In English

Печать времени. Что ищет «АйТи» на новом рынке?

20.09.2009, Плакса Максим
Издание: iBusiness.ru
Группа «АйТи» объявила о появлении в своем составе еще одного направления подразделения. Холдинг собирается предложить своим клиентам программно-аппаратные системы цифровой печати. Новое бизнес-направление, — говорится в сообщении компании, — «будет заниматься предоставлением всего комплекса услуг, связанных с поставкой, инсталляцией и технической поддержкой систем цифровой печати».

Это — вторая за последние месяцы структура, которую структурно обособляет «АйТи». Но если появление дочки с веселым названием «ПингВин» (разработчик и интегратор информационных систем на основе СПО) выглядело для холдинга совершенно естественным шагом, то интерес к полиграфическому рынку, который до сих пор не являлся для «АйТи» полем каждодневного приложения усилий, вызывает множество вопросов.

ИТ и рынок полиграфического оборудования, безусловно, близки. Но, до сих пор, за исключением некоторых вендоров, предлагавших решения для обоих рынков, успешно оперирующих в обеих областях игроков в России не было. Слишком уж разнятся и продуктовые линейки, и техника продаж, и спектр заказчиков. Решения, которые теперь войдут в портфель «АйТи», во многом непривычны для «классической» ИТ-компании. О том, какие сервисы и кому предложит новое подразделение группы, iBusiness побеседовал с руководителем этого направления Михаилом Степановым, ранее возглавлявшим департамент систем цифровой печати в компании «Терем».

— Михаил, что побудило «АйТи», одного из ветеранов российской системной интеграции открыть направление, которое, на первый взгляд, мало связано с его основной деятельностью?

— Кризис — самое лучшее время для грамотных предпринимателей начинать новые проекты. Потенциальные конкуренты заняты в это время совершенно другими заботами и не отслеживают рынок так плотно, как им хотелось бы. Многие переживают тяжелые времена и заняты больше контролем расходов, чем анализом рынка. Это и понятно, на первое место в России выходит проблема экономии, о чем постоянно говорится даже на правительственном уровне.

Компания, выходящая на новый для себя рынок, как правило, сталкивается с двумя большими задачами: необходимостью собственного продвижения и поиском клиентов. «АйТи» в этом плане намного легче: компания уже почти двадцать лет представлена на рынке и работает с большим количеством заказчиков. Открывая новое бизнес-направление, мы приступили к плотной работе с образовательными учреждениями, с государственным и коммерческими организациями, крупными частыми корпорациями, со многими из которых за годы сотрудничества уже сложились добрые отношения. Задача нового бизнес-направления, которое я возглавил - не просто донести информацию до имеющихся клиентов, но и решить имеющиеся у них проблемы документооборота оптимально. Проще говоря, наши системы решают у заказчика две основных задачи: оптимизируют документооборот с точки зрения качества и скорости печати выпускаемых документов (документ –лицо организации) и сокращают расходы на производство этих документов , что очень важно, особенно в текущей ситуации.

Когда мы создавали в компании «АйТи» новое направление «Системы цифровой печати», то хорошо понимали, что для этого требуется экспертиза. Например, экспертиза в области систем управления цифровой печатью в компании появилась с моим приходом. Мы обратили внимание на нового вендора этого рынка — компанию InfoPrint, образованную в результате покупки Ricoh части бизнеса IBM, ответственного за развитие печатных технологий и сопутствующих софтверных систем. Рассмотрев внимательно их решения, мы поняли, что благодаря молодости команды, а также серьезности и активности компании (Ricoh — лидирующий в мире производитель систем цифровой печати), что их предложение отвечает трем основным требованиям. Во-первых, оно привлекательно с точки зрения стоимости оборудования. Во-вторых, отвечает требованиям рынка с точки зрения технологических возможностей оборудования. И, наконец, эти решения экономичны, а значит, выгодны при использовании в разных организациях. А это как раз ключевой момент — о себестоимости отпечатка на том рынке, на котором начинает работать «АйТи», никто раньше не говорил. Госучреждения и крупные корпорации никогда не экономили на печати документов.

— Вы собираетесь сосредоточиться на предложении цифровых систем печати офисного класса, а не полиграфического?

— Грань между системами этих классов — размыта. Мы, на самом деле, будем предлагать и то, и другое. Просто в применении к тем же самым вузам, назвать их типографии «офисной печатью» можно только с очень большой натяжкой. Видимо, основной критерий в специализации следующий: будет ли оборудование использоваться для коммерческой печати. При этом не надо забывать, что вузам не так давно было дано право заниматься коммерческой деятельностью. Такой шаг правительства дает возможность вузам использовать для коммерческой печати предлагаемое нами оборудование. Тем более, некоторые вузовские типографии уже успешно работают как коммерческие предприятия, а объемы их «внутренних» заказов на печать впечатляют!

