In English

Потоки информации, проходящие сегодня через даже обычную «среднюю» компанию, таковы, что для получения необходимых данных руководителю уже недостаточно ERP-системы. Более того, информация, которую они могут получить, настолько избыточна, что порой мешает

10.12.2007, Комов Алексей
Издание: IT News
Вопрос, как видим, поставлен в риторической форме. А что вообще такое идеальная IT-инфраструктура компании? Практически совершенная IT-инфраструктура может быть построена только с нуля и только для решения насущных на данный момент бизнес-задач компании. Но где вы видели растущий и развивающийся бизнес с неизменными бизнес-процессами?

Конкурентная борьба вынуждает постоянно корректировать тактические задачи, а соответственно и бизнес-процессы, все оперативнее внедрять новые технологии, в связи с чем в быстро растущей компании идеальная на момент создания IT-инфраструктура достаточно скоро утрачивает свое совершенство.

Где же решение? Правильнее, считают специалисты, стремиться к совершенству за счет оптимизации имеющейся в компании IT-инфраструктуры, а еще лучше — в свете стоящих перед компанией текущих и появляющихся задач и бизнес-процессов — к управлению всей IT-бизнес-средой.

И помочь в решении этой задачи может все более популярная виртуализация. Технология серверной виртуализации, виртуализации СХД и ПК созрела в последние годы для массового внедрения.

Совершенство можно считать уже почти достигнутым, если IT-подразделению в данный момент и при имеющейся аппаратно-программной базе удается управлять IT-инфраструктурой способом, близким к оптимальному. Но задача эта архисложная, если очень серьезно относиться к термину «оптимизация». Но стремиться к оптимизации этого процесса надо обязательно, и помогут этому как уже упомянутая виртуализация, так и программное обеспечение, предназначенное для управления IT-инфраструктурой.

Несмотря на то, что некоторые аналитики уже не раз пророчили замедление развития российского рынка инфраструктурных решений, пока что этого не происходит.

Потребность компаний в IT-решениях и услугах не уменьшается: Россия по-прежнему демонстрирует одни из самых быстрых темпов роста IT-рынка в мире — порядка 20 % в год.

Наглядное подтверждение сказанному — распределение доходов ведущих отечественных IT-компаний. Так, по словам Григория Шевченко, заместителя генерального директора компании «Открытые Технологии», за прошлый год прибыль компании от проектов по построению IT-инфраструктуры превысила 70 % от общего дохода. «В 2007 году на долю инфраструктурного бизнеса — проектные поставки оборудования и ПО, а также услуги по интеграции и поддержке инфраструктурных решений — пришлось более 50 % выручки нашей компании,— говорит Вадим Панферов, технический директор департамента инфраструктурных решений компании АйТи.— В прошлом году существенно увеличилась доля поставок инфраструктурного ПО и услуг по его интеграции: сегодня это почти половина инфраструктурного бизнеса компании». Доля инфраструктурного бизнеса, по его мнению, остается достаточно стабильной в последние три года.

Григорий Шевченко отмечает, что инвестиции в IT-инфраструктуру из года в год растут: закупается новое оборудование, внедряются передовые технологии. «В первую очередь это связано с ростом бизнеса предприятий,— поясняет он.— При этом их инфраструктура становится все более сложной: сегодня, например, наибольшим спросом пользуются ЦОДы и корпоративные сети передачи данных». Стефан Сулье, заместитель генерального директора Orange Business Services в России и СНГ, такое изменение структуры спроса связывает со стремлением компаний к объединению своих подразделений в рамках одной управляемой сети, предоставляющей централизованные сервисы.

С подобным мнением не согласен Павел Анни, директор по маркетингу Sun Microsystems в регионе СНГ, считающий, что по своей сложности современные системы управления сравнимы с управляемой IT-инфраструктурой.

«Некоторые компании уже отказываются от идеи создать единую всеобъемлющую систему управления „всем и вся“ и постепенно переходят к компонентной модели,— говорит он.— С развитием технологий SOA это становится реальным».

По прогнозам аналитиков, в 2009 году инвестиции в SOA составят $189 млрд, оттянув на себя основную долю расходов на IT в мире (для сравнения: в 2005 году на SOA потрачено $14 млрд), а к 2010 году SOA будет применяться в 70 % компаний рейтинга Fortune 500.

