In English

Экономная и ещё экономнее управление программами лицензирования ПО

09.08.2007, Некрасова Елена
Издание: CIO
Программы лицензирования ПО, предлагаемые вендорами, объёмны и многовариантны, поэтому при выборе этих программ у заказчика возникает множество вопросов. Какие существуют варианты лицензирования, на какие организации они ориентированны? Как грамотно и аргументировано свести переговоры с поставщиками, чтобы добиться максимально возможного снижения цены лицензий? Как правильно и наименьшими издержками мигрировать с одной программы лицензирования на другую?

Политика лицензирования большинства крупных вендоров строится, в целом, по двум направлениям: либо стандартная продажа лицензий, либо индивидуальные соглашения, когда условия приобретения лицензий и скидки обсуждаются в частном порядке.

Очень четкую и хорошо детализированную систему лицензирования имеет Microsoft. На примере анализа ее программ попробуем разобраться с тем, какие возможны варианты лицензирования. Microsoft предлагает три основных типа поставки: ОЕМ-версии, которые обычно продаются с оборудованием, коробочные поставки и корпоративные программы лицензирования.

OEM и коробочные поставки подразумевают очень ограниченный набор вариантов, они специально созданы для того, чтобы поставлять ПО вместе с оборудованием и для приобретения единичных копий ПО (это удобно, например, тем, кто приобретает программу для домашнего ПК). Поэтому эти программы лицензирования в рамках данной статьи мы не станем рассматривать подробно.

Наибольший интерес представляют программы корпоративного лицензирования. Эти программы позволяют выбирать варианты оплаты и поставок (поставка только лицензий или лицензий с пакетом бесплатных обновлений и дополнительного сервиса). В пакет может входить бесплатное получение новых версий ПО, обучение, круглосуточная техническая поддержка, ряд дополнительных возможностей для тех сотрудников, которые собираются использовать лицензионное ПО для своих домашних компьютеров, и др. Эти программы предлагают также несколько уровней скидок в зависимости от количества лицензий. В основном управление лицензиями ориентировано именно на программы корпоративного лицензирования.

Крупные вендоры предлагают несколько программ корпоративного лицензирования, в зависимости от вариантов оплаты и прав собственности. Как правило, все они сводятся к следующим вариантам:
  • приобретение лицензий и носителей в постоянное пользование;
  • приобретение лицензий в постоянное пользование с пакетом бесплатных обновлений и дополнительного сервиса в рассрочку;
  • аренда лицензий с возможностью выкупа в постоянное пользование с пакетом бесплатных обновлений и дополнительного сервиса.
Рассмотрим программы корпоративного лицензирования более детально.

По программам корпоративного лицензирования с единовременной оплатой или с рассрочкой заказчик приобретает лицензии фактически в вечное пользование; эти лицензии будут у него до тех пор, пока юридическое лицо не прекратит существование. Программа может быть ограничена приобретением только лицензий или включать пакет бесплатных обновлений и дополнительный сервис и т. п.

Сразу или по частям

Заказчик может оплатить лицензии сразу или в рассрочку, взяв таким образом товарный кредит. По условиям некоторых программ клиент оплачивает все и сразу. При покупке лицензий в рассрочку — например на 3 года — заключается договор о платежах на 3 года, и окончательно лицензии в собственность заказчик получает только по истечении трех лет. Но и в этом случае лицензии приобретаются в бессрочное пользование. По программе рассрочки, после того как начаты выплаты, считается, что компания пользуется лицензионным продуктом. «Рассрочка — очень удобный вариант для клиента, потому что по программе трехлетней рассрочки цены на некоторые продукты фиксируются, - говорит Наталья Миронова, руководитель отдела развития бизнеса Microsoft компании „АйТи". - Таким образом, если за 3 года цены вырастают, то клиент все равно платит по старой цене. Это равносильно кредитованию. Можно провести следующие расчеты: ставка по кредитам для предприятий сейчас составляет порядка 15-20%, средний рост цен на продукты Microsoft в год равен 10~30%, а иногда может достигать даже 40~80% для ряда позиций. Поэтому, если сравнивать рост цен со ставкой кредитования, можно получить очень интересные варианты».

