In English

Экономика конвергентных решений

04.10.2012, Некрасова Елена
Издание: CIO

Современные аппаратные и программные технологии, существующие в рамках концепции конвергенции, в большинстве случаев позволяют бизнесу отказаться от лишних расходов на информатизацию.

Термин «конвергенция» - довольно противоречивый: по сей день не очерчено четких границ его применимости в ИТ. Тем не менее он отнюдь не нов. Первые по сути «конвергентные» решения в телекоммуникационной отрасли относятся еще к 60-м годам прошлого века: тогда появились TDM-мультиплексоры, которые передавали по одним и тем же линиям связи голосовой трафик и трафик, например, систем автоматики и сигнализации от разных информационных систем и для разных заказчиков. Фактически по пути увеличения количества разнородных сервисов в телекоммуникационных системах, а далее - их унификации и приспособления аппаратных платформ к реализации на их базе всей совокупности сервисов - последовательно прошли производители различных решений в области связи, отмечает Андрей Синяченко, технический директор департамента инфраструктурных решений компании АйТи.

Сначала производители магистрального оборудования связи внедрили системы с временным мультиплексированием на базе технологий ATM, SDH и т. п. За ними - производители систем коммутации и маршрутизации IP-трафика модернизировали и свое оборудование, и протоколы передачи данных для обеспечения транспортировки как трафика данных, так и realtime-трафика (голос, видео, потоковое вещание). Далее разработчики прикладных информационных систем обеспечили возможность работы с самыми различными типами данных в рамках одного приложения, а Интернет стал настоящей «конвергентной» информационной метасистемой. Наконец, в настоящее время по сути происходит стирание границ между разработчиками информационных систем, операторами и потребителями ИТ-услуг.

- Стираются границы между многими информационными системами, даже имевшими узкую специализацию, и они становятся доступными широкому кругу потребителей, - рассказывает Андрей Синяченко. - Таким образом, «конвергентные ИТ» сейчас - это уже не просто «всеядная аппаратная платформа» для каких-либо информационных систем, а скорее совокупность методов и ИТ-решений, позволяющая пользователю получить любой нужный ему (и даже специально адаптированный для него) сервис от любого провайдера и в любом месте.

Сколько можно сэкономить?

«Объединение в рамках сети IP-MPLS (обеспечивающей классификацию и приоритизацию трафика, а также различные классы обслуживания) как обычного, так и reatime-трафика естественным образом приводит нас к более дорогому решению, чем «простая» IP-сеть на дешевых коммутаторах L3, - объясняет Андрей Синяченко. - Но при этом MPLS-сеть позволяет нам в перспективе не строить новые отдельные сети для разных видов трафика, что, очевидно, обошлось бы дороже. Упрощается управление самой сетью и ее ресурсами, значительно сокращаются сроки внедрения новых сервисов со специфическими требованиями к сети, проще реализуется, например, информационная безопасность».

Аналогичная ситуация складывается с серверными платформами. Организация заплатит несколько больше за серверы семейства Cisco Unified Computing System в сравнении с аналогами, но при этом получит платформу, которая максимально гибко «подстроится» под будущие информационные системы компании за счет наилучшей готовности к виртуализации, бесшовной интеграции с сетевой инфраструктурой ЦОДа, за счет возможности предоставить по требованию любой сетевой интерфейс средствами конвергентного транспорта Fabric Interconnect и так далее.

Благодаря оптимизации Oracle Exadata в подавляющем большинстве случаев оказывается дешевле в расчете на число ядер, чем традиционные системы. Если последние показывают производительность в 1 000 условных единиц, то Oracle Exadata при том же числе процессорных ядер покажет 3 000 (цифры очень зависят от конкретного приложения). Это означает, что если заказчику нужна система с производительностью в 3 000 у. е., то в случае традиционной архитектуры ему нужно будет покупать гораздо более дорогую аппаратуру. Причем она может быть в три с лишним раза дороже, так как зависимость здесь нелинейная. Кроме того, дополнительная экономия получается, например, на том, что СУБД Oracle лицензируется в привязке к количеству процессорных ядер в системе, и чем меньше ядер, тем обычно меньше приходится платить за лицензии.