Стефан Сулье (Orange Business Services) отмечает все больший интерес заказчиков к предложениям по аутсорсингу IT и телекоммуникационных решений. Данная тенденция находит свое отражение в том, что всё чаще компании прибегают к услугам по размещению собственного оборудования в дата-центрах внешних подрядчиков.

По словам Вадима Панферова (АйТи), доля аутсорсинга техподдержки в общем объёме предоставляемых услуг удваивается ежегодно на протяжении уже четырех лет.

Любопытно, что основными потребителями инфраструктурных решений в России по-прежнему остаются государственные организации, а также представители таких отраслей экономики, как телекоммуникации, нефтедобывающая и газоперерабатывающая промышленность, финансы.

По мнению Павла Анни (Sun Microsystems), у самых крупных компаний, конечно, существуют собственные отделы автоматизации, которые могу т спроектировать и внедрить сложную IT-инфраструктуру, но даже они предпочитают обращаться к опыту мировых производителей. Иным образом обстоят дела с малым и средним бизнесом. Возрастающие потребности предприятий SMB постоянно сталкиваются с ограниченностью ресурсов. И если крупные корпоративные заказчики предпочитают вкладываться «на перспективу» в самые дорогие и продвинутые инфраструктурные решения и сервисы, то SMB-клиенты зачастую ошибочно стараются решить кратковременные задачи «малой кровью», отталкиваясь лишь от текущих потребностей.

Игорь Корнетов, технический директор EMC в России и СНГ, считает, что в последнее время заметно развивается аутсорсинг по управлению IT-инфраструктурами и российский рынок подобных услуг, скорее всего, в ближайшее время сравняется с общемировым (в процентном отношении).

Векторы развития

По словам Вадима Панферова (АйТи), в целом на ближайшие два-три года можно выделить несколько основных драйверов рынка инфраструктурных решений, обусловленных изменением потребностей корпоративных заказчиков. Во-первых, это системы управления IT-инфраструктурой: наблюдаемый сегодня «бум» на соответствующие продукты таких компаний, как EMC, IBM, Microsoft, обусловлен ростом числа пользователей и усиливающейся территориальной распределённостью корпоративных информационных систем, которым жизненно необходимы средства централизованного управления и мониторинга.

Вторым важным направлением являются ЦОДы и виртуализация.

С одной стороны, централизация управления крупным бизнесом не обходится без создания высокопроизводительных и надежных центров обработки данных.

С другой стороны, растущий дефицит энергоресурсов и площадей для ЦОДов заставляют оптимизировать использование их вычислительных мощностей с помощью активного внедрения технологий виртуализации. Однако делать это необходимо очень осторожно. По этому поводу есть хорошее высказывание Томаса Битмана (Thomas Bittman), аналитика Gartner: «Виртуализация без хорошего управления даже более опасна, чем полный отказ от ее использования». И тем не менее, по мнению Дениса Панова, менеджера по маркетингу продуктов Microsoft System Center (Россия), виртуализация станет одной из ключевых тенденций текущего года. По данным IDC, если в 2007 году рост рынка ПО для виртуализации в России составил 21 %, то по итогам этого года прогнозируется на уровне 76 %.

Третьим драйвером развития инфраструктурного рынка буду т так называемые управляемые сервисы. В последнее время заказчикам все чаще требуются комплексные услуги по аутсорсингу управления инфраструктурой, включая создание ServiceDesk, бэкапирование данных и мониторинг. При этом требования к качеству услуг аутсорсеров постоянно растут, что выражается, в частности, в ужесточении SLA (Service Layer Agreement) — договоров на оказание услуг, предусматривающих штрафные санкции за недостаточную производительность или несоблюдение стандартов.

Все это требует создания комплексной системы управляемых услуг с использованием специализированных сервисных решений и методик.

Наконец, нельзя не отметить значительную роль мультисервисных сетей. Их стремительное развитие связано с тем, что в последнее время корпоративная сеть воспринимается не как средство обмена данными, а как среда для запуска сетевых приложений и предоставления всевозможных телекоммуникационных сервисов. Для внедрения этих самых новых сервисов многим компаниям приходится инвестировать в модернизацию сетевой инфраструктуры. По словам Андрея Харитонова, менеджера по развитию бизнеса Cisco, на сегодняшний день очень четко прослеживается тенденция перехода от развития сетевой инфраструктуры к сервисной составляющей.

