In English

Аналитические задатки

11.10.2010, Рагимова Светлана
Издание: Компания
Эксперты прочат сегменту программных продуктов Business Intelligence (BI) быстрый рост. Правда, речь об этом идет уже который год подряд. Пока рынок этих приложений «не выстрелил». Но ряд IT-компаний относят направление BI к стратегически важному, а некоторые даже сформировали специальные отделы, занимающиеся исключительно продуктами для бизнес-анализа.

В прошлогоднем перечне ключевых технологий от аналитиков Gartner программы для бизнес-анализа вошли в десятку, хотя и заняли девятое место. По исследованиям этой аналитической компании, в 2009 г. в основном рынок средств бизнес-анализа принадлежал, как и в предыдущие годы, «большой тройке» – Oracle, Microsoft и IBM с их платформенными разработками. В этом году специалисты предполагают, что ситуация кардинально не изменится.

Согласно отчетам IDC серии Worldwide Business Intelligence Tools, за последние три года мировой рынок средств бизнес-аналитики вырос с $5,8 млрд до $6,5 млрд, причем в 2009-м подъем сохранялся, а прогноз роста на 2010 – 2014 гг. – 7% ежегодно. Доля SAP на этом рынке – 24%, отрыв от ближайшего конкурента – компании Oracle – примерно $1 млрд.

Сергей Лихарев, руководитель направления по управлению информацией IBM в России и СНГ, утверждает, что бизнес-аналитика сегодня – один из главных приоритетов развития IT для бизнеса. «Кризисный год подтвердил этот факт, – рассказывает он. – Согласно исследованию IBM, проведенному в 2009 г. среди руководителей IT-служб, 83% опрошенных определили бизнес-анализ в качестве способа, посредством которого они будут повышать конкурентоспособность своих организаций. Возможность обрабатывать громадные массивы данных позволяет повысить не только конкурентоспособность компании, но и скорость, и эффективность принятия бизнес-решений».

В России сегмент BI пока совсем невелик, по сравнению с другими секторами IT-рынка. Кирилл Бурлюк, директор департамента бизнес-приложений «Ситроникс Информационные технологии» в России, говорит, что рынок BI в нашей стране и до кризиса был небольшим в сравнении с тем же рынком ERP, а по итогам 2009 года эксперты оценивали его от $50 млн до $150 млн. «В результате рецессии общий объем проектов в области BI сократился, – объясняет Бурлюк. – Однако потребность в получении качественной аналитической информации, необходимой для принятия управленческих решений, не только не уменьшилась в период недостаточного экономического роста, но и вышла для ряда компаний в число приоритетов». Так, объемы проектов по внедрению BI-систем, которые в 2009 г. прошли через «Ситроникс ИT», выросли.

Эксперты наблюдают в России тенденцию постепенного возобновления интереса бизнеса к BI-системам. Важную роль здесь играют отложенный спрос и желание дальнейшего развития уже внедренных ERP-систем с помощью BI-решений. К тому же государство требует прозрачности. Получить же качественную отчетность с детализацией вплоть до каждой транзакции можно только с помощью промышленных BI-решений. Бурлюк также отмечает, что меняется отношение к BI в наиболее продвинутых российских коммерческих структурах: «Постепенно из чисто аналитического BI превращается в стратегический инструмент, увязываемый с основной бизнес-стратегией компании».

Кирилл Бурлюк, директор департамента бизнес-приложений «Ситроникс Информационные технологии» в России:

«Мы верим в перспективность решений Business Intelligence вообще и продукта Oracle Hyperion в частности и активно развиваем это направление. Несмотря на то что практике Hyperion в «СИТРОНИКС ИТ» чуть больше двух лет, сегодня по количеству сертифицированных специалистов по Oracle Hyperion мы одни из лидеров рынка.

Из интересных проектов, реализованных с помощью Oracle Hyperion, я бы назвал проект по автоматизации бюджетирования и бюджетного контроля в Розничной сети МТС. Новая система призвана обеспечить сокращение сроков формирования и корректировки бюджетов, повысить прозрачность и сопоставимость данных на всех уровнях управления, вплоть до каждого магазина.

Важными критериями выбора технологической платформы для решения указанных задач являлись широкие возможности интеграции, высокая производительность, неограниченное масштабирование, централизованный сбор и хранение данных, а также гибкие механизмы согласования и контроля бюджетных процессов.

