In English

ЦОДы: тенденции развития в условиях кризиса

10.06.2009, Орлова Людмила
Издание: Современные телекоммуникации России
В 2008 году на российском IT-рынке было заявлено к осуществлению немало проектов, цель которых — обеспечить дальнейшую информатизацию всех сфер жизни общества. Классифицировать проводящуюся работу можно сразу по нескольким направлениям: прежде всего, разделение рынка ЦОДов на коммерческую и корпоративную сферу. 

По вовлеченности в строительство дата-центров выделяются IT-компании и операторы связи. По клиентской базе можно также говорить о двух основных областях: госструктуре и бизнес-сегменте. Объединяет все эти категории одно: осознание неизбежности использования услуг дата-центров для дальнейшего развития. Несмотря на то, что кризис внес свои коррективы в процесс строительства ЦОДов в России, он может положительно повлиять на рынок: все участники процесса переоценивают реальные возможности и потребности, клиенты приходят к осознанию затратности «простоя» компаний из-за неорганизованности IT-структуры, а, значит, поставщики услуг негласно получают возможность разрабатывать инновационные подходы к решению задач, при этом снижая цены под влиянием экономической ситуации.

В конце прошлого года спрос на услуги ЦОДов в России заметно опережал предложение. Заинтересованность бизнес-структур в строительстве новых центров хранения и обработки данных увеличивалась прямо пропорционально с расширением территории охвата сети Интернет, увеличением скорости доступа и количества пользователей. В конце 2008 года делались прогнозы двукратного увеличения количества подключений к 2011 году, до 16 миллионов. Безусловно, объем информации, ежедневно прирастающий гигабайтами, требовал принципиально нового подхода к хранению и обработке. Так, на первое место вышли услуги коммерческих ЦОДов. Хотя, стоит заметить, российский бизнес нелегко приходит к осознанию преимуществ подобных дата-центров, из последних сил хватаясь за старые, «проверенные» внутрикорпоративные системы, которые, зачастую, даже не подлежат модернизации. Сложно представить себе ту компанию, у которой не возникало бы проблем с IT-структурой, временная неисправность которой парализует работу практически всех сотрудников, а также вызывает недовольство клиентов. Российский клиент, который, так же, как и его иностранный товарищ, формально всегда прав, терпеливо сносит вежливые извинения касательно «технических неполадок» и «временного отсутствия связи с сервером». И только в последние годы наметилось стремление бизнес-структуры оптимизировать работу в IT-сфере. Елена Крылова, аналитик iKS-Consulting, объясняет: «Постоянно растут требования к надежности ЦОДов, так как для большого числа компаний жизненно важным становится обеспечение непрерывности своих бизнес-процессов. Цена «простоя» компании по вине сбоя IT-системы постоянно растет, поэтому интерес к резервированию данных увеличивается».