— Вы полагаете, что системы цифровой печати способны решить эту проблему вузов? Может быть, им нужно более серьезное оборудование?

— Когда мы с вами говорили о том, по каким признакам мы выбирали вендора, то я перечислил три основных преимущества InfoPrint. За последние два года цифровая печать сделала очень большой шаг вперед с точки зрения снижения себестоимости продукции. Современное оборудование способно конкурировать с офсетными машинами по цене отпечатка уже при тиражах до 2000 книг на 600 полос! Сейчас же средний тираж книг в вузах – 300-400 экземпляров.

Плюс цифровой системы заключается еще и в том, что она может быть интегрирована практически в любой бизнес. На выходе любая организация получит полностью готовый продукт, минимизировав при этом влияние человеческого фактора, зависимость от специально обученного персонала и т.д. При этом менеджмент имеет возможность организовать сквозной контроль печатных процессов и качества печати. В результате организация получит сразу несколько источников экономии: за счет прямых расходов, за счет снижения коммунальных расходов, использования занимаемых площадей в госучреждениях или вузах. Я уже не говорю, что цифровые системы прекрасно используются для организации электронного делопроизводства и электронных архивов, которые тоже позволяют заказчикам существенно экономить.

Более того, мы предлагаем специальные программные продукты, которые также позволяют экономить расходы предприятий на печать. А это — статья расходов, которые или совсем, или очень трудно контролируется. До сих пор, как правило, никто в крупных организациях не знает: что, как и за какие деньги печатается. 15-процентная экономия на обычной офисной печати в организации из 3000 человек приводит к миллионной экономии в течение года.

— Если эффективность таких систем для вузов и госучреждений во многом понятна, то чем интересны системы цифровой печати для коммерческих организаций, где принят бумажный документооборот? Что такое предложение может дать таким структурам помимо экономии средств и возможности контроля печати? Не противоречит ли такое предложение системного интегратора его же роли поставщика решений для электронного документооборота?

— Никоим образом. Внедрение системы электронного документооборота полностью не заменяет бумажный документооборот. Специфика внедрения таких систем в каждой организации отличается.

Впрочем, статус любой организации до сих пор определялся, и будет определяться по качеству тех документов, которые в ней создаются. Любая уважающая себя организация имеет полноцветные печатные устройства, хотя бы просто потому, что цветной документ для внешнего использования имеет отклик на 25% больше чем обычный черно-белый. Пока этот сегмент для поставщиков техники в России замер по крайней мере на ближайшие 2 года. Но потребность в таких решениях осталась. Актуально это как для внешнего, так и внутреннего документооборота — в банках, коммерческих организациях с разветвленным управлением. Такие организации продолжают вкладывать деньги в собственную полиграфическую базу: не типографию, а устройства с большими возможностями тиражирования продукции для собственных целей.

— Михаил, в новой для «АйТи» нише вообще-то тесновато. Системы цифровой печати предлагают многие специализированные компании.

Да, конечно. Ничего нового здесь никто не придумал. Да и придумать что-то новое крайне сложно. Вопрос в том, насколько эффективны или экономически выгодны те решения, которые предлагаются участниками рынка. Мы на этом рынке пока ни с кем не конкурируем, потому что мало кто из наших коллег оперирует таким понятием, как «экономическая целесообразность». А в условиях кризиса это — необходимый для заказчика критерий.

— Кроме InfoPrint вы намерены предлагать какие-то другие системы?

— Помимо InfoPrint на рынке цифровой печати есть еще немало вендоров, разрабатывающих и предлагающих большое количество интересных продуктов. И постепенно мы намерены за их счет расширять свой портфель. Но одно могу сказать совершенно точно уже сейчас. У компании нет цели начать пачками продавать принтеры. «АйТи» — системный интегратор и поэтому нам интересно то оборудование, те решения, которые позволяют внедрить дополнительные сервисы, такие, например, как системы доступа, веб-сервисы для организации удаленной и распространенной печати и т.д.

— Еще одна сторона проблемы – необходимость сервиса. В какой мере «АйТи» готова оказывать заказчикам сервисную поддержку систем цифрой печати?

