In English

Соцкарты на стол

16.02.2010, Писарев Алексей
Издание: spbit.su
Завершен первый этап проекта по информатизации социальной сферы в России. Консорциум компаний, в который вошли «АйТи», «Ангстрем», интеграторы «Компьюлинк», «КОРУС Консалтинг» и IBS, платежная система «Сберкарта» и ФГУП НТЦ «Атлас», разработали системный проект использования соцкарт, на данном этапе для здравоохранения, который станет основой для дальнейшей работы. Напомним, что несколько аналогичных проектов в России были доведены до практической реализации — соцкарты используются в регионах, но, как правило, эти проекты имеют узкорегиональный характер.

В данном проекте у компании «АйТи» статус генерального подрядчика, генерального исполнителя и системного интегратора. «Проекты социальных карт — одни из самых сложных в сфере государственной информатизации, так как в каждом регионе они охватывают десятки организаций-участников и выходят непосредственно на граждан, — говорит директор департамента топливных и смарт-систем компании «АйТи» Александр Федин. — И всех надо организовать для достижения общей цели, а уж если брать масштабы страны, то все усложняется многократно. Ранее отсутствовало понимание необходимости такого проекта в масштабах страны на федеральном уровне, соответственно, не было ни воли, ни денег на упорядочивание работ по теме социальных карт. В результате регионы действовали на свой страх и риск или не действовали, а ожидали, когда появятся хоть какие-то общие координаты по социальным картам. И это несмотря на то, что по теме уже много лет нет ни одного документа федерального уровня, принятого и дающего хотя бы какую-то точку опоры для реализации проектов, как на федеральном уровне, так и в регионах. Не было по теме даже «бизнес-заказчика», то есть организации, которая непосредственно работает в сфере социальных услуг на федеральном уровне».

Компании, участвующие в консорциуме говорят о том, что речь идет о федеральном проекте, к которому предъявляются особые требования, и существенные недостатки региональных проектов не позволяют масштабировать данные решения на всю территорию России. Вместе с тем, имеющийся региональный опыт был учтен при выполнении проекта.

«Выполненные работы еще не являются пилотным проектом, это системный проект, т.е. фактически — это подготовленная теоретическая база для последующих пилотов и внедрения соцкарты во всех регионах РФ», — прокомментировала директор направления «Госсектор и медицина» «КОРУС Консалтинг» Инна Ашенбреннер.

Практическими результатами выполненного проекта являются готовые модели использования социальной карты в сфере оказания госуслуг. В частности, в здравоохранении это: прототип самой соцкарты с медицинским приложением для использования в здравоохранении, готовые программные средства для интеграции соцкарты в имеющиеся на рынке решения для управления медицинскими организациями, прототипы регионального и федерального сегмента единой системы соцкарт в России.

Для реализации федерального проекта единой социальной карты требовалось принятие политического решения и выделение существенных средств. Данный проект фактически является продолжением ранее выполнявшихся Минкомсвязи работ. Так как сейчас о поддержке проекта делаются заявления на самом высоком уровне, то, скорее всего, работы будут двигаться вперед гораздо быстрее.

Социальная карта, в соответствии с разработанной концепцией, содержит только идентификационную информацию и «сигнальную» (витальную) медицинскую информацию по противопоказаниям и аллергиям человека. Этого достаточно для учета оказанных госуслуг и аутентификации личности, ускорения всех процессов, связанных с оказанием услуг в госучреждениях. «Принципиальная ошибка некоторых проектов в регионах — это, например, размещение на карте медицинских данных пациентов, — считает Инна Ашенбреннер. — Это требует совершенно другого уровня защиты данных на карте, а также всего аппаратного и программного обеспечения, с которым вместе будет использоваться карта. Международный опыт показывает, что карта именно как идентификатор, а не карта как носитель большого количества медицинской информации, — наиболее правильный выбор. Если карта будет «собирать» на себя информацию о человеке в течение всей жизни, то и стоимость носителя существенно увеличится, за счет роста количества хранимой информации».

В общих чертах план по реализации проекта в масштабах страны достаточно стандартный для любых государственных проектов подобного плана: выбор пилотных регионов, внедрение социальной карты в этих регионах в полном объеме, анализ полученных результатов, тиражирование опыта пилотных регионов на всю территорию РФ. Более подробно с планами мероприятий можно ознакомиться в Минздравсоцразвития, т.к. именно министерство является собственником всей проектной документации.

Заявки на участие в пилотном проекте поступили в Минздравсоцразвития от Астраханской, Архангельской, Воронежской и Московской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, Республики Коми, Алтайского края и Москвы.

С 2005 по 2008 годы данную тему пыталось организовать Федеральное агентство по информационным технологиям, но оно отвечает только за технологии, и ему не хватило, прежде всего, административных ресурсов, чтобы поднять тему социальных карт на должный уровень. Сейчас же, наконец, у темы появился «бизнес-заказчик» — Минздравсоцразвития, — отвечающий за социальную сферу в стране и поэтому ему как никому другому тема реально нужна для организации работы в данной сфере. Плюс работы Минздравсоцразвития по социальным картам совпали с общим движением в стране по информатизации государственного управления и теме «Электронного правительство», а эти работы взаимосвязаны.

В «АйТи» считают, что подобного рода проекты тормозятся ввиду отсутствия необходимого финансирования: многие регионы не могут позволить себе такие проекты, к тому же часть задач — федеральные задачи. Поэтому и организация управления такими проектами, и финансирование должно строиться при участии федерального центра, иначе будет «как всегда».

Центральный федеральный округ