Экономия возникает в случае, когда конвергентное решение предлагается заказчику в сопровождении сервисного пакета.

- Например, инсталляция и интеграция решения в инфраструктуру заказчика охватывается нашим сервисом, - рассказывает Павел Борох, менеджер по маркетингу продукции компании Fujitsu. - Это приводит к сокращению трудозатрат и времени администраторов.

Сервис включает также базовый начальный инструктаж, что дополнительно сокращает время, требуемое для освоения администратором нового решения. Экономия регулярно возникает и за счет обновления операционной системы гипервизора: организация получает уже проверенный, протестированный рекомендованный комплект обновлений. Соответственно, администратору не нужно реагировать на каждое появление обновления и тестировать его на предмет совместимости с остальными компонентами инфраструктуры, а можно использовать комплексный пакет обновлений для всего решения. Важно отметить, что обновления выходят уже проверенными и протестированными. Поставщик дает твердую гарантию работоспособности новой версии, и организация не столкнется с неприятными «сюрпризами» при «накатывании» обновлений.

Компания «Центр Финансовых Технологий» производила тестирования своего банковского ПО в интересах крупного заказчика. Необходимо было продемонстрировать возможность работы системы с как можно большим числом одновременно работающих пользователей. Было выбрано несколько сопоставимых аппаратных конфигураций от трех разных вендоров. От Oracle тестировалась Oracle Exadata. В результате на Exadata была достигнута цифра в 30 тысяч одновременно работающих пользователей, в то время как на конкурирующих платформах не удалось показать результат больше 18 тысяч. В этом примере видно, что Exadata в 1,6 раза более производительна для этой задачи - притом что аппаратура была сопоставима. Очевидно, что для достижения той же производительности понадобились бы гораздо более дорогие системы производства конкурентов. Интересен пример крупного российского ритейле-ра, который решил выбрать платформу для увеличения производительности существующего хранилища данных на Oracle. Было проведено два тестирования на системах от двух разных вендоров, и результаты получились удовлетворительными, но примерно одинаковыми. Заказчик не рассматривал Exadata как вариант, так как по разным причинам имел некоторое предубеждение против комплекса. Однако в конце концов принял решение протестировать и Exadata. В результате система показала производительность в 3 раза более высокую, чем оба конкурента, притом что не использовались никакие дополнительные оптимизации, которые можно применить на Exadata. Этот результат определил выбор платформы.

Впрочем, оценить эффект количественно не всегда возможно, так как многие важные следствия правильного применения конвергентных решений носят нематериальный характер и не имеют общепринятых шкал измерения. «Конвергенция сервисов CRM и телефонии, - рассказывает Дмитрий Вызов, генеральный директор компании «Манго Телеком», - улучшает Total User Experience (благоприятное впечатление от взаимодействия с предприятием) и делает его более устойчивым, повышая лояльность клиента. Положительное воздействие ощущается и внутри предприятия. И если измерить TUE еще как-то можно (хотя нам пришлось разрабатывать для этого специальную методику), то на лояльность действуют и многие другие факторы. Но в случае влияния «облачной» АТС на продажи количественную оценку может получить само предприятие - с помощью встроенных информационно-аналитических сервисов. Средняя же цифра (по большому числу предприятий) такая: правильная настройка системы маршрутизации звонков в отдел продаж может увеличить их количество на 20-30% - без переучивания персонала, увольнений и т. п. Причем этот эффект - результат именно конвергенции телекоммуникационных и информационно-аналитических сервисов».

Проблемные зоны

При всех преимуществах, конвергентные решения имеют и вполне ощутимые недостатки. Первый - более высокая стоимость (иногда - в разы) по сравнению с традиционными вариантами.

Конвергентные решения не всегда реализуемы ввиду различных ограничений. Например, различные виды информации могут иметь разные режимы конфиденциальности.

- В таком случае для их обработки не всегда можно использовать «облачное» решение, которое, по сути, является конвергентным, - поясняет Андрей Синяченко. - Как минимум (если говорить на примере системы виртуализации VMWare) возникнут сложности в виде отсутствия сертифицированной ФСТЭК версии программного межсетевого экрана VMware vShield, что делает невозможным совместное использование некоторых ресурсов «облака».

