In English

Здесь светлее

10.03.2009, Бумагин Александр
Издание: Компьютерра

Здесь светлее
Если фонари зажигают, значит, кому-нибудь нужно этим заниматься.

О наружном освещении мы вспоминаем лишь тогда, когда гаснет фонарь у подъезда. Однако ежедневная работа уличных светильников была бы невозможна без автоматических систем и людей, отвечающих за те участки, которые автоматике пока не доверили. Так, в Москве свет до сих пор включается по команде, которая отдается голосом по телефону.

Моих коллег последний факт очень воодушевил, и мне даже предложили найти человека, который на глазок определяет, пора или не пора зажигать лампочки в мегаполисе. Безусловно, рассказ о его трудовых буднях мог бы быть очень увлекательным, но, к счастью для москвичей, такого человека нет. Предельный уровень освещенности в 20 люкс определяется специальным датчиком. Этот датчик располагается возле центрального диспетчерского пункта. А вот для дальнейших действий все-таки требуется человек, и не один: нужен сотрудник, который позвонит в другие диспетчерские, и как минимум по одному сотруднику в каждой из них, чтобы принять команду и исполнить ее. Кроме центральной диспетчерской, в Москве есть еще восемнадцать пунктов, управляющих наружным освещением.

Руки, которая тянется к тронутому ржавчиной рубильнику, тоже нет. По словам главного инженера Моссвета Михаила Киптика, все диспетчерские компьютеризированы, а работающие там диспетчеры могут включать и выключать свет, а также отслеживать состояние предохранителей и автоматических выключателей.

На этом описание автоматизации наружного освещения Москвы можно считать почти законченным. Диспетчер знает, пошел ли ток в линию, но он далеко не всегда знает, зажег ли хоть что-нибудь этот ток на вашей улице. Проходя под фонарем у своего подъезда, помните: о неисправности фонаря никакая АСУ диспетчеру не сообщит, а сообщить должны именно вы. По телефону. Конечно, главные улицы города объезжают специальные технические бригады следящие за исправностью светильников, но таких улиц относительно немного.

Наружное освещение в Москве обеспечивают 137 трансформаторных подстанций, более трехсот тысяч фонарей и более двухсот тысяч опор для них. Протяженность распределительных сетей этой системы превышает 16 тысяч километров. К сожалению, все это хозяйство пока не поддается автоматическому управлению из единого центра, и у сотрудников Моссвета нет возможности отслеживать состояние каждого элемента системы. Электросети города беззащитны и легко доступны. «У нас порой даже уличный торговец является знатоком электротехники,— говорит Киптик,— и подключить свой ларек к нашим сетям ему не составляет труда». Особенно досаждают компании, занимающиеся наружной рекламой у них технических бригад больше, чем может позволить себе Моссвет. «Бывает, что после того, как мы что-то отключаем,— рассказывает Киптик,— они сразу же подключают вновь. Им это проще чем решать вопрос законно».

Еще с гражданской

Столь аскетичный подход к автоматизации наружного освещения города объясняется тем, что треть нынешних диспетчерских Моссвета была построена к сороковым, и лишь пять диспетчерских из восемнадцати появились в последние тридцать лет. Используемое в них оборудование по большей части устарело и давно нуждается в замене.

Желание кардинально изменить ситуацию появилось у Моссвета не вчера, но планы обрели реальные очертания лишь при составлении целевой программы развития наружного освещения города на 2005–09 гг. Конкурс, проведенный Управлением информатизации Москвы, выиграла компания АйТи.

Антон Пронин, который в АйТи занимается работой со стратегическими клиентами, на вопрос о нынешнем уровне автоматизации Моссвета отвечает так: «Можно сказать, что ничего сейчас и нет. На автоматизацию денег не выделялось, и она была на кустарном уровне». По словам Пронина, уровень автоматизации бэк-офиса в Моссвете начинался и заканчивался на «1С», а все отчетные документы делались в Excel и для их хранения не было предусмотрено никакого электронного хранилища. Архив Моссвета представлял собой груды бумаг каждая из которых в случае необходимости копировалась и везлась к подрядчику.

АйТи намерена объединить существующие системы управления, создав централизованную структуру. «Там, где системы нижнего уровня были, они останутся и будут соединяться между собой,— рассказывает Пронин. — Там же, где их не было, появятся новые».

