In English

Трансформеры эпохи конкуренции

04.11.2012, Некрасова Елена
Издание: CIO

Динамично изменяющаяся экономическая среда побуждает компании становиться вечными «трансформерами», непрерывно эволюционировать и приспосабливаться к изменениям окружающего мира. ИТ-составляющая бизнеса, будучи его неотъемлемой частью, изменяется столь же неизбежно и быстро.

Трудно найти современную компанию, не находящуюся на том или ином этапе трансформации своей ИТ-инфраструктуры. Трансформация информационных технологий - это своего рода управляемая эволюция, связанная с глубоким переосмыслением их роли в современном бизнесе, фокусировка на структурных и организационных изменениях, позволяющих компании меняться в верном направлении.

Истоки

К трансформации ИТ-составляющей побуждают как внутренние, так и внешние причины.

К внешним можно отнести общие спады и подъемы в экономике, любые существенные изменения на рынках сбыта, перемены в поведении конкурентов, изменение предпочтений потребителей, действия регуляторов, которые влияют на отрасль, на организацию и на ее поставщиков. «Такие факторы подталкивают компанию, например, к решению создавать новые продукты, услуги и выходить на новые рынки, либо приводят организацию к решению о слиянии и поглощении с другими компаниями на рынке, - поясняет Илья Тамбовцев, начальник отдела развития информационных систем и инфраструктуры ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»«. - В любом случае эти глобальные решения затрагивают деятельность ИТ-отдела, которому необходимо обеспечить процесс трансформации бизнеса от действующей к новой организации».

Практически каждый день выпуски экономических новостей затрагивают тематику избавления от непрофильных активов. Одним из таковых для многих современных компаний становятся и «раздутые» ИТ-отделы. «В стремлении сделать максимально конкурентное предложение одна из главных задач - это снижение затрат, - поясняет Антон Нагов, руководитель направления «облачных» услуг компании «Аутсорсинг 24». - Затраты на ИТ в современных компаниях действительно огромны. Но есть часть задач, которые вполне можно отдать на аутсорсинг внешней организации. Аутсорсер, сам находясь в условиях жесткой конкуренции, заинтересован в том, чтобы предлагать максимально выгодные условия. Таким образом, в подобной среде ИТ трансформируются так, чтобы сервисы компании позволяли ей быть конкурентной на рынке».

Среди внешних причин надо отметить и довольно широко распространенное стремление ни в чем не отстать от конкурентов, выражающееся в кратком, но емком «Чтоб было не хуже, чем у других». «Как правило, носителем такого желания являются новые сотрудники, особенно топ-менеджеры, - говорит Борис Славин, директор по исследованиям и инновациям компании АйТи. - По статистике, руководители высшего и среднего звена меняют место работы раз в три-пять лет. Приходя в новую компанию, они сравнивают ее бизнес-процессы с тем, как они были организованы на предыдущем месте работы. И если там было лучше, формируют внутренний заказ на трансформацию».

Мощный побудительный мотив запуска механизма трансформации ИТ - желание получить конкурентное преимущество за счет инноваций, просто желание инноваций и совершенствования, которое присуще многим активным людям. ИТ-отрасль - источник постоянного креатива, генератор технологического новаторства. Инновационные изменения, технологические сдвиги, которые происходят в ИТ-отрасли, порождают изменения за ее пределами, влияют на поведение на рынке потребителей, формируют новые способы, механизмы и инструменты конкурентной борьбы. ИТ-инновации приносят организациям дополнительные выгоды и порождают изменения в деятельности сотрудников, в бизнес-процессах, в способах взаимодействия с клиентами и поставщиками. Яркий пример - социальные сети и мобильные технологии.

К внутренним причинам, вынуждающим компании трансформировать свою ИТ-составляющую, относятся проблемы с персоналом. Динамика развития информационных технологий столь велика, что дефицит ИТ-специалистов растет из года в год. Это приводит как к срыву внутренних проектов, так и к увеличению затрат на ИТ-персонал в желании удержать его внутри компании. Постоянный рост этих затрат на фоне острого дефицита квалифицированных кадров заставляет ИТ-спужбы компаний искать новые пути развития и трансформироваться.

Возможность гибко следовать за тенденциями на рынке и вовремя отвечать соответствующими ИТ-сервисами для бизнеса - отличительная особенность эффективных ИТ-служб. Для реализации такого подхода классической модернизации оборудования недостаточно, требуется трансформация ИТ-отдела в поставщика ИТ-сервисов, в том числе с внешних площадок.

Цели бизнеса и цели ИТ

Компания, проводящая крупномасштабные изменения в процессах организации своей ИТ-составляющей, преследует две цели - увеличение эффективности и получение конкурентных преимуществ за счет инноваций. «Первая цель является основной, - отмечает Борис Славин. - Она проста и понятна для ИТ-департамента. О второй цели бизнес осведомлен мало - за исключением ИТ-емких областей: банков, телекоммуникаций, электронных площадок...»

