In English

ИТ-инфраструктура Microsoft: особенности и подходы

16.02.2009
Издание: PC Week

ИТ-инфраструктура Microsoft: особенности и подходы
Так уж получилось, что программные технологии корпорации Microsoft лежат в основе информационных систем довольно многих российских предприятий, причем не только малых и средних, но и весьма крупных даже по мировым меркам. Разумеется, у всех на слуху ОС Windows и пакет настольных приложений Office, ставшие стандартом де-факто, но гораздо менее известны другие решения — для выстраивания ИТ-инфраструктуры и управления ею. Мы беседуем с руководителем группы продаж Microsoft компании АйТи Евгением Воробьевым.

— В чем, по вашему мнению, секрет популярности технологий Microsoft у корпоративных клиентов?

— Разрабатывая свои решения, компания Microsoft раньше всех сделала ставку на пользователя, предложив ему интуитивно понятный, или, как модно говорить сейчас, user-friendly интерфейс. Решения универсальны, легко интегрируются друг с другом и рассчитаны на широкий круг потребителей.

Отдельно хотел бы сказать об удобстве корпоративных программ лицензирования Microsoft. Например, лицензируя рабочее место (ОС Windows и пакет Office), заказчик дополнительно получает лицензии, например для доступа к файловому серверу, порталу и т. д. Это заметно снижает стоимость комплексных решений, построенных на платформе Microsoft. Преимущество и в том, что разные продукты этой корпорации тесно интегрированы между собой. Для их развертывания не требуется каких-то чрезмерных затрат временных и людских ресурсов. Для небольших компаний владение гетерогенной ИТ-инфраструктурой просто невыгодно, поскольку для поддержки системы каждого вендора приходится держать в штате или привлекать на условиях аутсорсинга отдельного специалиста. В то же время специалистов по технологиям Microsoft на рынке очень много, а их стоимость относительно невелика.

— Одно из направлений деятельности вашего подразделения — лицензирование и консалтинг в области управления лицензиями. В чем его особенности?

— Корпоративное лицензирование ПО — это одна из самых популярных ИТ-услуг. Оно всегда востребовано, так как с помощью правильного лицензирования решается масса проблем, связанных с существенными правовыми и финансовыми рисками. Многие ИТ-компании начинали в свое время сотрудничество с корпорацией Microsoft именно с лицензирования. И компания АйТи не исключение. Сейчас же большинство наших заказчиков в основном уже осуществили лицензирование либо продолжают эту процедуру (купив лицензии в рассрочку, взяв ПО в лизинг или получая долгосрочную техническую поддержку). Наша роль в этом процессе — сориентировать своих заказчиков в широком спектре опций лицензирования, который предлагает Microsoft, по сути мы выступаем торговым посредником между вендором и клиентом. Цель консалтинга в сфере управления лицензиями та же — оптимизация затрат заказчика на ПО. Консультант, будучи в курсе ситуации заказчика и постоянно «приглядывая» за его софтом, помогает ему избежать рисков, связанных с изменениями в лицензионной политике вендора. Такой «надзор» окупается, потому что предприятие, как правило, не может самостоятельно уследить за всеми изменениями и быстро понять, как следует реагировать, чтобы избежать лишних трат. Характерный пример: долгое время предприятию было выгодно приобретать клиентские ПК с предустановленной редакцией ОС Windows Home Edition, а затем отдельным соглашением переходить на корпоративную редакцию Professional. Но с определенного момента вендор изменил политику и разрешил проводить апгрейд только с предустановленной редакции Professional. Такому предприятию, чтобы избежать дополнительных правовых и финансовых рисков, следует срочно изменить как закупочную политику в отношении комплектации клиентских ПК, так и подход к корпоративному лицензированию.