Безусловно, крупные корпорации, такие, как Банк России, РЖД, «Аэрофлот» и другие, вряд ли когда-нибудь прибегнут к услугам коммерческих ЦОДов, даже как к резервному ресурсу, имея развитую систему центров хранения, обработки и передачи данных, бесперебойная работа которой обеспечивается по различным независимым каналам: от фиксированной до спутниковой связи. Показательным примером может стать Центробанк РФ, специалисты которого за последние годы провели колоссальную работу по интеграции 78 разобщенных региональных дата-центров в два, которые контролируются из головного офиса в Москве. IT-структура использует сервисы «Ростелекома» и «Транстелекома», а также две системы спутниковой связи: собственную и арендованную. Таким образом, даже выход из строя двух каналов не повлияет на работу банка. Что касается дальнейшего развития корпоративных ЦОДов, то, вероятнее всего, компании сделают упор на повышение катастрофоустойчивости внутренних IT-ресурсов, наращивание мощностей для обеспечения большей скорости доступа к данным. Кроме того, теоретически возможен переход корпоративных ЦОДов на коммерческую основу. Игорь Литвинов, руководитель отдела аппаратно-программных комплексов компании «Микротест», так прокомментировал данный вопрос: «По сути, корпорации смогут создать на базе своих ИТ-подразделений внутренних провайдеров ИТ-сервисов. Ресурсы корпоративного ЦОДа в такой системе будут использоваться на основе тех же принципов, что и коммерческих ЦОДов с той лишь разницей, что корпоративный ЦОД будет обслуживать абонентов одной компании или холдинга». Особенно актуальной такая идея развития рынка корпоративных дата-центров стала именно в условиях экономического кризиса, что отмечает Сергей Ермилов, ведущий консультант департамента IT и телеком компании J'son & Partners: «В настоящее время наметилась тенденция отдавать избыточные мощности под коммерческие нужды. Об этом задумались многие ведомства (энергетические, в первую очередь)». Следует отметить, что не все сферы бизнеса смогут оперативно включиться в процесс перевода услуг на коммерческие рельсы, даже при наличии необходимых свободных мощностей, хотя, опять-таки, в условиях экономического кризиса даже крупные компании могут выйти на рынок работы коммерческих дата-центров с вполне конкурентоспособным предложением, учитывая развитие IT-структуры данного сегмента. Как замечает Ольга Когоякова, старший консультант «Коминфо Консалтинг», «реорганизация корпоративных ЦОДов в так называемые «смешанные» (с передачей части свободных корпоративных ресурсов в коммерческую эксплуатацию) будет характерна только для компаний телекоммуникационного и IT-секторов, для которых данный бизнес позволит диверсифицировать продуктовый портфель».

Еще в докризисный период организация работы коммерческих и корпоративных дата-центров в России встречала ряд принципиальных проблем, и игроки делали максимальный упор на поиск эффективных решений. На рынок услуг коммерческих ЦОДов, помимо привычных игроков в лице IT-компаний, стали активно вторгаться операторы связи. В результате произошло разделение зон влияния по географическому принципу. Елена Крылова отмечает, что «приоритет в развитии регионального рынка будет у операторов связи, имеющих возможность предоставить, кроме собственно услуг co-location (размещение серверного оборудования клиентов на площадях ЦОДов) и dedicated (аренда серверов) еще и широкие каналы связи». Другое соотношение сил и приоритетные задачи ставятся в отношении Москвы и Московской области, где уверенно властвуют IT-компании. Дело в том, что для данного региона проблема состоит в технической сложности оптимизации работы корпоративной ОС. Иногда, особенно это касается офисов, расположенных в центре столицы, покупка оборудования может быть намного дешевле, чем обеспечение его работы в дальнейшем. Только проводка дополнительных кабелей для увеличения мощности в центре Москвы может достигать нескольких десятков тысяч рублей.

Дорогу строительству дата-центров в России перешел мировой финансовый кризис, который пошатнул стабильную позицию IT-рынка. Но, насколько бы глубоко ни «просел» рынок в ближайшие годы, интерес к услугам коммерческих ЦОД сохраняется, хотя из-за финансовых проблем число клиентов заметно сократилось. Ольга Когоякова считает, что показательным является «увеличение количества предложений размещения/сдачи в аренду стоек, тогда как еще летом 2008 года многие коммерческие дата-центры вынуждены были временно приостановить оказание услуг физического хостинга из-за полной загруженности мощностей». При этом кризис не внес коррективы в планы крупных операторов по дальнейшему строительству ЦОДов в регионах. Компания «Синтерра» продолжает осуществление программы «40Х40»: сдача 40 центров обработки данных в 40 регионах России с намерением в дальнейшем охватить города с численностью населения 50-100 тыс. человек. Таким способом оператор намерен компенсировать свое запоздалое вступление на рынок ШПД. Не отказался от запланированной программы развития и «Ростелеком». При общем снижении спроса на подобные услуги, операторы смогут полностью удовлетворить запросы региональных компаний до 2011 года. Андрей Синяченко, руководитель центра компетенции ЦОД компании АйТи, обьясняет, что «для операторов связи, в отличие от промышленных предприятий, расходы на IT уже являются инвестициями в инфраструктуру, и в дальнейшем принесут прибыль». В дальнейшем темпы и объемы строительства ЦОДов будут напрямую зависеть от спроса. Кроме того, в Московском регионе, на эти показатели, как считает Сергей Ермилов, будет влиять отсутствие необходимых энергомощностей, зданий, соответствующих основным требованиям безопасности и организации работы базовых дата-центров, недостаточная пропускная способность существующих магистральных каналов.

