы видим на рынке команды, представляющие для нас интерес".

***
Тагир Яппаров, президент компании "АйТи"
С чего начинался ваш бизнес?
– С кооператива, который организовали мои университетские друзья. Я был техническим директором и в 1988 году получал огромные по тем временам деньги – 2 тыс. рублей. Однако очень быстро понял, что сборка и продажа компьютеров – не самое интересное в жизни дело. Через год я решил создать свой бизнес и поставил себе задачу сформировать компанию, из которой мог бы уйти на пенсию.

Чем вы отличаетесь от себя самого 15-летней давности?
– Стало меньше иллюзий, больше внимания уделяю планированию и оценке рисков.

Любимая цитата, книга, оказавшая сильное влияние на ваше мировоззрение?
– Еще в университете прочитал "Скотный двор" Оруэлла, причем в оригинале – в СССР книга была запрещена. Эта сатира, особенно заповеди, созданные обитателями скотного двора, потрясли меня своей афористичностью и образностью. Очень жизненной представляется фраза о том, что "все равны, но некоторые равны более других".

Принятое вами решение, оказавшее решающее воздействие на развитие вашей компании?
– В 1990-х годах было много соблазнов и возможностей. Но тогда было принято решение не заниматься другим бизнесом – только созданием информационных систем. Думаю, ставка на ИТ была верной.

Ошибка, которая до сих пор не дает покоя?
– У нас был проект создания российской ЕRР-системы "БОСС-корпорация". Привлекли много ресурсов, но в 2000 году проект закрыли, поняв, что надо более трезво оценивать как готовность рынка, так и перспективы конкуренции с западными вендорами. Проект стоил компании ощутимых потерь в бизнесе, но это был ценный опыт.

Какой вы видите вашу компанию через пять лет и свою роль в ней?
– Компания становится глобальной в рамках русскоязычного рынка. Мы хотим как можно ближе дойти до наших клиентов, и это серьезная бизнес-задача. Думаю, в течение пяти-десяти лет оперативное управление будет передано наемным менеджерам, акционеры же займутся стратегическими вопросами.

Какой самый главный совет вы бы дали коллегам?
– Многие считают, что сейчас стало меньше возможностей для создания бизнеса. Мне кажется, это не так. Появляется много новых идей, и не нужно бояться запускать новые проекты – хорошие идеи будут востребованы рынком.

Если не "АйТи", то где бы вы могли еще работать?
– Планировал свою жизнь в сфере науки и образования. Наверное, мог бы работать в компании, связанной с технологиями. Но уверен, что нашел свое место.

Кнопка жизни
Центральный федеральный округ