В основе управления лицензиями лежит специальная методология, созданная в нашей компании, которая помогает рассматривать ПО как специфический актив. Заказчики уже оценили ее эффективность. Кроме того, здесь находят применение и мощные технические средства Microsoft, помогающие точно отслеживать, какое ПО, кем и как используется. Не эксплуатируются ли какие-то программные средства нелегально? В большой компании этот контроль должен быть автоматизированным.

— Сегодня многих беспокоит перспектива неожиданной проверки лицензионной чистоты ПО правоохранительными органами. Дает ли подобная консалтинговая поддержка какие-то гарантии того, что претензий с их стороны к предприятию не будет?

— Внимание к этим вопросам правоохранительных органов может быть вызвано самыми разными причинами, и исключить его с помощью консалтинговых программ лицензирования нельзя. Другое дело, что предприятие должно быть хорошо подготовлено к подобным ситуациям. Его ИТ-службе следует знать, кто может приходить с такого рода проверками, а кто — нет, какие обязательные процедуры должны этими органами выполняться, какие документы с обеих сторон нужно предоставлять. Лучше всего иметь некую формализованную процедуру и точно определить, кто и каким образом должен действовать в подобных ситуациях. В рамках своих консалтинговых проектов мы помогаем заказчикам в этих вопросах. Формировать набор документов, который впоследствии будет предоставлен проверяющей стороне, лучше всего в момент приобретения и оприходования лицензий.

— Вы сказали, что, как правило, проект начинается с лицензирования. Что еще особенно востребовано заказчиками?

— Сейчас мы с большинством наших заказчиков уже прошли этапы лицензирования и консалтинга, перешли к задачам оптимизации функционирования инфраструктуры и повышения эффективности труда сотрудников, которые стоят перед любым предприятием. Обычно после лицензирования ПО заказчики переходят к более сложным инфраструктурным проектам, поочередно решая те или иные проблемы.

Если оценивать картину на данный момент в России, то большинство наших заказчиков не могут обойтись без использования в своих ИС тех или иных решений Microsoft. По моим наблюдениям, свыше 90 % отечественных предприятий использует в своих ИТ-инфраструктурах службу каталогов Microsoft Active Directory. Данная служба — это основа корпоративной ИС, без нее невозможно управление ИТ-активами. Более того, что не менее важно, все крупные вендоры поддерживают в своих продуктах работу с Active Directory. Л если говорить о комплексных решениях Microsoft, то ни одно из них не может быть развернуто, пока на предприятии нет корректно сконфигурированной службы каталогов. Если на этом уровне будут допущены какие-то серьезные ошибки, то впоследствии они негативно скажутся на работе множества связанных систем. Во многом по этой причине в наших инфраструктурных проектах развертывание Active Directory, как само по себе, так и в рамках комплексных внедрений, осуществляется чаще всего. Служба каталогов является основой, на которую в дальнейшем надстраиваются другие службы и прикладные системы. Здесь сразу стоит оговориться, что есть заказчики, которые ориентируются только на продукты Microsoft, а есть и такие, кто предпочитает использовать решения других вендоров. Если речь идет о Microsoft-ориентированных заказчиках, то в большинстве случаев в подобных проектах совместно со службой каталогов Active Directory одновременно мы внедряем и почтовую систему Microsoft Exchange Server 2007. Зачастую неотъемлемой частью проектов является и установка Microsoft Office Communications Server 2007 — смежного решения к почтовой системе, дающего ей дополнительный широкий спектр возможностей для внутренних коммуникаций сотрудников компании по самым разным каналам, от голосовой почты и совместной работы над документами до видеоконференций. Что особенно важно, с его помощью всё общение сотрудников между собой и с внешними организациями может контролироваться на предмет соответствия внутренним регламентам и политике безопасности. После того как первоочередные задачи решены, предприятия обычно приходят к необходимости обеспечить оптимальное использование ИТ-инфраструктуры. Особенно оптимизация актуальна в условиях финансового кризиса — всегда можно что-то изменить для того, чтобы системы работали эффективнее и требовали меньше затрат на поддержку и сопровождение. Как правило, заказчик знает о своих текущих проблемах, но не всегда понимает, какие изменения в его ИТ-инфраструктуре необходимо произвести, чтобы их решить. Что делать, если, к примеру, образован холдинг из ранее никак не связанных организаций и нужно объединить их разнородные информационные системы?