Несмотря на сокращение финансирования в IT-проекты, бизнес-структуры не откажутся от услуг коммерческих дата-центров в пользу создания корпоративных. Ольга Когоякова считает, что «рост конкуренции на российском рынке ЦОДов, развитие технологий виртуализации, наполнение рынка «подешевевшими» IT-специалистами — все это должно сыграть на руку клиентам, в чьи планы не входит строительство ЦОДа «под себя». Более того, можно прогнозировать рост спроса на услуги коммерческих дата-центров в условиях кризиса по ряду причин. Андрей Касьяненко, заместитель генерального директора компании «Караван», обозначает основные предпосылки к этому следующим образом: «Тем не менее, кризис, в том числе, способствует и повышению спроса на услуги ЦОД. Сокращение затрат компаний, маркетинговых в частности, приводит к увеличивающейся роли Интернета как канала продвижения, продаж и коммуникаций с потенциальными потребителями. Это, в свою очередь, оказывает прямое влияние на «утяжеление» ресурсов и повышающиеся требования к параметрам надежности, доступности и бесперебойности ЦОД».

Основными клиентами коммерческих ЦОДов в России, как и в докризисный период, остаются мелкие и средние бизнесы. Более того, по словам Игоря Литвинова, размер бизнеса и будет определяющим фактором при выборе услуг дата-центров, а «по мере развития услуг коммерческих дата-центров и снижения их стоимости, планка, начиная с которой имеет смысл содержать свой ЦОД, будет подниматься». В основном, в услугах сторонних дата-центров заинтересованы финансовый сектор, транспортные компании, ритейловый бизнес, топливно-энергетический комплекс, а также сопряженные с Интернетом бизнесы. Помимо ценовых планов, искушенные клиенты обращают внимание и на дополнительные сервисы, которые могут предоставить поставщики услуг. Все больше внимания уделяется защите информации. На федеральном уровне планируется принятие ряда дополнительных нормативных актов, которые зафиксируют основные требования к обеспечению безопасности и конфиденциальности данных, а также возможные административные санкции в случае их несоблюдения. Что касается малых и средних IT-структур, то при оптимизации их работы возникает ряд других проблем. Малый бизнес использует в работе локальные диски, причем ресурсы задействованы, как правило, крайне неравномерно: от избыточного объема до перегруженности. Представители так называемого среднего бизнеса для хранения информации прибегают к дисковым массивам. Такая система строится годами, накапливая массивы от разных вендоров, часть из которых невозможно подключить к одному комплексу серверов. Одним из выходов является внедрение технологии виртуализации. Этот способ вызывает немало споров о целесообразности в условиях российской действительности. Представители IT-компаний, безусловно, намерены разрабатывать это предложение в будущем. Игорь Литвинов так определяет свое отношение к технологии: «Виртуализация — средство повышения эффективности использования ресурсов ЦОДа. Помимо этой основной задачи виртуализация позволяет существенно упростить решение задач повышения доступности сервисов ЦОДа и сокращения затрат на администрирование и эксплуатацию. Я думаю, что через некоторое время средства виртуализации будут широко использоваться во всех ЦОДах без исключения». Ольга Когоякова, со своей стороны, такую безоблачную перспективу не поддерживает, говоря, что «спрос на такие услуги даже в Москве минимальный, а про регионы вообще еще рано говорить». Чтобы давать реальные прогнозы по этому вопросу, необходимо дождаться выхода IT-рынка и рынка потенциальных клиентов из кризиса. С активизацией процессов развития бизнеса, увеличением финансирования в инновационные технологии спрос на данную технологию возрастет. Особенно вероятным является ее использование коммерческими дата-центрами, как считает Андрей Синяченко, что будет полезно «как для снижения эксплуатационных расходов, так и для привлечения большего количества клиентов при уже исчерпанных энергетических мощностях». В ситуации экономической стабильности можно будет вернуться к вопросу выбора бизнес-модели коммерческого ЦОДа, наиболее подходящей под параметры клиента. Проявляющие наибольшую активность на рынке операторы разрабатывают предложения только на базе классической модели ЦОДа, учитывая контент-составляющую заказчика. IT-компании могут предложить клиенту также модели мобильного и модульного ЦОДов, которые не только полностью удовлетворяют информационным параметрам, но также учитывают пожелания по размещению дата-центра. Правда, до времени, когда такой выбор действительно будет стоять, необходимо еще дожить. И дело не столько в финансовых сложностях, сколько в недоверии бизнес-структуры к инновациям, а также неразвитости того предложения, которое выходит за рамки классического понимания. Например, при всех видимых преимуществах модели мобильного ЦОДа, технология его развертывания, подготовки площадки размещения и т.д. является весьма затратной. Как считает Сергей Ермилов, широкого распространения данная модель в России не получит.