Подпишитесь и пользуйтесь

Одна из распространенных программ лицензирования — подписка. «В случае с продуктами Microsoft эта программа пользуется гораздо меньшим спросом, чем все остальные, — рассказывает Наталья Миронова. — Дело в том, что у нее есть важные ограничения. Так, по ней нельзя приобрести Office Standard или лицензии клиентского доступа к Windows Server. Эти лицензии можно приобрести только в пакете лицензий клиентского доступа Microsoft Core CAL Suite (набор клиентских лицензий для доступа к Windows Server, Exchange Server, SharePoint Portal Server и SMS Server). Заказчики сегодня, как правило, выбирают программы Open License, Open Value, Enterprise Agreement».

Заказчик приобретает право пользоваться этим программным продуктом на время. По мнению Натальи Мироновой, такая программа очень выгодна для компаний, которые не могут предсказать, как через некоторое время изменится у них количество рабочих мест. Это единственная программа, которая учитывает не только рост, но и уменьшение числа рабочих мест. В отличие от подписки, другие программы (OLP, OV, ЕА) такого не позволяют - даже при фактическом уменьшении числа рабочих мест компания будет выплачивать стоимость изначально оговоренного числа лицензий. Увеличение числа лицензий, конечно, возможно в любой программе.

По завершении программы подписки пользователь обязан либо выкупить эти лицензии по их практически полной стоимости (с небольшим дисконтом), либо удалить все ПО. Третий вариант завершения подписки - заключение нового соглашения об аренде.

«Годовые выплаты по программе подписки (OVS, EAS), как правило, дешевле, чем годовые выплаты по программе рассрочки (OV, EA). Но при расчетах на три года вместе с выкупом лицензий в постоянное пользование программы подписки обычно дороже, чем программы рассрочки. Однако у нас есть примеры заказчиков, у которых использование этой программы подписки, например, в течение 6 лет было более выгодным, чем просто покупка лицензий. В этом, кстати, и есть суть управления лицензиями - правильно просчитать все условия и выбрать оптимальный вариант лицензирования», — отмечает Наталья Миронова.

Как примирить закон со здравым смыслом

Подписка — это, фактически, аренда ПО. Но в российском законодательстве термин «аренда» трактуется несколько ограниченно, поэтому с юридической точки зрения об аренде лицензий речи не идет. Вообще, реализация программ лицензирования и их документационного обеспечения связана с рядом юридических проблем, обусловленных особенностями российского законодательства.
«Весь мир идет в сторону электронного лицензирования, то есть заказчику дается лицензионный ключ, соглашение, ссылка на сайт производителя — пользуйтесь, вы обладаете всеми правами, - рассказывает Виктор Попов, директор отделения технологий департамента системных решений IBS. - У западного клиента проблем нет, он так привык. В России же в этой ситуации к нам приходят бухгалтер и юрист заказчика и спрашивают: а где собственно то, что вы нам продали, например, за 1 млн. долл.? Где документы? Это колоссальная проблема».

Еще сложнее обстоит дело с холдингами, когда под программу лицензирования подпадает вся вертикаль: управляющая компания, дочерние компании, дочерние компании дочерних компаний и так до самого низа. Лицензировать только на управляющую компанию, скорее всего, не получится, поскольку при покупке 10 тысяч лицензий компанией с численностью 100 человек у налоговых органов часто возникает подозрение в нецелевом использовании средств.

Вендоры эти проблемы решить не в состоянии, да часто просто и не знают о них. Зато с этими проблемами постоянно сталкиваются интеграторы. Именно они, аккумулируя опыт многих заказчиков и привлекая юристов, могут разработать схемы лицензирования, наиболее выгодные в конкретном случае. «На основе значительного опыта мы разработали свое ноу-хау, - рассказывает Виктор Попов. - В случае холдинга мы составляем такие договоры и агентские соглашения, в которых отражены приемка-передача лицензий для дочерних компаний. Поскольку у нас за плечами уже много таких проектов, мы точно знаем, что в каком договоре писать и что это значит с юридической точки зрения. Таким образом, для крупных компаний со сложной структурой мы предлагаем отработанную схему, которая снижает риски и временные затраты при реализации корпоративных программ лицензирования».