В итоге выбор был сделан в пользу промышленного решения в области бюджетирования – Oracle Hyperion Planning, входящего в комплекс систем Oracle для управления эффективностью бизнеса. В рамках проекта Розничная сеть МТС поставила перед «СИТРОНИКС ИТ» задачу по автоматизации процесса годового бюджетирования с вычислением бюджетных статей из натуральных показателей и нормативов по всем категориям торговых точек. Благодаря концептуальному подходу к внедрению Oracle Hyperion, мы смогли значительно сократить сроки реализации проекта и обеспечить быструю отдачу от внедрения. В результате менее чем за 3 месяца была создана система бюджетирования, охватившая свыше 2000 торговых точек в 526 городах во всех федеральных округах России. Сегодня в системе реализована модель бюджетирования и модель оценки эффективности торговой точки. Основные параметры системы включают 15 элементов организационной структуры, 25 категорий и более 1000 статей. Оптимизация ресурсоемких процессов бюджетирования позволила специалистам финансового департамента МТС осуществлять корректировки бюджета при первой необходимости. В системе поддерживается ввод и формирование отчетности в разных валютах, при этом полный расчет бюджетной модели занимает около 10 минут. Oracle Hyperion позволяет Розничной сети МТС при планировании и контроле бюджета, с одной стороны, учитывать высокие требования к этому процессу со стороны Группы МТС, а с другой – учитывать нюансы, существующие именно в сотовой рознице, отслеживать эффективность отдельных точек продаж фактически в режиме реального времени, корректировать планы развития и инвестиций. В рамках проекта нами было организовано обучение сотрудников Розничной сети МТС из числа конечных пользователей и технических специалистов в Учебном Центре «СИТРОНИКС ИТ». На данный момент этот проект является одним из самых быстрых полнофункциональных внедрений Oracle Hyperion в российском телекоммуникационном секторе».

Копейка рубль бережет

По прогнозу Gartner, до 2013-го рынок BI-платформ будет ежегодно расти в среднем на 6,3%. Конечно, кризис сказался на динамике: если в 2008-м объем продаж увеличился более чем на 20%, то в 2009-м на глобальном рынке доходы от BI-платформ, аналитических приложений и систем управления эффективностью предприятия превысили $9,3 млрд, что всего на 4,2% больше, чем в 2008 г. Прогнозы на текущий год игроки рынка дают очень разные.

Несмотря на понимание важности инструментов бизнес-аналитики, заказчики по-прежнему стараются потратить на них как можно меньше. Это естественное следствие кризиса. «Полагаю, что начиная с 2010-го российский рынок BI покажет устойчивый рост. По нашим оценкам, он может составить от 5% до 15% в год», – прогнозирует Кирилл Бурлюк. Но другие участники рынка не так оптимистичны. Дмитрий Ковалев, руководитель проектов департамента технологий информационного менеджмента компании «АйТи», считает, что в первом полугодии текущего года рост если и отмечается, то очень небольшой, в пределах 10%, и заметного оживления не наблюдается. Ковалев объясняет свой взгляд: «Кризис вроде бы и закончился, но уверенности в этом нет, и освободившиеся бюджеты из-за этой неуверенности заказчики придерживают. Но время лечит». Владимир Некрасов, генеральный директор Contour Components, напротив, прогнозирует рост на 20 – 30%. Он руководствуется личными ощущениями: «В 2009-м «закрыли» бюджеты для BI банки и снизили корпорации. При этом госсектор в этом сегменте, напротив, вырос. Субъективно кажется, что в 2010 году спрос существенно увеличился». Владислав Мартынов, генеральный директор «SAP СНГ», рассуждает: «Учитывая ситуацию двух последних лет, надо отдавать себе отчет в том, что без системы бизнес-аналитики предприятиям, серьезно относящимся к конкуренции, сейчас просто не обойтись. И неудивительно, что под влиянием и, я бы даже сказал, под давлением кризиса рынок бизнес-аналитики растет».

Сергей Лихарев, руководитель направления по управлению информацией, IBM в России и СНГ:

«Рост популярности средств бизнес-анализа связан с тем, что в современных экономических условиях усиливается потребность в более совершенном управлении и контроле. Организации испытывают трудности из-за разрозненных информационных систем, не позволяющих обеспечить максимальную эффективность бизнес-процессов. Востребованность BI-решений в последние два года подтверждается ростом числа масштабных BI-проектов. В начале 2010 г. мы совместно с Генпрокуратурой РФ анонсировали завершение первого этапа по созданию системы автоматизации государственного и муниципального контроля деятельности предпринимателей. Установленная в автоматизированной системе подсистема аналитики и отчетности на основе IBM Cognos BI позволит сотрудникам прокуратуры не только автоматически формировать отчеты, но и создавать новые формы и виды текстовых и графических отчетов. В начале 2010 г. был завершен переход Л'Этуаль на Cognos TM1. C помощью IBM Cognos TM1 скользящий бюджет на год вперед формируется и обновляется в Л'Этуаль каждые три месяца, тогда как раньше это производилось раз в год».