С точки зрения бизнеса любые востребованные им изменения должны позитивно влиять на увеличение текущей доли организации на рынке, на повышение прибыли, на замедление роста издержек при развитии организации и на снижение издержек в остальных случаях.

- В большинстве организаций ИТ не являются центром прибыли, - отмечает Илья Тамбовцев, - потому одна из целей ИТ-трансформации может состоять в сокращении собственных издержек ИТ-подразделения или издержек, связанных с производством и предоставлением ИТ-сервисов. Средствами, сопутствующими ИТ-трансформации, здесь могут служить технологии виртуализации, «облачные» сервисы.

Более масштабная цель для ИТ - влияние на сокращение издержек в других подразделениях (в производстве, в логистике, в продажах). Реализации этой цели может способствовать внедрение технологии анализа большого объема данных, BI, сквозного прогнозирования - от продаж на рынок до поставок на производство.

Сверхзадача, стратегическая цель, которая может быть достигнута, в том числе за счет умелого и своевременного применения ИТ-инноваций, - развитие новых каналов сбыта продукции и услуг организации, продвижения компании как бренда. Здесь востребованы CRM- и мобильные технологии, внешние порталы услуг.

Однако в России, как отмечает Александр Загнетко, руководитель программы исследований «Корпоративные системы» компании ЮС, нередко приходится сталкиваться с тем, что подлинные цели лиц, инициирующих крупномасштабные изменения, могут разительно отличаться от заявленных: «Разумеется, это справедливо и в отношении других стран, но вопрос, как это часто бывает, в масштабах. Не секрет, что ИТ остаются одной из наиболее привлекательных отраслей с точки зрения нецелевого расходования средств, при этом усложнение инфраструктуры и увеличение числа процессов, в которых они играют ключевую роль, влекут за собой неуклонный рост влияния ИТ-отделов, подчас превращая их в обособленный, самостоятельный департамент, развивающий сам себя и плохо поддающийся контролю извне».

Векторы перемен

Одна из главных тенденций трансформации ИТ сегодня состоит в развитии концепции централизации ресурсов. «В какой-то мере ИТ-индустрия развивается по спирали, так что при желании можно сказать, что мы отчасти возвращаемся в эпоху «мейнфреймов» на новом этапе исторического развития, - полагает Александр Загнетко. - Это, в свою очередь, в значительной степени связано с другими важными атрибутами современной отрасли ИТ - мобильностью и развитием новых интерактивных социальных платформ, а также ростом объемов гетерогенных данных, близким к экспоненциальному».

Виртуализация действительно самый заметный тренд. «Отказ от классического подхода «физический сервер - одно приложение» с утилизацией ресурсов на 1 5-20% в пользу виртуализованных серверов позволяет снизить общее количество оборудования в компании - порой в разы, а иногда и на порядки, - рассказывает Антон Нагов. - Виртуализация позволяет повысить доступность ИТ-сервисов (работа приложения больше не зависит от работоспособности сервера, на котором размещено приложение). Виртуализация позволяет быстрее создать и передать бизнесу нужный сервис. Общим пулом ресурсов управлять намного проще, чем выискивать свободные мощности в рамках физического сервера. Сокращается общее количество ИТ-персонала, но растет его квалификация и стоимость».

Антон Нагов отмечает магистральную тенденцию процесса трансформации ИТ - из «строителей» бизнес-сервисов в «поставщиков» ИТ-сервисов по заказу бизнеса: «Роль таких поставщиков требует специфической квалификации ИТ-директора. Теперь он должен смотреть на ИТ-сервисы не только с технической точки зрения, но и в отношении стоимости сервиса, сравнивать стоимость аналогичных сервисов при самостоятельном строительстве и покупке у провайдера, глубоко переосмысливать роль ИТ в повышении эффективности работы ИТ-отдела и организации в целом».

Андрей Филатов, директор департамента аппаратного обеспечения IBM в России и СНГ, отмечает появление на рынке нового класса «экспертных интегрированных систем» (expert integrated systems), основанных на крепкой взаимосвязи аппаратного и программного обеспечения. Глубокая интеграция в решении различных типов ИТ-ресурсов облегчает работу и управление новыми системами и позволяет изменить стратегию финансирования ИТ.

Один из ключевых трендов -корпоративные социальные сети, которые несут в компанию новые способы коммуникаций между сотрудниками, организации совместной работы, обмена знаниями, опытом.

