In English

Все по-быстрому

26.04.2010, Самойлов Сергей
Издание: Эксперт Волга
Участники ИТ-рынка смотрят на 2010 год как на год стабилизации и пусть небольшого, но подъема после провального 2009 года. Предкризисного уровня удастся достичь едва ли, но отыграть часть потерь вполне реально, если сделать ставку на востребованные рынком ИТ-продукты. А в моду вошел ИТ-ассортимент «быстрого приготовления».

В прошлом году расходы российских компаний на ИТ-услуги снизились на 45,7% в долларовом выражении. Такую цифру приводит аналитическое агентство IDC. Разумеется, ИТ-рынок в таких условиях также потерял свои обороты. «Объем потерь в среднем сегменте по разным территориям страны мог составлять до 40 процентов рынка, — считает Сергей Львов, генеральный директор приволжского представительства группы компаний “ИНТАЛЕВ”. — Более уверенно себя чувствовали крупные компании с эффективным бизнесом и мелкие, глубоко “сидящие в клиенте” или имеющие демпинговые цены. На верхнем сегменте падение составило до 10 процентов, а на мелком был заметен даже рост, в некоторых направлениях до 30 процентов за год».

«2009 год был годом адаптации к новым экономическим условиям. Кто-то закрывался или сворачивался, кто-то перестраивался, понимая, что возврата к прошлому уже не будет, кто-то пережидал в расчете на скорое восстановление, — говорит Светлана Галанина, директор самарской компании “Программные технологии”. — То, что кризис системный, и он еще не кончился, понятно, надеюсь, большинству здравомыслящих людей». Тем не менее в компании предполагают рост рынка в 2010 году на 5−10%.

Год роста

В компании «НОРБИТ» сокращение объема реализованных ИТ-услуг в 2009 году по отношению к 2008 году оценивают в 25−30%. В 2010−м ожидают показателей на уровне 2009 года. Павел Самойлов, руководитель компании «АСКОН-Самара», считает, что потери в 2009 году составляют по разным секторам от 10 до 50%. «Мы ожидаем небольшого роста в 2010−м, на уровне 5−10 процентов, — добавляет он. – В принципе, темпы роста рынка ИТ хорошо коррелируют с темпами роста промышленности страны. Будет реальный рост в экономике — будет реальный рост и в ИТ. И если он будет, мы ожидаем роста в тех отраслях, которые функционируют независимо от экономической ситуации — энергетика, нефтегаз, предприятия ВПК».

Влад Мартынов, генеральный директор SAP СНГ, также считает, что 2010 год станет годом роста. Основание для таких выводов он видит в общерыночных тенденциях. Прирост выручки в 2010 году по его компании, согласно расчетам, должен составить 4−8%.

«Восстановление бизнеса в области проектов и услуг в крупном корпоративном сегменте можно наблюдать уже сейчас, хотя процесс этот недостаточно быстр. Скорее всего, выйти на уровень 2008 года удастся не раньше конца 2010 года, а то и только в 2011 году, — дает прогноз Дмитрий Ведев, директор по маркетингу компании “АйТи”. — Динамику роста прогнозировать сложно. Можно только предположить, какой именно сектор будет быстрее восстанавливаться, а значит, расти. Наверняка это будет оборудование и ПО. Оба эти сегмента ''просели'' серьезнее других, и, скорее всего, в них сработает правило так называемого ''отложенного спроса'' — сокращение закупок оборудования и ПО было значительным, а потребности накапливались». В целом же роста, добавляет он, можно ожидать во всех сегментах.

Со многими неизвестными

Работая весь 2009 год в экстремальных условиях сокращающегося ИТ-рынка, его участники, тем не менее, смогли осознанно подойти к 2010 году с пониманием того, что изменились конкурентные условия, запросы клиентов, технологии продаж, а отчасти и сами клиенты. В первую очередь оказались востребованы решения, дающие ощутимые результаты не через два-три года, а практически незамедлительно. В 2009 году наиболее востребованы рынком были преднастроенные типовые решения. Они обычно и дают ощутимый результат довольно быстро. Сергей Львов отмечает возросший интерес заказчиков к решению узких задач. «Не говоря про изменение ценовых предпочтений и сдвигов сегментов клиентов по их финансовым возможностям, можно было заметить принципиальное изменение в самом спросе. Если раньше на словах в основном были востребованы комплексные проекты с системным подходом и максимальными возможностями по гибкости (например, большие ERP-системы), то теперь большим спросом пользуется решение узких задач, дающих результат здесь и сейчас. Больше внимания обращается на то, когда будет получен эффект и насколько серьезные потребуются изменения в компании», — говорит он.

