In English

ИТ-обучение: эволюция возможностей

05.09.2010, Арсентьев Андрей
Издание: cio-world.ru
Российское ИТ-образование за 20 лет прошло эволюционный путь вместе с ИТ-рынком, не только отвечая на его запросы, но и активно участвуя в его формировании. Система образования будущего станет полностью базироваться на ИТ.

ИТ-обучение всегда было неразрывно связано с эволюцией ИТ, изменением их роли в бизнесе, обществе и жизни людей. Российский рынок ИТ-обучения начал формироваться около 20 лет назад и прошёл ряд важных этапов.

Итогам его развития была посвящена встреча руководителей компании «АйТи» и «Академии АйТи» с журналистами. Можно провести аналогию между развитием российского рынка ИТ-образования и развитием жизни на земле, отметил председатель совета директоров ГК «АйТи» Тагир Яппаров.

На первом этапе, который условно можно назвать «Доисторическая эпоха» (1990-1995 гг.), начинает формироваться потребность в профессиональном ИТ-обучении. ИТ-рынок в начале 90-х формируется в основном энтузиастами, вышедшими из НИИ, предприятий оборонки и т.п. Главное внимание уделяется созданию ИТ-инфраструктуры, сервисы развиваются слабо.

Господствующая технология обучения – заказчик и интегратор в проекте сами разбираются во всех премудростях внедряемых решений. Учебных площадок на рынке единицы, в основном они формируются на базе компаний.

Второй этап – «Возникновение жизни» (1995-1998 гг.). В России появляется понимание, что внедрение информационных систем напрямую зависит от обучения. Поэтому массово возникают профессиональные учебные центры в области ИТ. Инициатива в основном исходит от вендоров, поэтому программы обучения практически полностью ориентированы на технологические экспертизы. Фокус обучения – ИТ-профессионалы: системные администраторы, инженеры, разработчики.

На третьем этапе – «Стремительная эволюция» (1999-2002 гг.) – развитие Интернета и проникновение информационных технологий в массы приводят к возникновению потребности в массовом обучении. Активно развиваются учебные программы не только для ИТ-профессионалов, но и для пользователей. Количество учебных центров в России уже измеряется сотнями, в каждом крупном городе есть уже несколько партнёров крупных компаний.

На этапе «Многообразие видов» (2003-2006 гг.) происходит расцвет ИТ-обучения, учебные центры растут как грибы. В эти годы утверждается «класс CIO», которому требуется сочетание ИТ- и бизнес-знаний. Наиболее активно развивающиеся ИТ-специалисты осознают ценность статусов и сертификатов, что мотивирует на разностороннее обучение. Активно внедряются копоративные программы ИТ-обучения. Появляется новый вид обучения – дистанционное.

К середине 2000-х гг. ИТ-революция преобразовала многие рынки, например, банки и телеком. Услуги стали более динамичными. В 2007 г. начинается этап «Дистанционная революция» . Дистанционные методы обучения совершают революцию в образовании. Всё чаще используются очно-дистантные формы обучения, возникают электронные корпоративные университеты. ИТ-образование всё чаще дополняется смежными дисциплинами (экономика, финансы, управление персоналом, маркетинг и т.п.), что приводит к появлению совместных программ учебных центров и вузов.

Что же ждёт ИТ-образование в будущем? Эксперты компании «АйТи» считают, что уже в наступающем десятилетии произойдёт персонализация и индивидуализация образовательных программ и технологий. Образовательный контент будет обновляться быстро и станет доступным более широкому кругу людей.

В массовом сознании укрепится стремление учиться в течение всей жизни. Повысится значение междисциплинарных знаний.

Что же, поживём - увидим!

Центральный федеральный округ