In English

Интерактивный чиновник

30.05.2007
Издание: Эксперт Волга
Поволжские власти начинают переходить от слов к действиям в использовании информационных технологий для решения насущных задач регионов. Госструктуры инициируют социальные проекты, способные повысить эффективность диалога с населением.

Госсектор становится одним из самых перспективных заказчиков на рынке информационно-компьютерных технологий (ИКТ). По данным CNews Analytics, в 2003 году объем государственных расходов на информатизацию органов власти составлял 20 млрд рублей, в 2004-м - 50 млрд, а в 2005-м - 60 млрд рублей. С началом административной реформы в отрасль пошли бюджетные деньги и начала меняться структура спроса - от простой закупки компьютеров к сложным средствам анализа и поддержки принятия решений. На федеральном уровне общая тенденция проявилась в росте региональных заявок в рамках целевой программы "Электронная Россия", связанных с повышением эффективности органов госвласти. В прошлом году, по данным Минэкономразвития РФ, было реализовано 26 таких проектов, в 2007 году от регионов поступило 145 заявок, а объем запрашиваемых для их финансирования бюджетных средств вырос на 80%. Соответственно меняется и рынок информационных технологий: общим вектором развития стал переход от поставок "железа" к решению бизнес-задач заказчика.

Как отмечает аналитический центр "Эксперт Волга" (см. "По всем направлениям" в N 10 нашего журнала за 2007 год), в структуре поволжского ИТ-рынка, основным драйвером роста которого была дистрибуция оборудования и ПО, доля услуг с высокой добавленной стоимостью (20,6%) приближается к объему средств от поставки аппаратно-программных комплексов (26,5%).

"Госструктуры и муниципалитеты уже обеспечены прикладными программами для бухгалтерии и финансов, существуют локальные информационные системы для отдельных подразделений. Теперь, чтобы повысить качество управления, нужно объединить их в интегрированные проекты с использованием широкого спектра ПО. Кроме того, растут требования населения и бизнеса к скорости и формату предоставления государственных услуг", - констатирует Максим Зотов, директор компании "Парус-Приволжье" - одного из крупных поставщиков бухгалтерского программного обеспечения для органов власти в Нижегородской области.

Расширение информационного пространства

Автоматизация процессов управления до последнего времени была направлена в основном на внутреннюю деятельность госструктур. Последние два года власти активно вкладывались в увеличение парка серверного и телекоммуникационного оборудования, внедрение систем видеоконференцсвязи, расширяли каналы связи до районных структур. Татарстан в прошлом году первым из республик локализовал операционную систему Windows с использованием национального языка. Заказ республиканского правительства, стоимость которого участники рынка оценивают в 10-12 млн рублей, Microsoft выполнила бесплатно, получив при этом весь рынок для внедрения системы - от школ до органов управления. В 2007 году власти республики совместно с Microsoft намерены расширить спектр программных продуктов с татарским интерфейсом за счет локализации Windows Vista и Office 2007.

Традиционно устойчивую потребность в бухгалтерских программах дополнительно стимулирует реформа госбюджетного учета. В них вносится много изменений, поэтому потребность в профессиональной поддержке становится важнее покупки самого ПО. Это самый конкурентный сегмент услуг, причем конкурируют не столько программные продукты, сколько компании-поставщики, подтверждает Максим Зотов. На нижегородском рынке предлагаются тиражные версии "1C" и "Парус", зато игроков в сегменте государственных и бюджетных организаций, которые занимаются сопровождением программ, насчитывается более десятка.

Органы власти и бюджетные организации активно генерируют спрос на создание электронного документооборота (ЭД), баз данных. По оценке компании "КРОК", совокупная доля госорганизаций на рынке систем ЭД составляет до 35%. CNews Analytics полагает, что в ближайшей перспективе чиновники останутся основными потребителями решений этого класса, так как объем работ, начавшихся еще в 2002-2003 годах, далеко не исчерпан. Согласно региональным программам "электронного правительства", разработанным до 2010-2012 года, доля ЭД к этому сроку должна увеличиться до 70-80%. То, что потенциал этого сегмента услуг будет сохраняться, подтверждает Людмила Табачникова, руководитель отдела решений самарской компании "Программные технологии": "Информационный поток с каждым годом нарастает. Для контроля согласований, сохранения истории изменений в документах и создания электронного архива, увеличения скорости прохождения актов и распоряжений постоянно требуется оптимизация инфраструктуры и компьютерного парка".

Параллельно с созданием ЭД органы власти начали формировать основные базы данных, связанные прежде всего с социальным обеспечением в регионах. Так, в Самарской области в рамках целевой программы адресной помощи Минздрав создал более 40 баз данных, обобщающих статистику услуг в поликлиниках и стационарах, обеспечения лекарствами и т.п. Около двухсот персональных баз данных для назначения и выплат пособий и компенсаций сформировано в социальном блоке регионального правительства. Аналогичный информационный ресурс под названием "Социальная помощь" внедряется в Нижегородской области. В Чувашии синхронизацию муниципальных баз данных о населении поддерживают все ведущие ведомства - МЧС, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медстрахования, ГАС "Выборы".

Однако вся эта информация используется главным образом, по терминологии чиновников, "во внутреннем контуре", то есть для административных потребностей. К примеру, в Нижегородской области доля государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, сегодня не превышает 3%, и это типичный показатель для поволжских регионов. Даже в Самарской области, которая несколько лет назад с большой помпой презентовала систему управления регионом с применением мультиагентных технологий (СУП-РЕМА), как и везде, только подступаются к внедрению интегрированных проектов для внешних пользователей.