«Это не означает, что продукты для повышения функциональности, гибкости и масштабируемости сети перестану т появляться на рынке — вопросы снижения операционных затрат стоят очень остро. Но с точки зрения конечного пользователя наиболее привлекательной становится сеть, способная предложить наиболее широкий, независимый от платформ набор сервисов ,— отмечает Андрей Харитонов.

Строить или обслуживать?

Несколько лет назад, когда серьезные IT-проекты только начинали внедряться, их технологическая составляющая играла ключевую роль: производители наперебой хвалили свои продукты, расписывая их богатые возможности и технические параметры. Большинство так называемых поставщиков инфраструктурных решений действовали тогда по принципу: «главное — продать продукт, а дальше как-нибудь разберемся». Однако со временем потребители все чаще стали задаваться вопросом: «Вот купим мы это оборудование, а дальше что? Как мы его будем эксплуатировать?» Поэтому сегодня гораздо больше внимания уделяется не продаже конкретного оборудования и ПО, а вопросам их внедрения и эксплуатации. По сути это есть не что иное, как сфера сервиса и услуг, особенно если речь идет о полном цикле обслуживания информационной инфраструктуры (от проектирования и внедрения до миграции на следующее поколение систем).

В сфере продуктов и в сфере услуг конкуренция, как известно, разворачивается в разных плоскостях. По мнению Павла Анни (Sun Microsystems), ценовая борьба на рынке инфраструктурных решений, безусловно, присутствует, но, так сказать, «при прочих равных условиях». Можно констатировать, что фактор стоимости при выборе инфраструктурных решений отходит сегодня на второй план: многие компании уже набрались достаточно опыта, чтобы понимать, что может скрываться за дешевизной.

Как и на любом высококонкурентном рынке, поставщики инфраструктурных решений конкурируют и в области цены. Но здесь скорее речь идет не о демпинге, а о предоставлении большей функциональности за ту же цену.

По мнению Стефана Сулье (Orange Business Services), пока что поставщики инфраструктурных решений предпочитают конкурировать друг с другом в первую очередь в области технологий.

При этом сервисные предложения зачастую преподносятся как дополнение к технологической составляющей, и это создает прекрасные условия для компаний, изначально позиционирующих себя как поставщиков сервисов. «Важно отметить, что крупные системные интеграторы не представлены на территории России в той степени, которая позволяла бы оказывать сервисные услуги с одинаковым качеством в масштабах всей страны. Поэтому я считаю, что федеральные операторы связи изначально находятся в более выгодном положении при развитии сервисных предложений»,— комментирует Стефан Сулье.

В свете описанных тенденций интересно проследить отношение ведущих отечественных IT-компаний к вопросу о том, какую составляющую своего бизнеса на сегодня они считают более выгодной и перспективной: поставку оборудования и создание IT-инфраструктуры с нуля или же обслуживание уже имеющихся у заказчиков IT-решений. Любопытно, что на этот счет мнения экспертов расходятся.

«Стоит начать с того, что это две разные модели бизнеса. Первая предполагает проектный бизнес, когда нужно снова и снова находить и реализовывать проекты. Вторая основана на выстраивании долгосрочного взаимодействия с заказчиком и постоянном развитии и совершенствовании как инфраструктуры, так и бизнес-процессов, чтобы предлагать сервисы, отвечающие растущим потребностям заказчиков,— считает Стефан Сулье (Orange Business Services). — Говорить, что тот или иной бизнес обречен, я бы не стал, но вполне очевидна тенденция последних лет, когда заказчики все чаще обращаются к сервисной модели взаимодействия, понимая, что IT не является их основным бизнесом».

Павел Анни (Sun Microsystems) не согласен с мнением коллеги.

«Я бы не стал разделять, а уж тем более противопоставлять два этих процесса. Не так уж часто встречается ситуация, когда проектирует и внедряет систему один подрядчик, а обслуживанием занимается другой. Кроме того, само по себе построение — это не разовый проект, оно, как правило, включает в себя и дальнейшее развитие системы. Так что процессы создания и обслуживания, как видите, тесно переплетаются друг с другом. Хотя с точки зрения стабильности дохода, разумеется, обслуживание подразумевает более долгосрочные отношения и контракты»,— комментирует Павел Анни.

