In English

Занимательная аналитика

20.10.2010, Рагимова Светлана
Издание: КоммерсантЪ Business Guide
По данным Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий, спрос на инновации в стране сокращается — так же, как и интерес молодежи к инновационному предпринимательству. Руководители фондов посевных инвестиций жалуются, что почти нет проектов, достойных вложения средств.

Рынок услуг бизнес-аналитики — одна из немногих IT-отраслей, пострадавших от кризиса совсем незначительно: по данным Gartner, в 2009 году его объем вырос на 4,9%, до $9,3 млрд. ДМИТРИЙ РОМАНОВ, директор по развитию технологий информационного менеджмента компании "АйТи", одного из крупнейших российских BI-интеграторов, рассказал корреспонденту BG, кто будет основным потребителем этих услуг в ближайшие годы

BUSINESS GUIDE: Как поменялся рынок услуг business intelligence под влиянием кризиса и что вы можете сказать про его динамику в этом году?

ДМИТРИЙ РОМАНОВ: На информационные технологии вообще и сегмент, связанный с бизнес-аналитикой, в частности кризис не повлиял вообще никак. На рынке были ожидания, что непростая экономическая обстановка стимулирует рост этого сегмента и спрос на данные системы, но этого не случилось. Если же рассматривать разницу между 2010 и 2009 годами, то ситуация, по крайней мере, не ухудшилась. Сегмент BI в целом пока не очень большой — по моим оценкам, его объем в России в 2009 году составлял примерно $50-70 млн.

BG: А в каких отраслях эти продукты наиболее востребованы и почему?

Д. Р.: Востребованность определяется не столько отраслью, сколько характером условных данных, которые есть у организации. Например, если у компании бизнес не очень диверсифицирован, то у нее, скорее всего, будет не самая большая потребность в инструментах бизнес-аналитики. Если же она занимается множеством направлений и объем исходных первичных данных очень большой (как у банков, страховых компаний, ритейла), то подобные решения будут очень кстати. Есть и другой важный фактор — частота обновления информации. Если изменчивость у нее небольшая, то и вопрос допустимой временной задержки для принятия управленческих решений стоит не так остро.

BG: Можно ли сказать, что вслед за крупными компаниями уже и средние начали всерьез интересоваться продуктами BI?

Д. Р.: Зависит от того, какие организации считать крупными, какие — средними, какие — небольшими. Спрос на специализированные средства бизнес-аналитики растет нелинейно относительно увеличения штата. Небольшим организациям, например, из десяти человек за глаза хватает Excel. Если в компании работает уже 100 человек, зачастую могут применяться специальные, но достаточно простые средства для построения отчетности.

Однако проблемы и задачи, которые приходится решать менеджменту организации, одинаковы вне зависимости от размера компании. Руководителю организации со штатом 100 человек точно так же необходимо думать о своей стратегии, эффективности бизнеса, прогнозируемом росте. До какого-то момента потребности компании закрываются простыми инструментами, а вот начиная с численности штата в несколько сотен или даже тысячу человек без специализированной BI-платформы обходиться станет очень тяжело. Если организация такого масштаба застревает в "культуре Excel", это значит, что доля неверных управленческих решений в компании весьма существенна. Количество недостоверной информации при таких масштабах становится критичным. У любой организации есть некий уровень зрелости, по достижении которого приходит понимание необходимости использования единой консолидированной платформы для бизнес-аналитики. И этот уровень далеко не всегда зависит от численности персонала.

BG: В каких тогда случаях аналитическое ПО может быть востребовано малым бизнесом?

Д. Р.: В большинстве случаев для малого бизнеса достаточно аналитических возможностей электронных таблиц, но существуют некоторые виды деятельности, где без сложных инструментов не обойтись. Это компании, в которых малое число сотрудников выполняет сложные задачи, например занимается операциями на фондовом рынке. Через них проходят огромные объемы информации, обработать которую может лишь высокоинтеллектуальное специализированное ПО.

BG: Можете ли вы обобщить, каков средний бюджет типичного проекта по внедрению BI, от чего зависит эта сумма и какую долю составляет оплата услуг системного интегратора?

Д. Р.: Договоримся, что будем говорить о типичном проекте, а не среднем. Наиболее "типичный" и "средний" проекты совпадают очень редко. Для небольшой организации, столкнувшейся с необходимостью применять продукты бизнес-аналитики, как правило, требуются лицензии на 5-20 рабочих мест. Если BI применяется более широко, как в случае с системой управления корпоративной эффективностью, количество таких рабочих мест может достигать нескольких сотен. Проекты, где BI-инструменты использовались бы на 1 тыс. рабочих мест и более,— большая редкость, как правило, это транснациональные корпорации с общим числом сотрудников в десятки тысяч. Наиболее же типичные и массовые фактически проекты на несколько рабочих мест. Без учета аппаратного обеспечения бюджеты складываются из двух факторов — лицензионный софт (от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов на одно рабочее место) и работы по внедрению системы. Последнее включает в себя целый комплекс задач, связанных с созданием хранилища данных, разработкой процедур нагрузки данных в хранилище, обучением пользователей и т. п. На практике получается, что стоимость работ в несколько раз выше стоимости лицензий. Получается, бюджет типичного проекта составит от нескольких тысяч до десятков тысяч долларов.

Центральный федеральный округ