30.05.2007
Издание:
Эксперт Волга
Поволжские власти начинают переходить от слов к действиям в использовании информационных технологий для решения насущных задач регионов. Госструктуры инициируют социальные проекты, способные повысить эффективность диалога с населением.
Госсектор становится одним из самых перспективных заказчиков на рынке информационно-компьютерных технологий (ИКТ). По данным CNews Analytics, в 2003 году объем государственных расходов на информатизацию органов власти составлял 20 млрд рублей, в 2004-м - 50 млрд, а в 2005-м - 60 млрд рублей. С началом административной реформы в отрасль пошли бюджетные деньги и начала меняться структура спроса - от простой закупки компьютеров к сложным средствам анализа и поддержки принятия решений. На федеральном уровне общая тенденция проявилась в росте региональных заявок в рамках целевой программы "Электронная Россия", связанных с повышением эффективности органов госвласти. В прошлом году, по данным Минэкономразвития РФ, было реализовано 26 таких проектов, в 2007 году от регионов поступило 145 заявок, а объем запрашиваемых для их финансирования бюджетных средств вырос на 80%. Соответственно меняется и рынок информационных технологий: общим вектором развития стал переход от поставок "железа" к решению бизнес-задач заказчика.
Как отмечает аналитический центр "Эксперт Волга" (см. "По всем направлениям" в N 10 нашего журнала за 2007 год), в структуре поволжского ИТ-рынка, основным драйвером роста которого была дистрибуция оборудования и ПО, доля услуг с высокой добавленной стоимостью (20,6%) приближается к объему средств от поставки аппаратно-программных комплексов (26,5%).
"Госструктуры и муниципалитеты уже обеспечены прикладными программами для бухгалтерии и финансов, существуют локальные информационные системы для отдельных подразделений. Теперь, чтобы повысить качество управления, нужно объединить их в интегрированные проекты с использованием широкого спектра ПО. Кроме того, растут требования населения и бизнеса к скорости и формату предоставления государственных услуг", - констатирует Максим Зотов, директор компании "Парус-Приволжье" - одного из крупных поставщиков бухгалтерского программного обеспечения для органов власти в Нижегородской области.
Расширение информационного пространства
Автоматизация процессов управления до последнего времени была направлена в основном на внутреннюю деятельность госструктур. Последние два года власти активно вкладывались в увеличение парка серверного и телекоммуникационного оборудования, внедрение систем видеоконференцсвязи, расширяли каналы связи до районных структур. Татарстан в прошлом году первым из республик локализовал операционную систему Windows с использованием национального языка. Заказ республиканского правительства, стоимость которого участники рынка оценивают в 10-12 млн рублей, Microsoft выполнила бесплатно, получив при этом весь рынок для внедрения системы - от школ до органов управления. В 2007 году власти республики совместно с Microsoft намерены расширить спектр программных продуктов с татарским интерфейсом за счет локализации Windows Vista и Office 2007.
Традиционно устойчивую потребность в бухгалтерских программах дополнительно стимулирует реформа госбюджетного учета. В них вносится много изменений, поэтому потребность в профессиональной поддержке становится важнее покупки самого ПО. Это самый конкурентный сегмент услуг, причем конкурируют не столько программные продукты, сколько компании-поставщики, подтверждает Максим Зотов. На нижегородском рынке предлагаются тиражные версии "1C" и "Парус", зато игроков в сегменте государственных и бюджетных организаций, которые занимаются сопровождением программ, насчитывается более десятка.
Органы власти и бюджетные организации активно генерируют спрос на создание электронного документооборота (ЭД), баз данных. По оценке компании "КРОК", совокупная доля госорганизаций на рынке систем ЭД составляет до 35%. CNews Analytics полагает, что в ближайшей перспективе чиновники останутся основными потребителями решений этого класса, так как объем работ, начавшихся еще в 2002-2003 годах, далеко не исчерпан. Согласно региональным программам "электронного правительства", разработанным до 2010-2012 года, доля ЭД к этому сроку должна увеличиться до 70-80%. То, что потенциал этого сегмента услуг будет сохраняться, подтверждает Людмила Табачникова, руководитель отдела решений самарской компании "Программные технологии": "Информационный поток с каждым годом нарастает. Для контроля согласований, сохранения истории изменений в документах и создания электронного архива, увеличения скорости прохождения актов и распоряжений постоянно требуется оптимизация инфраструктуры и компьютерного парка".
Параллельно с созданием ЭД органы власти начали формировать основные базы данных, связанные прежде всего с социальным обеспечением в регионах. Так, в Самарской области в рамках целевой программы адресной помощи Минздрав создал более 40 баз данных, обобщающих статистику услуг в поликлиниках и стационарах, обеспечения лекарствами и т.п. Около двухсот персональных баз данных для назначения и выплат пособий и компенсаций сформировано в социальном блоке регионального правительства. Аналогичный информационный ресурс под названием "Социальная помощь" внедряется в Нижегородской области. В Чувашии синхронизацию муниципальных баз данных о населении поддерживают все ведущие ведомства - МЧС, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медстрахования, ГАС "Выборы".
Однако вся эта информация используется главным образом, по терминологии чиновников, "во внутреннем контуре", то есть для административных потребностей. К примеру, в Нижегородской области доля государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, сегодня не превышает 3%, и это типичный показатель для поволжских регионов. Даже в Самарской области, которая несколько лет назад с большой помпой презентовала систему управления регионом с применением мультиагентных технологий (СУП-РЕМА), как и везде, только подступаются к внедрению интегрированных проектов для внешних пользователей.