Большим — больше внимания

У ряда вендоров существуют специальные программы, ориентированные на очень крупные предприятия, — это программы Enterprise Agreement (корпоративные соглашения), которые условно можно назвать поставками оптом. Такие программы начинаются с достаточно большого количества рабочих мест (например с 250 у Microsoft) и помимо стандартных льготных условий предполагают ряд дополнительных. Так, Microsoft в рамках Enterprise Agreement предлагает дополнительный сервис в виде программ обучения, технической поддержки, инструментов для развертывания серверного ПО и т.п. «Для клиента по перечню сервисов это получается более выгодным, хотя по цене - не всегда, — отмечает Наталья Миронова. — Но есть определенные нюансы, которые возможны только в таких корпоративных соглашениях.

Например, это оплата рассрочки не ежегодно, а поквартально — в других программах это невозможно. Когда мы говорим о рассрочке, то обычно речь идет о годовых платежах - когда раз в год выплачиваете? треть стоимости лицензий. При больших контрактах могут быть особые условия, и Microsoft готова пойти на прием ежеквартальных платежей. Для компаний это иногда выгоднее, так как порция платежей получается меньше».

Кроме того, в рамках Enterprise Agreement могут быть и другие условия. Например, программы с рассрочкой подразумевают, что заказчик выплачивает ежегодно, грубо говоря, 33,3% стоимости. A Enterprise Agreement может позволить манипулировать этими платежами — например, в первый год оплачивается 30%, во второй - 20%, а в третий год — 50%. В других программах это невозможно.


Маленькие хитрости, или Дьявол кроется в деталях

Существует два пути по поиску наиболее удачного предложения поставщика; путь тендера и путь, который условно можно назвать постепенным мотивированным снижением цены. В первом случае выбор поставщика осуществляется на основании результатов открытого тендера на поставку или внедрение. Взвешивая поступившие предложения и оценивая их по стоимости и детальности проработки, заказчик выбирает наиболее подходящее из них и заключает контракт.

«Путь мотивированного снижения цены лучше пояснить на примере, - говорит Александр Гурин, руководитель направления защиты и лицензирования ПО компании Aladdin. — Допустим, вы изучили рыночные предложения и выбрали компании А, В, С, D. Компания А предлагает снижение на 30%, тогда как В, С, D — только на 20%. Сообщая трем последним компаниям, что вы рассматриваете их в качестве возможного поставщика, вы указываете на прейскурант компании А. Скорее всего какой-либо поставщик (возможно ~ все) предложит вам такую же скидку - 30%. Тогда вы вновь обращаетесь к компании А и ведете переговоры о снижении цены, мотивируя тем, что 30% предлагает не она одна. Играть на снижении можно только до определенного предела, но добиться существенных результатов таким способом вполне реально». Однако поиском лучшего предложения арсенал способов снижения инвестиционной нагрузки не ограничивается. Динамично развивающаяся компания, обладающая четко сформулированной бизнес-стратегией и базирующейся на ней ИТ-стратегией, может получить некоторые преимущества по приобретению лицензий, если учтены перспективы масштабирования корпоративной системы. Например, если компания сегодня приобретает 200 лицензий, а в следующем году планирует купить еще 100, она может получить условную скидку за счет фиксирования цен: цены фиксируются на этапе соглашения, и через год компания может приобрести лицензии по той же цене.

Еще один способ снижения инвестиционной нагрузки - приобретение пакета дополнительного сервиса с бесплатными обновлениями. Он несравним по цене со стоимостью полной версии нового продукта. И в определенных случаях компаниям очень выгодно приобрести такой пакет. Это помогает им быстро и без дополнительных затрат перейти на новую версию ПО. В пакет дополнительных сервисов входят самые разные премии: обучение (иногда в очных авторизованных центрах, иногда на дистанционных курсах), специальные пакеты для настройки и оптимизации серверного ПО, иногда там есть резервная копия, которую можно установить на резервный сервер, и др.

В целом, при выборе программы лицензирования специалисты советуют сравнивать варианты на определенном временном горизонте. По мнению Виктора Попова, оптимальный период — 7 лет, поскольку обычно на этом отрезке происходит выпуск новой версии: «На этом временном отрезке надо выбирать, что более выгодно: поддерживать действующее ПО, закупать новое или использовать схему аренды, и какую версию продукта предпочесть. Многие компании применяют систему „2 минус 1", то есть использование предыдущей версии системы. Более того, корпоративные политики могут предполагать пропуск какой-то конкретной версии, Например, переход с Windows 95 на Windows 2000, минуя Windows 98. Используя такие схемы, можно снизить стоимость владения ПО».
Отдельно стоит упомянуть о схеме лицензирования, согласно которой ограничение вводится по числу пользователей, одновременно работающих с программным продуктом. Понятно, что при такой схеме покупатель платит за определенное количество лицензий, исходя из рабочих мест в компании, что позволяет ему сэкономить.