— Какие инструменты применяются для подобной оптимизации?

— Для мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой у Microsoft есть отдельный класс продуктов — Microsoft System Center. Из множества составляющих решения я бы выделил в первую очередь Microsoft System Center Operations Manager 2007 и Microsoft System Center Configuration Manager 2007. Они позволяют централизованно устанавливать и обновлять ПО, отслеживать реальное использование тех или иных лицензий, контролировать изменения в конфигурации программно-аппаратной среды (подключение новых устройств, установку и запуск приложений). Очень полезны средства мониторинга систем, заложенные в продукт Operations Manager. С их помощью можно автоматизировать обработку инцидентов и отслеживание нештатных ситуаций, причем сделать это так, чтобы работе наиболее критичных приложений был нанесен минимальный ущерб. Для инвентаризации имеющегося IIO и конфигурирования его с минимальными затратами ресурсов ИТ-отделов предприятий применяется решение Configuration Manager. Обеспечивает быстрое и надежное восстановление данных в случае их потери еще один компонент System Center — средство резервного копирования Data Protection Manager. Отдельная задача — управление всем жизненным циклом удостоверений пользователей и синхронизация всех учетных данных. Ее решает использование Identity Lifecycle Manager 2007, который интегрируется со всеми существующими на предприятии ИТ системами.

Не менее востребованы нашими заказчиками корпоративные порталы на основе Microsoft Office Share-Point Server 2007, в которых наряду со стандартной функциональностью можно реализовать единый доступ к хранилищам документов, коллективную работу над проектами, интерфейсы к самым разным прикладным системам.

Говоря о порталах, я хотел бы отдельно остановиться на Microsoft Office Groove 2007 — сравнительно новом решении в портфеле продуктов Microsoft, которое мы уже активно и успешно внедряем у наших заказчиков. С помощью Office Groove отдельные подразделения или проектные команды смогут быстро формировать среду для совместной работы, которая не будет прерываться даже в те моменты, когда отдельные сотрудники не имеют доступа к корпоративному серверу. На их ноутбуках или мобильных устройствах для обеспечения автономной работы размещается весь контент, имеющий отношение к данной группе, и при возобновлении соединения он автоматически синхронизируется с единым архивом.

— На какие еще новые решения Microsoft вы посоветовали бы обратить внимание потенциальным заказчикам?

— За прошедший год мы освоили ряд интересных новинок. Например, линейка продуктов Microsoft Forefront Security — набор средств обеспечения безопасности клиентов, серверов приложений и периметра сети. Особенность в том, что в этой своеобразной оболочке работают антивирусные средства различных вендоров. На сегодняшний день продукт объединяет в себе девять антивирусных ядер, благодаря этому он эффективно защищает информационную систему заказчика как от традиционных, так и от относительно новых угроз. Покупая Forefront Security, заказчик фактически получает в свое распоряжение набор лучших антивирусных инструментов, не заключая лицензионных контрактов с их вендорами (все необходимые отчисления делает сама Microsoft). На базе этих технологий нами уже выполнены реальные проекты.

В целом можно сказать, что портфель продуктов Microsoft если не охватывает полный спектр услуг по управлению ИТ-инфраструктурой предприятия, то стремится к этому. И компания АйТи в этом стремлении движется параллельно, в тесной связке с вендором. Количество реализованных нами проектов ежегодно растет, что говорит само за себя. А готовность наших заказчиков внедрять у себя новые решения Microsoft, в свою очередь, является лучшим подтверждением их востребованности и актуальности.

Центральный федеральный округ