Его поддерживает Олег Халилов, директор филиала «НОРБИТ» (группа компаний «ЛАНИТ») в Приволжском федеральном округе: клиенты сейчас не начинают масштабные ИТ-проекты, предпочитая заказывать решение конкретных точечных задач. «Заметно обострилась конкуренция – сейчас у всех интеграторов недостаточно проектов, поэтому бьются в тендерах до последнего. Многие заказчики до сих пор испытывают сильнейшее давление кризиса, естественно, им не до ИТ-проектов», — отмечает он.

Что касается структуры самих сделок, то практически исчезли средние сделки. Актуальны либо мелкие, либо крупные. Причем в последних по сравнению с предыдущими периодами увеличилась доля услуг, констатируют в компании «Программные технологии».

Кроме того, участники рынка отмечают изменения в структуре клиентской базы, что связано с резким падением спроса в ряде сфер экономики. К примеру, в компании «АйТи» рассказали о снижении числа заказчиков из отраслей металлургии и машиностроения. Однако государственная помощь отчасти поправила ситуацию. «Финансовый сектор также сначала показал снижение, но благодаря интенсивному вливанию в основные крупнейшие финансовые институты удалось преодолеть негативные тенденции. И спрос банков, в том числе на ИТ-решения, восстановился», — отмечают в «АйТи».

«Вырос спрос на решения по финансам и учету, контролю затрат, бизнес-аналитике, CRM. Но в последние месяцы вновь растет интерес к классическим ERP-решениям, в том числе и среди компаний, которые инвестируют в развитие существующих устаревших систем», — говорит Влад Мартынов.

Продукты быстрого приготовления

Многие интеграторы и вендоры рынка гибко подошли к кризисному году, предложив интересные и выгодные для заказчика программные продукты и схемы работы.

«Наиболее востребованными направлениями системной интеграции стали решения, характеризующиеся коротким сроком внедрения (до трех-шести месяцев) и окупаемости. Уже сейчас заметна тенденция увеличения количества проектов по внедрению документооборота и CRM-систем, — замечает Светлана Галанина. — Потеряли актуальность продукты, не влияющие на увеличение прибыли компаний. В докризисные времена клиенты нередко приобретали ПО ''на перспективу''. Сейчас актуальны решения, которые, несомненно, должны обладать потенциалом развития, но их главная роль – открывать конкретные необходимые возможности, влияющие либо на повышение эффективности, либо на снижение издержек в самых конкретных измеримых аспектах». Что касается развития, компания нашла для себя новое направление – работу с заказчиками из других регионов. Не так давно компанией был закончен первый удаленный ИТ-проект в Якутске. Что касается изменений в продуктовой политике вендоров, особых изменений в компании не видят, но отмечают снижение цены на отдельные категории продуктов.

Заметно снизился спрос на ИТ-консалтинг (обследование, написание технического задания, концепции развития) и ERP-проекты, отмечают в компании «НОРБИТ». В то же время CRM-проекты пользуются устойчивым спросом, поскольку ориентированы как раз на удержание и привлечение новых клиентов, что особенно актуально при текущем обострении конкуренции во всех сферах. «Наша компания предложила “коробочные” решения для различных отраслей с целью минимизации стоимости, сроков и рисков проекта. Также мы диверсифицировали наш перечень продуктов – помимо ERP и CRM, традиционных для компании “НОРБИТ”, мы стали предлагать нашим клиентам смежный продукт: Call-центр InfinИТy для интеграции с CRM», — говорит Олег Халилов. Кроме того, по его словам, вендоры готовы обсуждать более существенный размер скидок.

Некоторые из производителей ПО, кроме покупки, предлагают и иные варианты использования своих систем. К примеру, популярность получила услуга аренды программного обеспечения. «Мы дополнили линейку специальными предложениями — например, практически все системы, в том числе КОМПАС, теперь можно взять в аренду на более чем приемлемых условиях. В ситуации, когда руководство, например, оперативно корректирует численный состав сотрудников, аренда является лучшим инструментом оснащения», — говорит Павел Самойлов. Также в компании отмечают снижение актуальности лицензирования общесистемного программного обеспечения и повышение интереса к системам управления информацией: проектной, канцелярской, инженерной. Особняком стоят системы автоматизации технологической подготовки производства, которые показывают приличный потенциал. Кроме того, очевидно возобновление интереса к системам управления производством.