Еще одним способом лицензирования является плата за используемые компоненты. «Очень часто промышленная версия ПО является избыточной для конкретной компании и при этом состоит из пакета независимых модулей, не каждый из которых найдет применение в сетевой инфраструктуре заказчика, - рассказывает Александр Гурин. - Не делая лицензирования по модулям, разработчик заведомо „утяжеляет" свой продукт, что естественным образом отражается на его стоимости. При этом, как правило, полный функционал попросту не используется — это „мертвый груз" для клиента. Применение помодульного лицензирования позволяет избежать ненужных технологических издержек и сформировать наиболее адекватный персональный прейскурант. Допустим, при использовании аппаратных ключей для защиты и лицензирования программного обеспечения задача помодульной продажи решается максимально просто. Казалось бы, включение еще одного компонента (аппаратного ключа) в „коробку" должно привести к увеличению цены, однако возможности в любой момент добавить или удалить лицензию, включить или удалить функционал без обращений к программистам оптимизируют и упрощают использование продукта».

«Один из действенных способов снизить инвестиционную нагрузку — воспользоваться услугами хостинга решения, — советует Эдуард Давиджан, руководитель группы по развитию партнерской сети Microsoft Dynamics. — В этом случае компания-клиент не приобретает систему в собственность, а оплачивает лишь доступ к ней на регулярной основе. Это позволяет значительно снизить инвестиции на начальном этапе использования продукта».

Еще один ценный совет заказчику: подходить к выбору программы лицензирования с позиций «одна голова хорошо, а две — лучше». Есть смысп иметь разных партнеров по консалтингу и по покупке лицензий: в одной компании размещается заказ на консалтинговые услуги по управлению лицензиями, а приобретаются лицензии в другой, Возможно и проведение консультаций напрямую с экспертами вендора — у них есть отделы лицензирования, специалисты которых знают все нюансы. Иногда такие независимые консультации могут быть очень полезны.


Нелегкая доля мигранта

Бывает, что, подписав договор на приобретение лицензий по одной программе, заказчик через некоторое время понимает, что ошибся. Встает вопрос о миграции на другую программу лицензирования.

Теоретически, смена программы лицензирования возможна. Но далеко не всегда условия миграции между различными программами одинаковы. Например, в рамках корпоративных программ лицензирования Microsoft можно приобрести подписку, а потом перейти на программу рассрочки, но нельзя приобрести рассрочку, а потом от нее отказаться и перейти на подписку. В ряде случаев есть только один способ мигрировать - прекратить действующую программу и подписаться на новую.

У ряда вендоров есть возможность оценить выбранную программу в течение фиксированного временного периода и, при необходимости перейти на другую.
Камнем преткновения и источником юридических казусов становятся ситуации слияний и поглощений компаний, нередкие на динамично развивающемся российском рынке. Наиболее яркий пример - ЮКОС которого было приобретено ПО Microsoft по программе Entetpprise Agreement — большому корпоративному соглашению. Компания внесла первый платеж по рассрочке, а после этого последовал ее раздел. Это была сложная ситуация: с одной стороны, первый платеж внесем, с другой стороны, передать лицензии в окончательное пользование возможно. В итоге этот первый платеж был переведен на одну из дочерних компаний, а состав лицензий — оптимизирован.

В случае слияния компаний ситуация несколько проще: путем переговоров обсуждаются условия программы, старые программы прекращаются, подписывается новое соглашение. «Но в ряде случаев это не обязательно, отношения могут продолжаться в рамках действующего соглашения, поскольку все программы предусматривают возможность увеличения рабочих мест», - отмечает Виктор Попов.

Как не надо делать

Желание сэкономить приводит к тому, что заказчики иногда пытаются смешивать программы вендора. Зачастую договоры заключаются на разные юридические лица, благо для холдингов это сделать несложно. По мнению Виктора Попова, попытка сложить преимущества различных программ повышает степень рисков: «Прежде всего, повышается риск нарушить условия лицензионного соглашения со всеми вытекающими последствиями. Ведь в большинстве лицензионных соглашений прямо написано, что оно аннулирует все предыдущие соглашения».