Вектор "государство - человек"
Высокий отложенный спрос в этом сегменте подтверждают планы региональных правительств. Так, к 2009 году в Нижегородской области планируется увеличить долю е-услуг со стороны органов власти до 80%. Использование накопленной базы данных для развития прежде всего социальных программ входит в первоочередные планы всех поволжских регионов. В каждом из них существует свой проект под общим названием "социальная карта". По определению председателя совета директоров федеральной компании "АйТи" Тагира Яппарова, это электронный ключ как для госструктур, так и для населения: суть проекта состоит в создании единой платформы обмена личными данными граждан между разными ведомствами - больницами, аптеками, органами соцзащиты, ЖКХ - и предоставлении на этой основе льгот и услуг, а также информации из одной точки доступа.
Сфера применения таких карт очень широка: по оценке CNews Analytics, около 40% населения сегодня получает те или иные льготы или компенсации. Широкий круг потенциальных пользователей (помимо льготников это все те, кому необходима информация из госструктур) потребовал расширения информационных сетей: последний год во всех регионах открываются точки свободного доступа в Интернет в отделениях связи, библиотеках, школах и вузах. Одновременно решались задачи интеграции баз данных различных министерств и ведомств в единое информационное пространство.
В Нижегородской области планируется запустить проект "социальная карта" в тестовом режиме в двух районах к концу 2007 года. Разработчик - Всероссийский научно-исследовательский институт вычислительной техники и информатики - предлагает универсальный продукт, который может использоваться как дубликат удостоверения личности для адресного предоставления льгот, как расчетный инструмент (в том числе для оплаты услуг ЖКХ) и как транспортная карта. В Самаре эти функции разделяются: до конца текущего года правительство намерено выпустить 15 тыс. информационных и 40 тыс. платежных карт, обеспечивая ими на начальном этапе только желающих. Первый тип карт будет использоваться для получения информационно-справочной и социально значимой информации, второй, интегрированный с банковской системой - для социальных выплат.
Лицом к бизнесу
Принцип "единого окна" постепенно распространяется на все сферы внешних коммуникаций госструктур. С точки зрения информационных технологий - это переход от разрозненных программ и ресурсов к портальным решениям для бизнеса и населения с предоставлением доступа ко всем необходимым службам и сервисам. При всей очевидности задачи существующие решения все еще напоминают лоскутное одеяло, "кусочки" которого плохо сшиты, а каких-то и вовсе не хватает. Так, по словам Максима Зотова, в Нижегородской области только начинают формироваться земельные и имущественные кадастры, информационные ресурсы для проведения госзакупок. На уровне муниципалитетов реализуются пока единичные проекты.
Подводя прошлогодние итоги, министр информатизации и связи Республики Татарстан Фарит Фазылзянов весьма жестко оценил проблемы своего ведомства, сказав, что реализация проектов зависит от "веса" министерства или продвинутости его ИТ-специалистов. В результате вместо единого информационного пространства существуют разрозненные нестыкуемые проекты. В Самаре, где с 2004 года ведется формирование имущественного реестра и базы данных лицензиатов, общая проблема та же: информационных систем и ресурсов много, но они слабо интегрированы.
Первый комплексный продукт - региональная открытая Геоинформационная система (ГИС) для инвестора - был запущен в декабре прошлого года в Кировской области. Проект при поддержке регионального правительства разработала и поддерживает местная компания "Сеть коммерческой недвижимости". ГИС-система вошла в программу повышения инвестиционной привлекательности Кировской области, которая реализуется с 2007 года, как инструмент взаимодействия органов власти с потенциальными инвесторами в экономику региона. Носители информации - департаменты областного правительства и администрации городов, госучреждения и предприятия, организации и частные лица - могут бесплатно размещать свои сведения на региональном портале. Интернет-ресурс зафиксировал уже более 200 тыс. посещений. "Такая активность говорит о потребности внешних пользователей в достоверной информации о регионе, которую, как правило, трудно получить: она либо разбросана по разным источникам, либо вообще не попадает в открытый доступ", - объясняет привлекательность портала директор "Сети коммерческой недвижимости" Константин Кропачев.
Комплексный проект включает интернет-ресурс, бизнес-справочник "Недвижимость. Земля. Инвестиции. Киров-Вятка 2006/07" с инвестиционной картой города Кирова, на которой представлен рынок действующих, строящихся и планируемых объектов недвижимости, дана информация о порядке и возможностях инвестирования в производство, бизнес и недвижимость региона. Интерактивная СD-версия этого справочника входит в презентационный пакет, который стал одним из инструментов продвижения инвестиционных возможностей региона на любом уровне встреч и переговоров, на российских и зарубежных семинарах, "круглых столах" и конференциях.
К единым стандартам
Разнообразие проектов и аппаратных платформ сегодня требует от органов власти дополнительных ресурсов на администрирование информационных систем и обучение чиновников. Кроме того, государство вынуждено платить поставщику при каждой модернизации ПО и при распространении его в регионах. Минэкономразвития РФ разработало систему стандартизации информационных технологий и программного обеспечения, используемую в государственных информационных системах, для того чтобы обеспечить технологическую независимость государства от поставщиков ПО. Критериями отбора стандартов являются документированность, открытость, свободный доступ, отсутствие "роялти", поддержка рынком и международная распространенность. Генеральный директор компании "КРОК Поволжье" Станислав Архипов прогнозирует в связи с этим смещение спроса в сторону систем транснациональных компаний, которые имеют обширную партнерскую сеть и решения по интеграции с другими системами. Максим Зотов тоже считает, что через несколько лет на рынке останется несколько крупных систем, однако, по его мнению, скорость процесса глобализации будет определяться уровнем требований госзаказчиков.