In English

Adobe пробирается на рынок ECM

04.08.2010, Демидов Михаил
Издание: Cnews
Компания Adobe Systems объявила о приобретении разработчика ECM-решений Day Software. Западные эксперты связывают эту сделку с желанием Adobe расширить функциональность своих корпоративных продуктов, а российские вендоры СЭД предпочитают не делать скорых выводов.

Adobe Systems приобрела контрольный пакет акций швейцарской компании Day Software, занимающейся разработкой WCM-решений. Стоимость сделки составила примерно 240 млн долларов. Закрыть сделку планируется в четвертом квартале 2010 финансового года для Adobe Systems, который закончится в ноябре 2010 года. Как прокомментировал CNews Александр Потапов, генеральный директор Adobe Systems в России и СНГ, покупка Day Software усилит позиции Adobe решениями в области управления контентом (Web Content Management), управления цифровыми архивами (Digital Asset Management) и пользовательского взаимодействия (Social Collaboration): "Это приобретение предоставляет для Adobe более широкие возможности на рынке решений по созданию, управлению и монетизации контента, которые в то же время позволяют действительно улучшить опыт общения клиента с инфраструктурой. Технологии Day вместе с существующим портфелем продуктов Adobe позволят заказчикам наиболее оптимально выстраивать архитектуру бизнеса, интегрируя ее с нужными бизнес-приложениями, - таким образом, процессы маркетинга, продаж, услуг и CRM действуют целостно, и более эффективно".

Западные эксперты полагают, что приобретение Day Software укрепит стратегию развития средств управления контентом Adobe, которая ранее была усилена покупкой Omniture, а также может изменить рыночные позиции другого вендора – Alfresco, технологии на базе Java которого используются в Adobe LifeCycle, платформе для электронного документооборота. Главный аналитик The Real Story Group, Алан Пельц-Шарп, в интервью корреспонденту CNews рассказал, что приобретение компании Day состоялось по справедливой стоимости, и по факту Adobe получит, как минимум, технологию, благодаря которой сможет конкурировать с такими игроками ECM-рынка, как Oracle, EMC и Open Text. Тем не менее, считает он, Adobe умеет продавать массовые недорогие решения, но не имеет опыта продаж более сложных и дорогих, требующих использования консалтинга, решений, как ECM-системы. "Возможно, Day Software помогут ей в этом", - заключает он. Говоря о перспективах изменения рыночных стандартов, господин Пельц-Шарп считает, что Adobe, которая является владельцем архивных решений TIFF и PDF/A, будет поддерживать стандарт CMIS и JSR-170, в создании которых принимала участие и компания Day.

Другой известный западный эксперт, Бруно Кох, руководитель швейцарской консалтинговой компанией Billentis, специализирующейся на электронном документообороте, считает, что сделка с Day Software не окажет прямого влияния на позиции Adobe в ECM-отрасли. "Это слияние расширит продуктовое портфолио Adobe, но необязательно традиционное ECM-направления. Для Adobe будет более разумным не прямое соперничество с известными топовыми вендорами ECM-решений, а предоставление комплиментарных решений", - объяснил господин Кох CNews. Эксперт также не прогнозирует изменение рыночных стандартов в результате этого приобретения в течение ближайших 3 лет. Представители российских компаний-вендоров СЭД пока не делают масштабных прогнозов о будущем Adobe Systems в мире и в России и занимают нейтральную позицию.

Общая точка зрения, которой придерживаются опрошенные CNews специалисты в области электронного документооборота, состоит в том, что покупка Adobe компании Day свидетельствует о серьезных намерениях расширения влияния на рынке систем управления документами, где оба вендора присутствуют уже продолжительное время. Эксперты объясняют, что в России и СНГ компания занималась продвижением клиентского программного обеспечения и собственных технологий (формата PDF, являющегося стандартом де-факто технологии работы с электронными формами, а также известного набора технологий с графической информацией) и, в меньшей степени, продвижением корпоративных систем.

При этом, как замечает Владимир Андреев, генеральный директор Docsvision, для Adobe на отечественном рынке характерна неагрессивная политика по развитию партнерской сети. Андрей Трещук, заместитель исполнительного директора компании Terralink, констатирует, что некоторые продукты Adobe могут приобретаться в качестве дополнений к системам документооборота, но это происходит нечасто. Дмитрий Романов, директор по развитию технологий информационного менеджмента компании "АйТи", указывает на тот факт, что именно в сегменте ЕСМ-рынка компания Adobe представлена в России пока не столь широко, но при этом ее нельзя назвать незаметной и неизвестной. Приобретение Day Software, по его словам, позволит использовать решения от Adobe для создания полнофункциональных информационных систем для работы с неструктурированной информацией. Виктор Сенкевич, управляющий директор Paybot, комментируя сделку двух компаний, подчеркнул, что Adobe приобрела Day с запозданием относительно глобального рынка, на котором все мировые игроки произвели сделки слияний и поглощений сразу после приобретения ECM Documentum в 2003 году.

"Покупка данной системы, безусловно, дополняет цепочку продуктов именно в области предложения корпоративным заказчикам. Однако делать какие либо выводы об активизации Adobe на корпоративном рынке в России пока, как минимум, преждевременно, - рассуждает Владимир Андреев. - Купленный продукт практически неизвестен в России, технологическая платформа, на которой он базируется, тоже менее распространена в России, чем, например, платформа Microsoft. Очевидно, данный продукт в ближайшем будущем займет свое место в интеграционных проектах Adobe для корпоративных заказчиков, при этом, как показывает опыт, успех внедрения западных ECM-решений в России в значительной степени зависит от поддержки российских партнеров, реализующих проекты с учетом "отечественной" специфики документооборота".

Андрей Трещук называет срок не менее 2-3 лет для начала продвижения решений Adobe и Day Software на российском рынке, поскольку для этого понадобится время для выстраивания структуры продвижения. Перспективы Adobe на мировом рынке ECM эксперт оценивает весьма сдержанно: "Эта сделка дает шанс Adobe занять достойное место на мировом рынке ECM. Однако успех не гарантирован, более того, его вероятность не очень высока. Дело в том, что Adobe не умеет так же хорошо, как ведущие игроки рынка ECM (EMC, Open Text, IBM, Oracle), продавать сложные платформенные решения корпоративным пользователям. Завоевывать место на рынке придется за счет улучшения предложения, что в нынешней высококонкурентной ситуации на рынке ECM будет очень сложной задачей".

Схожей точки зрения придерживается и Эрик Галстян, коммерческий директор "Корус Консалтинг". По его оценкам, Adobe не позиционируется как разработчик ECM-решений, и вендору понадобится, как минимум, 3-4 года для того, чтобы занять достаточно заметные позиции в этом сегменте и тем более начать конкурировать с лидерами и оказывать влияние на отраслевые стандарты. В свою очередь, для того, чтобы быстрее занять свою нишу на рынке ECM-решений, Adobe, скорее всего, будет работать в области ценовой политики, максимально снижая цены.

Центральный федеральный округ