Кроме того, в конвергентных решениях может возникать взаимовлияние различных информационных систем. Как следствие - ответственность администратора и цена его ошибки повышаются в разы. Если конвергенция фрагментарна - всегда остается риск несовместимости компонентов инфраструктуры.

«Невыгодной конвергенция будет и в том случае, - подчеркивает Дмитрий Вызов, - если внедрение комплексных решений не вызвано реальными потребностями бизнес-подразделений, а идет от «большого ума» разработчиков или отделов автоматизации, которые не пытаются понять бизнес своего предприятия и решить его задачи, а сами определяют, что бизнесу нужно, а что - нет».

- Внедрение конвергентных решений, сколь бы странным это ни казалось, может приводить даже к значительным организационным и штатным изменениям у самого заказчика! - предупреждает Андрей Синяченко. - Вспомните появление на рынке IP-телефонных станций: их расширенные возможности по предоставлению сервиса породили большое количество проектов по модернизации систем связи. В ходе этих проектов стало выясняться, что классическая «лапша» и телефонные кроссы уже не нужны, что коммутаторы передачи данных - в ведении службы ИТ, а для администрирования IP-АТС нужно гораздо больше знаний, чем имелось у монтажников-линейщиков цехов связи. В итоге практически на всех крупных предприятиях отделы связи объединились с айтишниками, с некоторым сокращением штата.

Резюмируя, можно отметить, что оптимизированные программно-аппаратные комплексы нужны заказчикам, перед которыми стоит задача построения высокопроизводительных систем в кратчайшие сроки и оптимизации затрат на поддержание инфраструктурных решений.

Производительность, время и деньги

При комплексном подходе к автоматизации конвергентные решения имеют множество преимуществ по сравнению с традиционными. Если рассматривать не реализацию отдельной бизнес-задачи заказчика, а всю возможную совокупность использования конвергентной платформы (ландшафта) - радикально снижаются инвестиции в оборудование и программное обеспечение. Тот факт, что компоненты системы заранее проверяются на совместимость, в том числе и на совместимость аппаратной части с программной, дает множество преимуществ. Эксперты Oracle перечисляют некоторые из них.

Разработчики системы точно знают, как будет вести себя конвергентное решение, так как именно выбранное ПО будет работать на конкретной аппаратной конфигурации. Таким образом, можно избежать множества сюрпризов, связанных с несовместимостью компонентов или несбалансированностью системы.

Так как разработчики знают, какое ПО и на какой аппаратуре будет работать, это позволяет оптимизировать компоненты для достижения максимально возможной производительности, что дает возможность заказчику платить меньше по сравнению с «неоптимизированными» системами.

Единая техническая поддержка для всей системы. Случаются ошибки, возникающие «на пересечении» аппаратной и программной частей ПО и операционной системы и т. д. Такие ошибки бывает очень сложно локализовать, так как у техподдержки может не оказаться под рукой именно такой же программно-аппаратной конфигурации. Поиск может затянуться на долгое время. Огромным преимуществом в случае интегрированных систем является то, что у техподдержки для воспроизведения ошибки есть точно такая же система, которая стоит у заказчика. Если ошибка является критичной для работы системы, очевидно, что чем меньше времени будет потрачено на ее поиск и устранение, тем меньше потерь несет клиент.

Существует множество примеров работы различных приложений с оптимизированными программно-аппаратными комплексами с известными данными о производительности, что облегчает сайзинг при внедрении систем. Кроме того, возможность наращивания конфигурации, изначально заложенная в архитектуру, позволяет безболезненно добавлять новые мощности по мере необходимости.

Заказчики экономят время при разработке архитектуры системы и тестирования компонентов. Кроме того, развертывание оптимизированной системы занимает совсем немного времени: от нескольких часов до нескольких дней, что в случае традиционного подхода почти невероятно. Управление и мониторинг всей системы ведется через единый интерфейс. Это экономит время, необходимое для обнаружения проблем или оптимизации запросов.


Центральный федеральный округ