О будущей системе подробно рассказал менеджер проекта Михаил Лысенко. Её предполагается разделить на четыре уровня. Нижний уровень — автоматическая система диспетчерского управления и управления технологическими процессами. Это собственно включение/выключение света, работа с контроллерами, датчиками и высоковольтными сетями. Второй уровень — управление производственными корпоративными процессами, в том числе ведение электронного архива. Третий — создание единой информационной среды наружного освещения и информационных сервисов. В нее войдут нормативно-правовая база, ГИС и все, что касается номенклатуры. Среда будет закрытой, за исключением веб-портала, к которому будет иметь доступ любой житель. Этот интернет-ресурс позволит оперативно сообщать Моссвету о проблемах с наружным освещением. Наконец, четвертый уровень — ИТ-инфраструктура, включающая в себя корпоративную сеть передачи данных, телефонную сеть, ЦОД ситуационный центр и системы технической защиты объектов и информационной безопасности.

При подготовке проекта в АйТи изучали опыт Парижа. Подумывали даже об использовании европейского оборудования, но возник вопрос о его сертификации в России: выбор импортной техники порождал проблему несовместимости по стандартам, требованиям и протоколам.1 В итоге решили использовать то, что уже имеется в эксплуатации, то есть оборудование российского производства и программное обеспечение для него.


Точность — до фонаря

Создаваемая система будет сберегать муниципальные средства за счет включения и выключения света на основании показаний датчиков в конкретном районе Москвы. Скажем, если вечером с востока надвигается туча, то вовсе не обязательно включать свет во всем городе сразу, можно делать это постепенно. Кроме того, за счет автоматического выявления точного места несанкционированного подключения к электросетям Моссвета бороться с такими нарушениями станет проще, что снова обернется экономией: ГИС будет работать с точностью буквально до каждого столба и светильника. «Для нас очень важно, что на карту будут нанесены все светильники города с присваиванием каждому светильнику индивидуального номера,— говорит Киптик. — У нас появится возможность отслеживать всю информацию по каждому такому объекту».

До сих пор Моссвету приходилось арендовать линии связи. Теперь каналы связи будут своими. Подключение объектов Моссвета и налаживание связи между ними будет осуществляться в рамках общей программы по обеспечению безопасности города, то есть отдельно от проекта, которым занимается АйТи

Где самое тёмное место

Специалисты из АйТи рассказали, что сейчас контроль над уровнем освещенности московских улиц исключительно визуальный. Это так, но не совсем. У Моссвета уже есть одна подвижная лаборатория, разработанная совместно Моссветом и ВНИСИ2, которая в полуавтоматическом режиме замеряет яркость дорожного покрытия, делая фотографии с заданной частотой (при скорости 60 км/час съемка идет с частотой 1 кадр в секунду). По компьютерным картинкам специалист Моссвета определяет, яркость какого участка дороги нужно рассчитывать: это должен быть участок, не освещенный фарами машин и не закрытый случайной тенью.

Вопрос с навигацией, которая теоретически позволила бы автоматически фиксировать координаты снимков, пока не решен Существующим системам не хватает точности: в пределах расстояния, соответствующего погрешности определения координат, машина успевает сделать десятки снимков.

В планах АйТи — использование нескольких подобных лабораторий, построенных на базе автомобиля «Газель» и оснащенных программно-аппаратным измерительным комплексом LMK 2000. Все данные будут собираться и обрабатываться в единой базе.

Есть в родном отечестве

Проблемы с автоматизацией наружного освещения в Москве не уникальны. В других российских городах дела обстоят не лучше. В 2006 году Росгорсвет опубликовал результаты своего всероссийского исследования, проведенного совместно с агентством «Профи-групп». Оказывается в России почти половина оборудования использующегося для наружного городского освещения, имеет средний уровень износа, а еще 35 % изношено сильно. В половине городов автоматические системы управления освещением не используются вообще, и в таком же количестве городов не ведется автоматический контроль расхода энергии. Только в одном российском городе из пяти есть автоматический контроль уровня освещенности, а потому шанс встретиться с человеком, на глаз определяющим, когда включать городские фонари, по-прежнему высок.

1 Интересно, что различия есть даже в способе определения достаточности освещения. До недавнего времени в России действовали еще советские правила, по которым измерялся световой поток, падающий на дорожное полотно. В Европе же измеряется поток, отраженный от дороги, так как именно на него реагирует человеческий глаз.

2 Всероссийский научно-исследовательский проектно- конструкторский светотехнический институт им. С. И. Вавилова.

Центральный федеральный округ