In English

Куда приводят мечты

13.12.2010, Рагимова Светлана
Издание: Компания
Игроки IT-рынка сильно расходятся во мнениях, когда говорят о предварительных итогах нынешнего года.

Исследования также показывают совершенно разные оценки. Так, аналитическое агентство IDC оптимистично настраивает на 17-процентный рост. Опрос же IT-директоров крупнейших компаний говорит о 5–10% увеличения бюджетов на информационные технологии. Сходятся все в одном – показатели докризисного 2008 года все еще остаются нереализованной мечтой.

IDC отмечает, что в первой половине 2010-го затраты на IT по всему миру заметно выросли. В частности, увеличились инвестиции в IT-инфра-структуру в корпоративном секторе. Мировой IT-рынок «вытянули» Россия, Китай, Индия и Бразилия. По мнению специалистов IDC, в 2010 г. IT-рынок в США вырастет на 5% по сравнению с прошлым годом, в Западной Европе – на 3%, в Японии – на 0,5%. В то же время рост составит 13% в Индии, 14% в Бразилии, 17% в России и 21% в Китае. В целом глобальный рынок вырастет на 6% и достигнет $1,51 трлн. Еще более оптимистична в своих предварительных оценках Gartner. По мнению экспертов этой исследовательской компании, в 2010 г. фирмы и организации всех стран мира потратят на IT $2,4 трлн.

Аналитики IDC отмечают положительную динамику в корпоративном секторе. Но исследования показывают, что бизнес все еще аккуратен в отношении новых долгосрочных проектов в области IT, так как не исключает возможность второй волны рецессии. Доля оборудования будет равняться $642 млрд, что означает рост в 11%. Рост сегмента IT-услуг, по мнению экспертов IDC, в России составит 8%. Напомним, что в прошлом году объем этого «куска пирога» сократился на 31%.

Как полагают специалисты из IDC, в случае возникновения второй волны кризиса, которая может прийти в начале 2011-го, мировые IT-расходы в будущем году увеличатся менее чем на процент по сравнению с текущими. В этом случае слабое восстановление рынка наметится лишь в 2012 г., при этом развивающиеся страны вновь будут показывать наиболее высокие темпы роста, тогда как Западная Европа – самые низкие.

Плюс-минус километр

Опрос, осуществленный порталом GlobalCIO.ru, продемонстрировал менее радужную картину. В рамках этого исследования было проанализировано 237 анкет представителей бизнеса: 40 из крупных компаний, 35 из средне-крупных с совокупным бюджетом $400 млн. Остальные 162 фирмы относятся к сектору SMB. Опрос показал, что IT-бюджеты в текущем году выросли крайне слабо – от 5 до 10% по сравнению с прошлым относительно выручки компаний. В относительном показателе средний IT-бюджет в 2010 г. составил около 0,87% от выручки компании. В 2009 г. он был немного ниже – около 0,8%. Впрочем, по итогам проведенного исследования можно отметить и некоторые позитивные моменты. Так, в 2010–2011 гг. уже около 25% компаний выбрали тактику активного развития и захвата рынков, тогда как в 2009-м таковых было в два раза меньше – 10–12%. Бизнес постепенно возвращается к «замороженным» проектным планам.

Игроки IT-рынка судят о его состоянии каждый со своей колокольни. В компании «ЛАНИТ» говорят о росте в 10–15%, а в «Микротесте» видят все 30%. Генеральный директор «АйТи» Тагир Яппаров отмечает, что рост на корпоративном рынке был небольшой – 10–15%, что пока недостаточно для выхода IT-рынка на докризисные показатели. «Такие цифры объясняются тем, что планирование годовых IT-бюджетов шло еще в посткризисном 2009-м, поэтому IT-расходы планировались достаточно консервативно. Думаю, что в 2011 г. IT-бюджеты предприятий вырастут более значительно и уровень 2008-го будет достигнут и, может быть, превышен», – говорит Яппаров. В целом ГК «АйТи» показала увеличение объемов продаж по сравнению с прошлым годом на 15–20%.

Илья Шлык, директор по развитию бизнеса компании INNO Consulting, полагает, что докризисные объемы все еще не достигнуты. Но он надеется, что к показателям 2008 г. IT-рынок вернется уже в будущем году, «если логика существующих тенденций не будет нарушена».

Мария Юргелас, заместитель генерального директора «Ситроникс Информационные технологии» в России, дает свою оценку – 10% роста. По ее мнению, наиболее интенсивная фаза восстановления начнется в 2011 году, тогда объем рынка может увеличиться на 20% и более.

По итогам работы за 9 месяцев 2010 г. выручка компании выросла на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла $142,1 млн. На продажи в области IT-инфраструктуры и системной интеграции приходится 41% от этой цифры. Основное направление, позволившее компании продемонстрировать такие результаты, – телекоммуникационные интеграционные решения, на которые пришлось 45% всей выручки за этот период. Доля же продаж решений в области бизнес-консалтинга и IT-аутсорсинга составила 14%.

