In English

Особенности национального машиностроения

12.09.2012, Синяченко Андрей
Издание: iBusiness.ru
В последнее время много говорят о перспективах российского машиностроения. Причины такого интереса понятны: машиностроительная отрасль по-прежнему является одним из столпов экономики. Но при этом эксперты и аналитики порой забывают о том, что машиностроение в России – отрасль достаточно специфическая. Достаточно вспомнить, что именно понималось в Советском союзе под понятиями «тяжелое» и «легкое» машиностроение. В отличие от всего мира, в СССР под тяжелым машиностроением чаще всего подразумевались предприятия военно-промышленного комплекса. Такая специализация выводила военно-ориентированные предприятия в лидеры по организованности, уровню автоматизации и технической оснащенности в прежние времена. Именно она и стала причиной сильного отставания в настоящее время. За время экономических и политических реформ в России эти предприятия, испытывая постоянный финансовый голод, вынуждены были выживать, а не развиваться. А многие предприятия легкого машиностроения просто были расформированы.

Поэтому, обсуждая сегодняшнее состояние российского машиностроение и уровень его автоматизации, нужно четко понимать о какой именно подотрасли идет речь. Скажем в области автомобилестроения ситуация принципиально отличается от того, что происходит на предприятиях ныне российского ВПК. В автомобилестроении независимые ранее предприятия (управление которому происходило «по заданию Госплана») превратились в современные холдинги. И работа этих предприятий сегодня без ИТ-инструментов практически невозможна.

На предприятиях ВПК, несмотря на увеличивающиеся объемы военных госзаказов, все гораздо сложнее. Дело в том, что в военной отрасли существуют свои, очень жесткие правила разработки и «постановки на вооружение» новых технологий - цикл внедрения новой технологии может затягиваться до нескольких лет. Соответственно, эта часть отрасли вынужденно отстает от других.

С другой стороны с точки зрения типовых сценариев внедрения различных ИТ-решений в машиностроении подходы у всех «подотраслей» (как ни странно!) примерно одинаковы. И продиктованы они необходимостью повышения эффективности предприятий. При этом информатизация и автоматизация предприятий отрасли имеет свои, довольно специфические особенности.

Я лично довольно часто становился свидетелем того, как после прихода к управлению предприятием менеджеров новой формации (понимающих роль ИТ в бизнесе), первым ИТ-проектом который они инициировали, становилось.... внедрение систем технической безопасности (видеонаблюдение, контроль периметра, контроль грузов, антикражные системы и т.д.). Дело в том, что наследием советских времен на предприятиях машиностроения стали хищения в огромных масштабах. Предотвращение этих хищений уже давало огромный экономический эффект, даже без всякой модернизации производства.

И только следующим серьезным проектом становилось внедрение систем учета финансово-хозяйственной деятельности и планирования ресурсов предприятия. Таким образом предприятие получало в распоряжение инструмент для накопления базы данных по всем аспектам деятельности предприятия, а так же приводило бизнес-процессы в соответствие современным требованиям. Самый первый и важный эффект такого внедрения становится виден довольно быстро. Руководителям предприятия становится понятно, какую прибыль от какой продукции они получают. В результате становится возможной оптимизация и тонкая настройка бизнес- и производственных процессов для повышения их эффективности.

И только после внедрения систем управления производством появляется смысл проводить техническое перевооружение самого производства и освоение новой продукции. Такой подход в автоматизации вполне логичен: изношенность производственных линий в машиностроении достигала 60 - 70%, стоимость модернизации производства - просто огромная. Без понимания источников финансирования никакая модернизация невозможна. Запускать же выпуск новой продукции на старых мощностях - бессмысленно - такая продукция вряд ли будет соответствовать современным требованиям по качеству и надежности.

Сегодня, по нашим оценкам, большая часть машиностроительных предприятий России находится как раз в начале этой фазы развития.

К последнему этапу - внедрению систем управления жизненным циклом продукции (включая ее обслуживание в гарантийный и постгарантийный периоды и утилизацию) подошли только некоторые предприятия отрасли. Остальным предстоит пройти еще длинный путь развития.

Центральный федеральный округ