Вектор "государство - человек"

Высокий отложенный спрос в этом сегменте подтверждают планы региональных правительств. Так, к 2009 году в Нижегородской области планируется увеличить долю е-услуг со стороны органов власти до 80%. Использование накопленной базы данных для развития прежде всего социальных программ входит в первоочередные планы всех поволжских регионов. В каждом из них существует свой проект под общим названием "социальная карта". По определению председателя совета директоров федеральной компании "АйТи" Тагира Яппарова, это электронный ключ как для госструктур, так и для населения: суть проекта состоит в создании единой платформы обмена личными данными граждан между разными ведомствами - больницами, аптеками, органами соцзащиты, ЖКХ - и предоставлении на этой основе льгот и услуг, а также информации из одной точки доступа.

Сфера применения таких карт очень широка: по оценке CNews Analytics, около 40% населения сегодня получает те или иные льготы или компенсации. Широкий круг потенциальных пользователей (помимо льготников это все те, кому необходима информация из госструктур) потребовал расширения информационных сетей: последний год во всех регионах открываются точки свободного доступа в Интернет в отделениях связи, библиотеках, школах и вузах. Одновременно решались задачи интеграции баз данных различных министерств и ведомств в единое информационное пространство.

В Нижегородской области планируется запустить проект "социальная карта" в тестовом режиме в двух районах к концу 2007 года. Разработчик - Всероссийский научно-исследовательский институт вычислительной техники и информатики - предлагает универсальный продукт, который может использоваться как дубликат удостоверения личности для адресного предоставления льгот, как расчетный инструмент (в том числе для оплаты услуг ЖКХ) и как транспортная карта. В Самаре эти функции разделяются: до конца текущего года правительство намерено выпустить 15 тыс. информационных и 40 тыс. платежных карт, обеспечивая ими на начальном этапе только желающих. Первый тип карт будет использоваться для получения информационно-справочной и социально значимой информации, второй, интегрированный с банковской системой - для социальных выплат.

Лицом к бизнесу

Принцип "единого окна" постепенно распространяется на все сферы внешних коммуникаций госструктур. С точки зрения информационных технологий - это переход от разрозненных программ и ресурсов к портальным решениям для бизнеса и населения с предоставлением доступа ко всем необходимым службам и сервисам. При всей очевидности задачи существующие решения все еще напоминают лоскутное одеяло, "кусочки" которого плохо сшиты, а каких-то и вовсе не хватает. Так, по словам Максима Зотова, в Нижегородской области только начинают формироваться земельные и имущественные кадастры, информационные ресурсы для проведения госзакупок. На уровне муниципалитетов реализуются пока единичные проекты.

Подводя прошлогодние итоги, министр информатизации и связи Республики Татарстан Фарит Фазылзянов весьма жестко оценил проблемы своего ведомства, сказав, что реализация проектов зависит от "веса" министерства или продвинутости его ИТ-специалистов. В результате вместо единого информационного пространства существуют разрозненные нестыкуемые проекты. В Самаре, где с 2004 года ведется формирование имущественного реестра и базы данных лицензиатов, общая проблема та же: информационных систем и ресурсов много, но они слабо интегрированы.

Первый комплексный продукт - региональная открытая Геоинформационная система (ГИС) для инвестора - был запущен в декабре прошлого года в Кировской области. Проект при поддержке регионального правительства разработала и поддерживает местная компания "Сеть коммерческой недвижимости". ГИС-система вошла в программу повышения инвестиционной привлекательности Кировской области, которая реализуется с 2007 года, как инструмент взаимодействия органов власти с потенциальными инвесторами в экономику региона. Носители информации - департаменты областного правительства и администрации городов, госучреждения и предприятия, организации и частные лица - могут бесплатно размещать свои сведения на региональном портале. Интернет-ресурс зафиксировал уже более 200 тыс. посещений. "Такая активность говорит о потребности внешних пользователей в достоверной информации о регионе, которую, как правило, трудно получить: она либо разбросана по разным источникам, либо вообще не попадает в открытый доступ", - объясняет привлекательность портала директор "Сети коммерческой недвижимости" Константин Кропачев.

Комплексный проект включает интернет-ресурс, бизнес-справочник "Недвижимость. Земля. Инвестиции. Киров-Вятка 2006/07" с инвестиционной картой города Кирова, на которой представлен рынок действующих, строящихся и планируемых объектов недвижимости, дана информация о порядке и возможностях инвестирования в производство, бизнес и недвижимость региона. Интерактивная СD-версия этого справочника входит в презентационный пакет, который стал одним из инструментов продвижения инвестиционных возможностей региона на любом уровне встреч и переговоров, на российских и зарубежных семинарах, "круглых столах" и конференциях.

К единым стандартам

Разнообразие проектов и аппаратных платформ сегодня требует от органов власти дополнительных ресурсов на администрирование информационных систем и обучение чиновников. Кроме того, государство вынуждено платить поставщику при каждой модернизации ПО и при распространении его в регионах. Минэкономразвития РФ разработало систему стандартизации информационных технологий и программного обеспечения, используемую в государственных информационных системах, для того чтобы обеспечить технологическую независимость государства от поставщиков ПО. Критериями отбора стандартов являются документированность, открытость, свободный доступ, отсутствие "роялти", поддержка рынком и международная распространенность. Генеральный директор компании "КРОК Поволжье" Станислав Архипов прогнозирует в связи с этим смещение спроса в сторону систем транснациональных компаний, которые имеют обширную партнерскую сеть и решения по интеграции с другими системами. Максим Зотов тоже считает, что через несколько лет на рынке останется несколько крупных систем, однако, по его мнению, скорость процесса глобализации будет определяться уровнем требований госзаказчиков.

Центральный федеральный округ