В компании «АйТи» стали больше внимания уделять своим высокомаржинальным решениям. В частности, с учетом современных тенденций информатизации предприятий на кросс-платформенную основу компания переводит один из своих популярных продуктов – систему управления корпоративной информацией «БОСС-Референт», что, по замыслу, должно расширить число потенциальных заказчиков из различных отраслей экономики.

«Заметив, что в сложной экономической ситуации многим малым компаниям наши продукты стали недоступны, а знания и технологии, наоборот, стали более необходимы, мы создали ряд бесплатных предложений в области методологии и ПО», — делится опытом Сергей Львов. В то же время он упрекает своих коллег по цеху, поставщиков ПО, в том, что в общей своей массе они, впрочем как и их клиенты, оказались не готовы к кризису. «Не появилось более дешевых решений или разделения крупных систем на простые модули. Будучи производителем ПО и прекрасно понимая технологию производства продукта, я знаю, что сроки между созданием новой методологической модели решения и выходом тиражного продукта очень большие, а в условиях падения рынков вывод нового продукта имеет очень высокие риски в окупаемости. Поэтому в длительной перспективе это вопрос стратегии. А с этим вопросом у многих компаний явные проблемы, — уверен он. — В ситуации, когда уже несколько лет происходит изменение экономических парадигм и вслед за ними клиентских предпочтений, необходима и смена предложений».

В SAP отмечают заметный рост спроса на решения по финансам и учету, контролю затрат, бизнес-аналитике, CRM, поскольку такие решения приносят ощутимую отдачу в короткие сроки. Кроме того, предприятия инвестируют в развитие существующих устаревших систем.

«Одним из двигателей продаж решений SAP в России и странах СНГ стали продукты семейства SAP Business Objects, — рассказывает Влад Мартынов. — В связи с вызовами, которые бросил бизнесу глобальный кризис, на рынке стремительно растут потребности в средствах бизнес-анализа. В 2009 году их доля в общем объеме продаж достигла 20 процентов, а рост оборота по этим решениям составил 102 процента. Наши продукты остаются актуальными, восстановления спроса по ряду продуктов мы ожидаем в ближайшие месяцы». Как и прежде, потенциал сегмента крупного бизнеса для компании высок, но SAP возлагает большие надежды и на сегмент быстрорастущих компаний из малого бизнеса, для которых предлагает решение SAP All-in-One.

Структурный передел

Изменившаяся экономическая обстановка напрямую отразилась не только на структуре клиентов, но и на самих системных интеграторах. Кризис внес коррективы в состав игроков ИТ-рынка, причем больше всего «пострадали» средние фирмы.

Светлана Галанина отмечает, что состав игроков на региональном рынке практически не изменился, «а вот активность местных реселлеров явно угасла, в то время как федеральные игроки увеличили свое влияние на рынке ИТ».

Все основные игроки ИТ-рынка смогли пережить непростые времена, считают в «АйТи». Кризис в большей степени повлиял на небольшие компании, в том числе и работающие на региональных рынках. Часть из них вынуждена была прекратить свою деятельность, некоторым пришлось объединиться с более крупными игроками.

Это мнение отчасти разделяют и в компании «НОРБИТ». «Некоторые небольшие местные ИТ-компании разорились, некоторые представительства московских компаний в регионе закрылись. В то же время ИТ-компании, изначально специализировавшиеся на отраслях, которые меньше всего задел кризис, сейчас показывают опережающие темы роста. Мы это видим и пытаемся гибко реагировать – разрабатываем свои конкурентные предложения для “горячих” отраслей», — говорит Олег Халилов. В то же время он отмечает, что вендоры охотнее стали обсуждать более существенный объем скидок на свои решения.

«Мне показалось, что принципиально состав игроков не поменялся, особенно в верхнем сегменте. А вот лидерство действительно изменилось: ряд компаний сохранили свои названия и деятельность, но вот упали они в разы», — замечает Сергей Львов. В дальнейшем структура верхнего рейтинга будет меняться еще более динамично. В итоге, по его мнению, многие компании с громкими названиями могут покинуть верхние строчки рейтингов.

Центральный федеральный округ