На сегодняшний день потребность в поддержке полностью покрывается вендором. Мы полностью доверяем сервисной службе IBM, которая нас вполне устраивает как с точки зрения организации рабочего процесса, так и качества работы сервисных инженеров. В этой связи собственное направление сервисной службы в рамках бизнес-направления «Системы цифровой печати» группы «АйТи» мы пока развивать не будем. И вовсе не потому, что у нас не хватает денег на собственный сервис. В конце концов, в текущей экономической ситуации можно недорого купить одну из сервисных компаний, у которой сейчас есть некоторые трудности, но при этом имеется производственная база, реальный опыт. Просто на текущем этапе лучше всего сервисное обслуживание отдать вендору, тем более что он и сам рад предложить свои услуги.

— Дороговизна сервиса от вендора не отпугнет заказчика?

— Нет. Более того, сотрудничая с IBM, мы даже удешевляем для заказчика стоимость сервиса. Здесь вопрос в том, как организован сервис у вендора.

— Каких показателей вы собираетесь добиться в ближайшее время?

— Достижение прибыли в течение первого полугода работы не является одной из основных задач, поставленных перед новым бизнес-направлением. Пока мы намерены заявить о себе, организовать процесс продаж, обучить персонал, сделать предлагаемые решения органичными. Ждать результатов за два месяца или даже полгода работы во время кризиса не приходится. Хотя, откровенно говоря, все говорит о возможности достижения интересных показателей уже в текущем году. При этом мы отдаем себе полный отчет в том, что работа с существующими заказчиками «АйТи» накладывает на нас большую ответственность в плане качества и компетентности.

— Полиграфический рынок и рынок ИТ «идеологически» близки друг другу. В последние годы в полиграфии появились несколько фигур, известных по рынку высоких технологий. Не говорит ли приход «АйТи» в близкую к полиграфии область о том, что и полиграфический рынок «дрейфует» в сторону ИТ-рынка?

— Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Существует масса различных мнений. Дрейф в сторону от основной деятельности есть всегда. Кто-то считает, что большое количество направлений деятельности позволяет уверенней чувствовать себя на рынке.

Что касается полиграфических компаний, которые продают оборудование для коммерческой печати, то для них настали тяжелые времена. И я, работая на этом рынке уже более 10 лет, знаю о таких вещах не понаслышке.

Надо отдавать себе отчет, что этот рынок будет «стоять» еще года два. И дрейфовать из ИТ-области туда, по крайней мере, недальновидно. Мое мнение опирается на статистику, на опыт последних месяцев… Поставщики полиграфического оборудования почувствовали кризис еще в апреле прошлого года, когда стали сокращаться объемы печати у их клиентов. В июне 2008 года объем печати сократился на 80% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Что уж говорить об объемах октября… То же самое, кстати, происходит и за границей.

Создание нового направления в рамках крупной компании — отнюдь не огромные затраты. Разве мы не можем найти в офисе десяток рабочих мест? Выделить деньги на оплату труда нескольких сотрудников? Все это – мелкие заботы для компании со штатом в полторы тысячи человек.

Дрейф полиграфических компаний в сторону ИТ вряд ли возможен. Любая такая компания будет принята «айтишниками» в штыки, а процесс утверждения на этом рынке потребует значительного времени. В случае же создания подразделения систем цифровой печати в ИТ-компании этого не произойдет.

Дрейф ИТ-компаний в полиграфию, напротив, вполне возможен. Но только не с точки зрения продажи оборудования, а именно в плане предложения услуг. Если у компании есть свободные средства во время кризиса, то имеет смысл вложить их: создать, например, аутсортинговый проект и выполнять часть задач заказчиков. Как, например, это делает Xerox, который зарабатывает главные деньги на услугах. Та же самая задача стоит и перед нами. Вопрос в широте спектра предлагаемых услуг и понимании того, куда двигаться, сейчас, через месяц или даже через год.

Для нового проекта одной техники недостаточно. Нужна группа единомышленников, способная генерировать новые бизнес-идеи. А с такими людьми и в ИТ, и в «АйТи» — все в порядке. И, как менеджер, я получаю максимальную поддержку со стороны руководства.

Что касается компаний, которые позиционируют себя и как «ИТ», и «полиграфические», то, может быть, им только кажется, что они — «ИТ»? Просто термин «ИТ» слишком серьезен. Поставка софта в составе комплекса оборудования еще не делает компанию системным интегратором. Стоит только посмотреть на серьезный интеграционный проект. А вот в рамках тех проектов, которые ведет компания «АйТи», мы всегда найдем бизнес-идею, которая, позволит встроить в проект решение, полезное для заказчика.

Центральный федеральный округ