В период кризиса компании, предлагающие услуги строительства и сервисного обслуживания коммерческих ЦОДов, наиболее заинтересованы в удержании клиентов. В рамках антикризисного развития принимается ряд мер. Ольга Когоякова так комментирует данный вопрос: «Профильные компании (интеграторы-операторы ЦОД) готовы немного снизить цены на основные услуги дата-центров, предложить бонусные (бесплатные) услуги. Операторы связи делают ставку на дифференциацию тарифов на трафик, привлекая контент-держателей и локальных операторов связи как целевых клиентов».

Одним из самых интересных вопросов является использование услуг дата-центров госструктурами. Еще до начала кризиса, Минкомсвязи запланировало осуществление проекта «Электронного правительства», направленного на упрощение обращения граждан в государственные органы, оптимизацию работы с документооборотом. Безусловно, при внедрении широкого использования Интернета в различных ведомствах, государству придется рано или поздно прибегнуть к услугам ЦОДов. Причем инновации нужны быстро и во всем объеме, а требования к производителю будут не просто строгими, а невероятно строгими. Естественно, иметь дело с представителями власти будет весьма сложно, но потенциал у крупных компаний по предоставлению таких услуг, безусловно, есть. Касательно возможных вариантов развития Сергей Ермилов говорит: «Думаю, что текущая действительность подтолкнет госструктуры к использованию коммерческих ЦОДов (не для всех ведомств, разумеется), так как расходы в этом случае гораздо меньше, чем при строительстве собственного центра обработки данных. Вопрос некоторой экономии средств будет решен, особенно в том случае, если подрядчики (площадки для размещения оборудования) будут выбираться путем открытых и прозрачных тендеров». По данному вопросу Андрей Синяченко добавляет, что «потенциал роста рынка ЦОД в этом сегменте будет оставаться очень высоким, но перспективы роста пока остаются, к сожалению, туманными […] из-за того, что госструктуры не имеют опыта, практики, а возможно и юридических предпосылок к использованию аренды ресурсов коммерческих ЦОД». К тому же, еще в докризисные времена шли разговоры о том, что проект будет осуществляться весьма длительно, как не являющийся первостепенной задачей. Да и бюрократический аппарат России не очень жалует подобные инициативы. Во время кризиса инвестиции в проект и подавно сократились, так что фактически он заморожен.

Будем надеяться, что, когда мировая экономика снова вздохнет полной грудью, Минкомсвязи вернется к «электронному правительству», а это, в свою очередь, положительно повлияет на рынок услуг ЦОДов. Осуществление масштабных задач потребует упрощения законодательства в ряде вопросов конкретно выполнения работ по строительству дата-центров и возведет на качественно новый уровень организацию безопасности хранения данных. Это отразится на работе коммерческих ЦОДов, клиентами которых выступают бизнес-структуры, что приведет к увеличению спроса на услуги сторонних дата-центров в будущем, при улучшении качества предоставляемых услуг.

Центральный федеральный округ