In English

Когда рынок ощутит отложенный спрос?

17.02.2010, Басина Наталья
Издание: iBusiness.ru
В 2009 году многие проекты на рынке корпоративной автоматизации были отложены заказчиками «до лучших времен», «законсервированы», «заморожены». При этом эксперты расходятся во мнениях по поводу того, когда начнется их реализация – в этом году или в следующем. А, может быть, многие планы уже никогда не будут реализованы?

iBusiness попросил участников рынка поделиться своими ожиданиями.

Есть спрос на технологии, повышающие эффективность

На мой взгляд, не стоит ожидать серьезных инвестиций в «железо» в этом году. А возможно и в следующем. А вот оживление спроса на автоматизацию бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры мы уже наблюдаем. Кроме того, есть новые точки роста. Так, набирают обороты системы автоматизации производства, ГИС-системы. Как видите, спрос идет на востребованные технологии, повышающие эффективность реального сектора экономики.

Борис Бобровников, 
генеральный директор компании КРОК

«Отложенный спрос» будет другим по объему и структуре

Прошлый год, и особенно его первая половина, действительно характеризовалась тотальным сокращением ИТ-бюджетов. А вот насколько весь тот «отложенный спрос» будет реализован – это большой вопрос. На мой взгляд, «отложенный спрос» в своем объеме будет существенно меньше той суммы, на которую были секвестированы ИТ-бюджеты в конце 2008-го и в 2009 году.

Почему? Часть заказчиков пересмотрела свои стратегии развития в связи с рыночной ситуацией, часть заказчиков просто ушла с рынка. Многие проекты пересматриваются с точки зрения более экономичной реализации. К тому же все клиенты стали по-другому относиться к формированию и расходованию бюджетов (в том числе и ИТ-бюджетов). Например, закупку лицензий ПО «про запас», когда деньги за лицензии уже проплачены, а внедрение начнется когда-нибудь потом, сегодня очень трудно оправдать перед руководством компании. А ведь до кризиса такая ситуация встречалась. Так что реализация «отложенного спроса» уже идет, но только спрос этот будет другим по объему и, частично, по структуре.

Дмитрий Ведев, 
директор по маркетингу компании АйТи


Первых серьезных изменений стоит ждать через 2‑3 года

Думаю, можно ожидать, по крайней мере, две волны «отложенного спроса». Первую сформируют компании, которые из-за острой нехватки ресурсов просто вынуждены были отложить проекты первостепенной важности, необходимость которых не вызывала сомнения. Сами эти проекты могут относиться к различным областям. Кроме того, накопление предприятиями ресурсов для возвращения к этим проектам зависит и от общего состояния экономики, и от состояния конкретной организации. Поэтому можно ожидать повышения активности, распределенного и во времени, и по областям ИТ-рынка.

Вторая волна – или даже ряд волн – будет связана с объективными тенденциями, подталкивающими большие группы заказчиков к внедрению решений определенного типа. Такие тенденции обычно связаны с изменениями нормативной базы, осознанием угроз (например, незащищенности предприятия от внутреннего врага, ущерба репутации от хищения конфиденциальной информации и других). Или с появлением новых технологий, позволяющих существенно снизить затраты или повысить эффективность работы (примеры из прошлого: IP-телефония и системы groupware). Здесь будут отчетливые нарастания, пики и спады активности.

На мой взгляд, первые серьезные изменения можно будет увидеть не ранее, чем через два-три года. А крупный подъем рынка в целом произойдет значительно позже, возможно, ближе к 2015 году. Это – оптимистичный прогноз, он близок к прогнозу Минфина.

Валерий Андреев, 
заместитель директора по развитию компании ИВК


Сколько денег дали из бюджета, столько заказчики и потратят

На рынке небольших частных компаний «отложенного спроса» нет и быть не должно. Дело в том, что система потребительского кредитования стимулировала опережающий спрос за счет еще неполученных доходов. Как раз этим и был обусловлен всплеск розницы в 2006-2008 годах. Сейчас всt возвращается на круги своя – «сколько заработали столько и потратим». Так называемая «яма» розничного спроса сейчас – это не яма, а реальный платежеспособный спрос. Просто та техника, которую должны были купить сегодня, была УЖЕ куплена пару лет назад в кредит, а деньги за нее отдаются (или НЕ отдаются) банкам только сейчас. Рост начнется тогда, когда большинство кредитов будет выплачено.

«Отложенный спрос» на корпоративном рынке мне вообще не понятен. Там все проще – сколько денег дали из бюджета столько и потратят. А я, к сожалению, не председатель бюджетного комитета Государственной Думы.

Александр Сибиряков, 
генеральный директор компании «Диджитек» (Екатеринбург)


В течение 2010 года вопрос будет решен

На рынке телекоммуникационного оборудования для присоединения конечных пользователей понятие «отложенного спроса» возникло во время кризиса 2009 года. Сейчас мы видим возврат этого спроса. Я думаю, что в течение 2010 года будет снят вопрос «отложенных» закупок и появятся новые.

Илья Карпов, 
начальника отдела маркетинга Zelax


Реализация «отложенного спроса» уже началась

Я считаю, что реализация отложенного спроса уже началась, и до конца года востребованность ИТ-услуг будет только расти. Однозначно вырастет интерес к оптимизации вычислительных ресурсов с помощью технологий виртуализации. Кроме того, останутся актуальными такие направления как обеспечение непрерывности бизнеса и защита информации. Что касается последнего направления, спрос на такие решения активизируется со второго полугодия и будет увеличиваться по мере приближения даты вступления в силу закона 152-ФЗ «О персональных данных».

Сергей Бонадысенко, 
заместитель генерального директора компании «Микротест»


Мы начали «размораживать» проекты во второй половине 2009 года

Действительно, из-за сокращения ИТ-бюджетов вследствие кризиса, большое количество запланированных проектов было отложено до лучших времен. Ряд отложенных проектов уже начал «размораживаться» во второй половине 2009 года.

Мы пока не ожидаем быстрого наращивания количества проектов в докризисном объеме, однако на данный момент четко прослеживаются тенденции к увеличению спроса на ИТ-решения. В данной ситуации продукты Epicor имеют преимущество по сравнению с другими полнофункциональными решениями как не требующие значительных вложений средств и времени, и большинство проектов по внедрению вписывается в рамки даже сокращенного бюджета. Кроме того, теперь у наших клиентов есть возможность лучше контролировать расходы на внедрение, благодаря участию в новой программе Epicor Shared Benefits program, согласно которой в случае реализации проекта ниже запланированного фиксированного бюджета клиенту возвращается половина суммы, которую удалось сэкономить. Если проект выходит за рамки бюджета, клиент оплачивает только половину почасовой ставки Epicor. Данная программа позволяет компаниям застраховать себя от дополнительных расходов на проект.

Екатерина Кильгишова, 
менеджер по маркетингу Epicor в России и странах СНГ

Центральный федеральный округ