Дело на миллионы

Чтобы получить все преимущества бизнес-аналитики, придется потратить как минимум несколько миллионов рублей на внедрение системы. Но это нижний порог, например, хранилище данных и BI-система для корпорации, охватывающие широкий спектр задач, стоят от $1 млн и выше. «Бюджет такого рода проектов зависит от многих факторов. Более того, в ряде случаев его очень сложно просчитать, например выделить часть BI в крупных комплексных проектах. Здесь возможны две крайности, – рассказывает Дмитрий Алексеев, руководитель направления «Аналитические системы» компании «Инфосистемы Джет». – В случае «миграции» с одного средства анализа на другое (например, с MicroStrategy на Oracle) доля стоимости лицензий по отношению к стоимости работ будет невелика. Обратная ситуация, когда заказчик покупает работы по настройке модели с минимальным количеством отчетов (разработку отчетов планируется вести своими силами). В данном случае стоимость лицензий превысит стоимость работ». По словам Дмитрия Ковалева, типовых проектов не бывает, каждый заказчик уникален. Бюджет же складывается из числа рабочих мест, количества различных источников данных, необходимости создавать DWH и т.д. «Можно с некоторой определенностью сказать про нижний порог, ниже которого заведомо не получишь ожидаемого результата, – это как раз два-три миллиона рублей, если речь идет о СМБ», – поясняет Ковалев. Его поддерживает Владислав Мартынов: «О среднем бюджете проекта имеет смысл говорить с определенной точностью только для компаний малого и среднего бизнеса, так как в этом сегменте границы временных и финансовых затрат фирм существенно более предсказуемы, чем в корпоративном сегменте. Так вот, в этом сегменте впервые в России зафиксировали цены и сроки внедрения для преднастроенных партнерских решений на базе наших систем. Предлагаемые аналитические решения на базе SAP Business Objects стоят от 25 000 евро до 115 000 евро со сроком внедрения 2 – 4 месяца, и это полная стоимость решения».

Владимир Некрасов говорит, что типичный проект внедрения ПО производства Contour Components оценивается в 3 – 15 млн руб. Стоимость контракта складывается из двух составляющих: стоимости лицензий и работ. Кроме этого, клиенты тратятся на серверы, СУБД, оплату труда собственных сотрудников, занятых в проекте. Стоимость лицензий зависит от конфигурации и, если это не web-проект, от количества пользователей. «Наши продукты компонентны, и лицензии покупаются в зависимости от потребностей. Цена находится в диапазоне от 150 000 руб. до 13 млн руб., – поясняет Некрасов. – В минимальной конфигурации это «коробка», внедряемая самостоятельно. В максимальную конфигурацию входит корпоративное хранилище данных, портал публикации BI-отчетов, неограниченное количество пользователей «толстого» клиента, центр принятия решений, рабочее место руководителя». Стоимость лицензий для типового решения, в которое входит сбор данных и публикация их на сайте в виде BI-отчетов, – 4 млн руб. Стоимость работ зависит от объема работы, объем работы – от количества задач, качества данных и уровня представления потребного заказчикам результата. С первой составляющей все просто: чем больше номенклатура собираемых данных, чем больше аналитических отчетов, тем выше стоимость. Второй аспект сложнее. В случае с ПО Contour Components зачастую требуется создание новых классификаторов данных, исправление имеющихся, улучшение структуры, проектирование отчетов.

Некрасов напоминает также, что в любом проекте есть третья составляющая, часто неожиданная. «Нередко оказывается, что только в процессе выполнения проекта заказчик осознает, какие новые возможности у него появились, и требования меняются в корне, что может привести к удорожанию проекта или к снижению маржинальности для исполнителя», – подчеркивает он.

По словам Ковалева, услуги системного интегратора в общей стоимости внедрения при автоматизации до 100 рабочих мест займут около 50% от стоимости проекта. При увеличении числа рабочих мест доля стоимости ПО возрастает.

Палки в колесах

Среди сложностей, имеющихся на рынке BI, эксперты отмечают постоянное увеличение количества информации. Об этом говорит Дмитрий Алексеев: «Объемы данных, которые необходимо анализировать, непрерывно растут. Поэтому средства бизнес-анализа должны давать ответы на запросы пользователей «здесь и сейчас». К сожалению, зачастую мы наблюдаем картину, когда установленное у заказчика решение не позволяет работать в оперативном режиме. И далеко не всегда причина такой ситуации в объеме данных. Ошибки при проектировании архитектуры или в модели витрин данных могут иметь плачевные последствия. Без помощи профессионалов здесь не обойтись. Опытная команда консультантов поможет «сформировать скелет» качественной системы бизнес-анализа и избежать дальнейших ошибок. А наращивать «мясо» – создавать отчеты, информационные панели, графики – вполне по силам и рядовому аналитику банка».

Владислав Мартынов полагает, что до последнего времени основная проблема рынка бизнес-аналитики заключалась в следующем: «Для работы BI-решения предприятие должно было сначала приобрести и полностью внедрить интегрированную транзакционную систему для управления бизнесом. На самом деле это очень сильно ограничивало и круг пользователей бизнес-аналитики, и применимость методов бизнес-аналитики. Кроме того, даже наличие транзакционной системы не решает проблему полностью: пользователь бизнес-аналитики все равно продолжает сталкиваться с ситуацией, когда ему приходится изучать много данных, отчетов, а нужный отчет сложно найти, а в нем трудно обнаружить необходимые цифры... В итоге пользователи путаются в данных, и 50% их рабочего времени уходит на поиск информации». В SAP эту проблему решили, разработав технологию, независимую от источника данных, а также инструментарий поиска информации по ключевым словам.

Владимир Некрасов же считает, что тормозит развитие рынка бизнес-аналитики сложность продуктов и непонимание философии BI заказчиками.