Другая причина, по которой нет смысла приобретать лицензии частями, по разным корпоративным программам - сугубо экономическая. При заключении единого соглашения у заказчика есть возможность добиться более низких цен. В зависимости от количества приобретаемых лицензий дисконт может быть вполне ощутимым - 3-5% от общей суммы.

Заказчики иногда считают более выгодным разбить заказ, исходя из выбора более предпочтительных цен у нескольких поставщиков, чем приобрести комплексный пакету одного поставщика. «Это как раз неправильный подход, — объясняет Наталья Миронова. — Прежде всего, надо учитывать условия комплексной программы лицензирования, которая дает возможность сэкономить. К примеру, у Microsoft есть такое понятие, как аффилированные лица, и можно снизить стоимость лицензирования при покупке лицензий в целом на группу компаний. Поэтому лучше вначале выбрать оптимальную комплексную программу лицензирования, а потом начинать выбирать поставщика, и здесь наилучший способ - это тендер».

Еще одной распространенной ошибкой заказчиков Виктор Попов называет попытку жесткого давления на поставщика: «Бороться за скидки можно и нужно, но выдвигаемые требования
должны быть адекватны. Одна из ошибок заказчиков - когда они встают на позицию „мы ограничены в средствах, поэтому вы должны пойти нам навстречу", а при этом предполагаемая сумма, например, покрывает только... 10% процентов используемых лицензий. Конечно, это неприемлемые условия, какая бы гибкая позиция у поставщика ни была».

«Очень многое зависит от позиции самих клиентов, - выражает общее мнение консультантов Наталья Миронова. - Огромная ошибка, ведущая к серьезным последствиям, — это равнодушие заказчиков к тому, что они покупают и какую программу лицензирования выбирают. Им иногда просто все равно, что и в какой форме приобретается! Вместо вдумчивого изучения вариантов есть просто желание потратить деньги и забыть про проблему лицензирования. Иногда даже мы, консультанты, вынуждены говорить им: „Стоп, вы делаете неправильно, вам так будет хуже", К сожалению, приходится сталкиваться с безразличным отношением клиентов к перспективам владения лицензиями».

Один из действенных способов снизить инвестиционную нагрузку — воспользоваться услугами хостинга решения.
«Управление лицензиями на программное обеспечение позволит уберечь организацию от юридических, технологических и бизнес-рисков, минимизирует вероятность непредвиденных издержек, связанных с простоями и сбоями в работе информационной системы, и обеспечит своевременную техническую поддержку используемых продуктов.

Также управление лицензиями препятствует появлению нелицензионных копий продуктов на компьютерах организации, что обеспечивает защиту перед государственными органами, занимающимися проверкой соблюдения прав пользования программным обеспечением», - резюмирует Наталья Цыпленкова, руководитель отдела программ корпоративного лицензирования «Майкрософт Рус».

Профессиональное мнение

Виктор Попов, директор отделения технологий департамента системных решений IBS

Когда вендор говорит о снижении инвестиционной нагрузки, надо помнить, что его задача — все-таки заработать денег, поэтому это скорее лозунг. Другое дело, что корпоративные программы лицензирования предусматривают значительно более удобное управление лицензиями. При реализации программы необходимо все посчитать, оценить, инвентаризировать, подготовить план, составить регламенты, что уже само по себе дает положительный эффект. Это приближает компании к использованию концепции SAM (Software Asset Management). Наиболее удобно привязать обновления лицензий ежегодно к какому-то сроку. Тогда мы фиксируем у себя необходимый объем платежей и до следующего года можем свободно использовать программное обеспечение, а через год, если надо, проведем изменения, обновим ПО.