По словам Григория Шевченко («Открытые Технологии»), в современных IT-проектах многое зависит от специфики предлагаемого решения. На практике в рамках проекта по построению IT-инфраструктуры примерно 65 % затрат приходится на "железо", 25 % — на ПО и лишь остаток (около 10 %) — на оплату услуг интегратора. «Однако, поскольку IT-инфраструктура усложняется и требует комплексной поддержки, это позволяет предполагать, что расходы на ее обслуживание со временем превысят стоимость ее построения»,— считает Григорий Шевченко.

А вот Вадим Панферов (АйТи) считает структуру финансовых потоков и в целом технологию работы в сервисном бизнесе более стабильными: сказываются долгосрочные контракты, периодические платежи, прогнозируемость загрузки. Но говорить, что этот бизнес уже сейчас является наиболее перспективным, пока нельзя, считает он. Крупные контракты на построение инфраструктуры могут быть ничуть не менее прибыльными, к тому же они часто приносят за собой новые сервисные контракты. «Наша стратегия направлена на расширение спектра услуг в области IT-инфраструктуры, но в то же время АйТи продолжает развивать направления бизнеса, связанные с поставкой и интеграцией ее отдельных элементов»,— комментирует Вадим Панферов.

«Рынок IT рано или поздно придет к насыщению, поэтому доминантную роль на нем будут играть компании, которые предлагают и оборудование и сервисы, поскольку и бренд, и полученный опыт, и портфолио успешно выполненных проектов позволят им успешно конкурировать на рынке»,— резюмирует Андрей Харитонов (Cisco).

Семь раз отмерь

В последнее время заказчики все больше внимания уделяют процессу планирования при построении и модернизации IT-инфраструктуры: у руководителей предприятий появляется понимание роли IT-стратегии в развитии компании.

По словам Вадима Панферова (АйТи), для большинства российских компаний по-прежнему типична ситуация, когда за создание и функционирование единой инфраструктуры несут ответственность разные службы. Придерживаясь зачастую противоположных взглядов на эти процессы, они пытаются оптимизировать инфраструктуру «под себя», а не в соответствии с нуждами всего предприятия. Однако в последнее время наметилась явная тенденция к отказу от «лоскутной» автоматизации.

«В настоящее время мы наблюдаем более взвешенный подход к построению IT-инфраструктуры, и в первую очередь с позиции заказчика. Все уже „наелись“ скоропалительными решениями, и когда речь идет о трате нескольких миллионов долларов, в силу вступает принцип „семь раз отмерь, один раз отрежь“»,— говорит Григорий Шевченко («Открытые Технологии»). По его словам, все чаще заказчики привлекают консалтинговые компании и вендоров для разработки IT-стратегии, выбора платформы, системы и даже подрядчика. Со своей стороны консалтинговые компании и многие системные интеграторы предлагают экономическое обоснование эффективности проекта. При этом оцениваются не только прямые денежные выгоды, но и качественные преимущества. Таким образом, обе стороны строят инфраструктуру с четким пониманием бизнес-целей и задач, которые будет решать эта инфраструктура в течение всего срока эксплуатации.

Однако, как это ни парадоксально, до сих пор очень часто заказчики пытаются сэкономить на обеспечивающей инфраструктуре и на строительных решениях.

По словам Вадима Панферова (АйТи), порой во главу угла ставятся решения по технологическим системам, обеспечивающим вторичные по отношению к основной деятельности компании сервисы, зато более понятные обслуживающим подразделениям.

«В этом главное отличие от принятого на Западе подхода: грамотно разработанная IT-стратегия позволяет избежать таких перекосов»,— уверен Вадим Панферов.