- Сотрудникам важно понимать, как они влияют на преобразования в компании, важно быть услышанными, показать, что они делают, поделиться своим отношением к происходящему, важно получить обратную связь, - поясняет Илья Тамбовцев. - Для организации важны коллективный поиск решения насущных проблем, генерация и обмен идеями, извлечение знаний и опыта сотрудника и сохранение его в доступном и структурированном виде.

Еще один тренд - перевод на сервис-ориентированную архитектуру как программного обеспечения, так и организации деятельности ИТ-службы. «Это тоже уже не просто модернизация, а необходимая для более эффективного ведения бизнеса трансформация», - подчеркивает Борис Славин.

Трансформация проявляется и в использовании краудсорсинговых и «облачных» технологий, инструментов управления знаниями. Такая модернизация затрагивает как техническую сторону (использование технологий социальных сетей и «облачных» инструментов), так и организационную (предоставление централизованных сервисов, управление персоналом как носителем знаний и пр.).

Илья Тамбовцев отмечает интересный тренд - передачу части полномочий «продвинутым» пользователям. Например, контент-менеджеры в штате подразделении отвечают за узлы, области или группы на портале собственных подразделений, структурируют материал, следят за «порядком», организуют и осуществляют предоставление доступа в разделы, к публикациям.

Оптимизм, пессимизм, реализм

Многие эксперты признают общую недостаточную эффективность процессов трансформации. Да, мы являемся и наблюдателями, и участниками бурного развития ИТ, появления большого числа новых сервисов и бизнес-моделей, ставших доступными благодаря передовым технологиям. Но при этом качество управления и эффективность инструментов, призванных дать пользователям возможность контролировать различные ресурсы и свои расходы на них, в целом остались на том же уровне, что и 10 лет назад, а в каких-то случаях даже ухудшились. «Затраты на ИТ увеличиваются, однако требования к ним расширяются намного быстрее - и универсального решения попросту не существует, - говорит Александр Загнетко. - Можно продолжать инвестировать в собственную инфраструктуру, однако ИТ-бюджеты у большинства заказчиков растут гораздо медленнее, чем капитальные и операционные расходы, необходимые для устойчивого развития. Можно пытаться вывести процессы в аутсорсинг: в ряде случаев это вполне разумный выбор, и во многом именно он способствует централизации ресурсов, однако пока эта модель трансформации и развития ИТ связана с большим числом нерешенных проблем - начиная от безопасности и заканчивая качеством сервиса».

Очевидно, что недостатки организации, ошибки в целеполагании, некомпетентность тех, кто отвечает за выработку концепции развития, изначально обрекают любой проект на неудачу. «Можно сколько угодно обсуждать различные нюансы и экзотические факторы, влияющие на конечные результаты, но именно эти тривиальные, ставшие общим местом проблемы являются причиной девяти провалов из десяти, - считает Александр Загнетко. - Следует подчеркнуть, что качество менеджмента и, если так можно выразиться, нечистоплотность руководителей остаются главным бичом любых начинаний в России».

Что касается технических аспектов, то при условии грамотно реализованной организационной составляющей и наличии специалистов соответствующего профиля особых трудностей не возникает. Даже с учетом невероятно разросшегося «генеалогического древа» технологий. Однако аналитики ЮС отмечают, что при попытках перейти от теории к практике российские компании подчас сталкиваются с безнадежными, по сути, ситуациями. Например, при отсутствии высокоскоростной телекоммуникационной инфраструктуры и (или) подведенной мощности создание собственного ЦОДа или «побег в облако» становятся задачами неосуществимыми - либо сопряженными с расходами, которые подавляющему большинству заказчиков не по карману.

Отдельно стоит упомянуть дефицит качественных материалов и справочной литературы, последовательно, подробно и непредвзято описывающих новые технологии и различные аспекты их внедрения. К сожалению, на рынке превалируют маркетинговые «панегирики».

Бросается в глаза и отсутствие у большинства компаний строгой методики оценки эффективности внедрения различных систем. А в тех случаях, когда какие-то расчеты приводятся, речь, как правило, идет о самой простой модели анализа окупаемости, не учитывающей множества факторов. Стремясь убедить заказчиков в преимуществах своей продукции, этим нередко пользуются поставщики услуг и оборудования, заваливая потенциальных клиентов графиками и диаграммами, которые зиждутся на, мягко говоря, не совсем научном фундаменте, - предупреждают эксперты ЮС.

Трансформация ИТ в современном, чрезвычайно конкурентом мире нередко напоминает, по меткому выражению Александра Загнетко, попытку перестроить самолет на лету:

- Как правило, это вынужденная мера, и цена вопроса - выживание бизнеса. Это то самое Зазеркалье, где «приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее». Если трансформация прошла успешно, бизнес остается на плаву, но точно оценить вклад каждой отдельной составляющей ИТ-инфраструктуры в каждый полученный доллар выручки невозможно: декомпозиция больше не работает.

Центральный федеральный округ