Есть еще один аспект, зачастую недооцененный. При покупке лицензии через OEM вам дают голограмму на компьютере, лицензионное соглашение, и действует все это столько, сколько существует оборудование. Учет тысячи, а уж тем более десятка тысяч таких лицензий —дело нетривиальное. В случае претензий со стороны контролирующих органов надо доказывать законность использования продукта на каждом компьютере. Если у вас есть лицензионное соглашение, оно распространяется на все ПО вендора в организации. Соответственно, на любые запросы контролирующих ведомств вы можете показать это соглашение, которое снимет все вопросы. Для холдингов использование корпоративных программ также дает несколько положительных эффектов. В случаях, когда дочерние компании закупают лицензии самостоятельно, трудно отследить этот процесс: вполне возможна ситуация, когда лицензий приобретается больше, чем нужно. Централизация закупок позволяет не только контролировать объем финансовых средств, но и получить скидки за объем от вендоров, снизив общую стоимость владения ПО.
В целом можно сказать, что программы лицензирования могут содействовать снижению инвестиционной нагрузки только с точки зрения облегчения процесса управления лицензиями. <

Наталья Миронова, руководитель отдела развития бизнеса Microsoft компании «АйТи»

В рамках программ лицензирования очень много нюансов и хитростей, разобраться в которых клиентам зачастую чрезвычайно непросто. Поэтому помощь консультантов по лицензированию будет просто необходима, если компания ориентирована на эффективный подход в данном вопросе.

Например, небольшая тонкость есть в том, что касается бесплатных обновлений ПО Microsoft. Бесплатные обновления доступны тогда, когда у пользователя есть пакет дополнительного сервиса Software Assurance. Этот пакет можно купить отдельно от лицензий по программе Open License (OLP) — приобретение лицензий и носителей в постоянное пользование. По другим программам корпоративного лицензирования (OV, OVS, ЕА, EAS) этот пакет приобретается вместе с лицензиями — приоб рести отдельно лицензии, а потом SA, нельзя.
Если клиент его приобрел, то обновления доступны ему бесплатно (или условно-бесплатно — только по программе OLP необходимо платить за компакт-диск около 25 долларов). Для примера — обновление до Windows ХР (корпоративная лицензия) по корпоративной программе OLP стоило около 140 долл. Обновление до Windows XP вместе с пакетом Software Assurance — на 50% дороже, около 210. Предприятия, заключившие договор на поставку лицензий вместе с пакетом Software Assurance, получили Vista по цене носителя, за 25 долларов. При этом обновление до Windows Vista Business Russian no корпоративной программе стоило 150-160 долларов. Таким образом, в конечном итоге, предприятия, заключившие соглашение на обновление и Software Assurance, сэкономили около 70 долларов. Кроме того, такие компании получили обучение,техническую поддержку и т.п.

Александр Гурин, руководитель направления защиты и лицензирования ПО компании Aladdin

Как избежать ошибок выбирая ту или иную про грамму лицензирования? Прежде всего, она должна удовлетворять следующим критериям.
  • Политика лицензирования должна быть прозрачна и для пользователей и для дистрибьюторов. Вендоры часто «страдают» крайне запутанными схемами лицензирования, понятными подчас только их создателям. Еще большие сложности эти политики создают для партнеров, даже несмотря на наличие вендорских тренингов и мастер-классов. В итоге эти программы лицензирования оказываются совсем уж мало адекватными для покупателя. 
  • Программа лицензирования должна обладать гибкостью, масштабируемостью и возможностью оперативного внесения изменений (включения дополнительного функционала, удаления неиспользуемого) в соответствии с растущими нуждами той или иной компании. Очень важно, чтобы специалист на стороне заказчика мог сам управлять системой лицензирования в своей организации.
  • Лицензирование должно включать возможность простого перехода (миграции) с одной программы на другую, без каких-либо издержек для компании-клиента.
  • Все документы, сопровождающие приобретение продукта и использование той или иной политики лицензирования,должны быть оформлены в соответствии с действующим законодательством и полностью удовлетворять стороны. 
Эдуард Давиджан, руководитель группы по развитию партнерской сети Microsoft Dynamics

При выборе продукта важно понимать, например, как считается стоимость лицензии за пользователя. Принципы лицензирования разных продуктов разных поставщиков могут базироваться либо на стоимости так называемых конкурентных пользователей, либо на стоимости так называемых именованных пользователей. Например, если в компании с системой управления всего будет работать 100 пользователей, из них одновременно 50, то согласно первой модели лицензирования надо будет приобрести 50 конкурентных пользователей, в модели лицензирования по именованным пользователям надо будет приобрести 100 пользователей. При одинаковой стоимости лицензии на пользователя общая стоимость ПО в нашем примере будет отличаться в 2 раза!

Кнопка жизни
Центральный федеральный округ