Деньги на IT

Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что эффективная деятельность предприятия зависит от бесперебойной работы информационных систем. Одна минута сбоя мощных приложений таких вендоров, как SAP или Oracle (и сопутствующего оборудования), может привести к вынужденному простою в работе компании, который обойдется в десятки, а то и сотни тысяч долларов. Вот почему здравомыслящие руководители не жалеют средств на развитие IT-инфраструктуры. По оценкам аналитиков, на подобные проекты обычно расходуется более 50 % IT-бюджета компании, причем масштабы этих расходов со временем только увеличиваются. В прошлом году компания Softline провела исследование, в ходе которого примерно две пятых опрошенных руководителей компаний выразили готовность только на программное обеспечение потратить от трёх до пятнадцати тысяч долларов в год, а свыше трети респондентов — и более солидные суммы. Проведенный опрос дал также общие представления о порядке распределения IT-бюджетов в организациях: согласно полученным ответам, основную часть выделяемых средств компании расходуют на приобретение компьютерной техники и периферии, 16 % тратится на лицензирование ПО и лишь по 8 % — на обучение персонала и техническую поддержку.

По мнению Григория Шевченко («Открытые Технологии»), затраты на IT можно разделить на три основные категории. Первая связана с внедрением новых сервисов: в развивающихся компаниях она составляет большую часть, что подтверждается в большинстве реализуемых сегодня крупных IT-проектов. Ко второй категории можно отнести инвестиции в развитие и обновление уже существующей IT-инфраструктуры: затраты на ее модернизацию зависят от того, какой «запас прочности» был заложен в систему еще на стадии проектирования. Наконец, к третьей категории относятся затраты на обслуживание уже имеющихся систем: в большинстве компаний за годы эксплуатации базовых инфраструктурных решений накапливается масса различного оборудования, и задача заключается в том, чтобы организовать его эффективную работу. Размеры затрат по трем этим категориям зависят от того, насколько продумана в целом IT-инфраструктура в отдельно взятой компании. Однако, по словам Григория Шевченко, расходы на новое оборудование пока что превышают расходы на обслуживание — в среднем пропорция такова: 20 % тратится на поддержку, а 80 % делятся между двумя первыми категориями затрат.

На сегодняшний день очень немногие предприятия обладают IT-инфраструктурой, которая позволяет без серьезных преобразований наращивать мощности для решения новых задач.

Однако большинство осознают необходимость ее адаптации под требования бизнеса — ведь отсутствие гибкости IT-решений может привести к замедлению темпов развития бизнеса. Поэтому сегодня на этапе разработки новых проектов в решение закладывается возможность масштабируемости. «Компании покупают оборудование и ПО не на год-два, а как минимум на три-пять лет. Но за пять лет оборудование устаревает, на рынке появляются более современные и производительные аналоги, и возникает необходимость модернизации IT-решений»,— комментирует Григорий Шевченко.

«Сроки эксплуатации отдельных элементов IT-инфраструктуры значительно разнятся в зависимости от области применения. Например, телекоммуникационное оборудование для обеспечения услуг голосовой связи может работать десятилетия, а базовое ПО может потребовать и ежегодной замены»,— считает Вадим Панферов (АйТи). А по словам Стефана Сулье (Orange Business Services), срок эксплуатации IT-инфраструктуры в среднем составляет 7-10 лет и зависит в первую очередь от потребностей и возможностей заказчика. Но период, в течение которого решение отвечает современному уровню развития технологий, не превышает трех, максимум пяти лет. IT-оборудование постоянно совершенствуется, а использование более производительной аппаратной платформы требует модернизации всей системы, в результате через 7-10 лет эксплуатации IT-инфраструктура выглядит уже иначе.

Иная ситуация возникает, когда заказчик не вкладывается в создание собственной IT-инфраструктуры, а прибегает к концепции управляемых сервисов. В этом случае тема продолжительности жизненного цикла, окупаемости и масштабируемости используемых решений для него менее актуальна, поскольку ответственность за решение этих вопросов целиком ложится на сервис-провайдера.

Все эксперты сходятся во мнении, что создание IT-инфраструктуры это всегда затратный процесс, поэтому компаниям важно осознавать целесообразность внедрения тех или иных решений и понимать, насколько они соответствуют бизнес-стратегии предприятия.


Вадим Панферов, технический директор департамента инфраструктурных решений компании АйТи:
Для большинства российских компаний по-прежнему типична ситуация, когда за создание и функционирование единой инфраструктуры несут ответственность разные службы. Придерживаясь зачастую противоположных взглядов на эти процессы, они пытаются оптимизировать инфраструктуру «под себя», а не в соответствии с нуждами всего предприятия. Однако в последнее время наметилась явная тенденция к отказу от «лоскутной» автоматизации.


Центральный федеральный округ