По кирпичикам

По словам Тагира Яппарова, в объемном значении наибольший вклад в рост рынка внес сегмент IT-инфраструктуры. «Это вполне предсказуемо, – рассуждает Яппаров. – Дело в том, что в конце 2008-го и в 2009-м закупки IT-инфраструктуры были сильно сокращены, а на многих предприятиях заморожены. Теперь включился фактор отложенного спроса, который и обеспечил рост этого сегмента». По его словам, достаточно сложной пока остается ситуация в таких сегментах, как, например, IT-консалтинг. Корпоративный рынок IT-обучения, особенно в коммерческом секторе, тоже пока восстанавливается медленнее, чем хотелось бы.

Илья Шлык также отмечает, что кризис и мировые тенденции в IT-индустрии дали возможность опережающим образом развиваться таким сегментам рынка, которые обеспечивают возможность более эффективного использования IT-ресурсов. И потому на первый план уже в кризисном 2009 году вышли различные направления модернизации существующей инфраструктуры. Среди них – создание современных энергосберегающих центров обработки информации, виртуализация, «облачные» вычисления, новые подходы и решения по интеграции приложений, мониторинг IT-инфраструктуры и бизнес-приложений.

Яппаров отмечает, что бурный рост показывает сектор корпоративных приложений для управления информацией (ЕСМ). Здесь наблюдается увеличение спроса на прикладные системы, связанные с управлением «документоориентированными» бизнес-процессами: централизация финансовой документации, управление документами в капитальном строительстве, страховом бизнесе и пр. Стабильно высоким остается и спрос на СЭД.

В противовес всем Дмитрий Лоханский, генеральный директор группы компаний «Оверсан», уверен, что рынок однозначно вернулся к объемам 2008 года и даже увеличился по сравнению с ним. «Сложно говорить о конкретных показателях, одни сферы «проседают», другие, наоборот, растут особенно быстро, – отмечает он. – Спрос на услуги дата-центров только увеличивается». Но, по его словам, характер спроса меняется. «Классическими услугами дата-центров рынок сегодня переполнен, и в этой ситуации выигрывает только тот, кто имеет компетенции и опыт в работе с новыми технологиями и моделями – виртуализацией, «облачными» вычислениями, а также умеет все эти продукты интегрировать в комплексный продукт, решающий конкретные проблему заказчиков, – говорит Лоханский. – В итоге наша продуктовая линейка включила стандартные предложения, однако самыми востребованными сервисами оказались вовсе не размещение или аренда сервера или стойки (спрос на эти услуги существует и пока стабилен, хотя имеется тенденция к сжатию), а виртуализация корпоративных IT-ре-сурсов на различных программно-аппаратных платформах, а также проекты по оптимизации IT в целом, например, проекты разнесения IT-инфраструктуры по двум площадкам с различной стоимостью и техническими характеристиками».

Сергей Лысаков, генеральный директор Stack Group, также отмечает, что спрос на услуги дата-центров растет. Об этом говорит положительная динамика финансовых показателей компании. «По состоянию на 1 декабря мы прогнозируем до 45% роста выручки по отношению к концу 2008-го и до 10% по отношению к 2009 г. И это притом что в SDN планируется вводить в эксплуатацию новые площади только в 2011 г. и, кроме того, сохранены стабильными цены на услуги (повышение затрат на энергообеспечение корректировалось только в связи с изменениями тарифов «Мосэнерго»)», – говорит Лысаков.

При этом он отмечает, что в начале 2008 г. много ожиданий было связано с будущим обострением востребованности ресурсов внешних дата-центров, как это случилось на Западе. Но на практике площадок, готовых предложить сервис нужного качества за обоснованную цену, оказалось крайне мало. В итоге только несколько дата-центров продолжали испытывать наплыв клиентов, готовых разместить свои стойки и оборудование, а остальные вынуждены были мириться с простоем площадей, привлекательность которых не поднялась даже после запоздалого демпинга цен. «Эта ситуация породила иллюзию профицита рынка ЦОД», – подчеркивает Сергей Лысаков.

Вне конкуренции

Все эксперты и участники рынка называют главной российской тенденцией нынешнего года развитие «облачных» вычислений. Андрей Малакеев, генеральный директор «КОРИС», говорит: «Идея полностью укладывается в наметившуюся тенденцию перехода от покупки ПО к покупке услуг, в том числе и услуг по использованию приложений. Учитывая инфраструктурную роль информационных технологий в деятельности компаний, развитие идеи cloud computing должно привести к широкомасштабному переходу на модель, при которой предприятия не будут создавать свои IT-инфраструктуры, а станут покупать услуги по работе с информационными системами у сторонних поставщиков». Но, по мнению Малакеева, одной из основных проблем на пути реализации указанной модели будет необходимость разработки методов и впоследствии инструментов контроля качества и количества поставляемых IT-услуг.

Илья Шлык отмечает, что стремление сделать IT-инфраструктуру более эффективной стимулировало развитие технологий виртуализации, «облачных» вычислений, создание современных центров обработки данных. Кроме того, в контексте повышения эффективности управления IT развитие получили такие новые для российского рынка решения, как системы управления жизненным циклом IT-продуктов (Product Lifecycle Management), позволяющие комплексно решать экономические задачи управления информационной средой организации.

Сергей Лысаков также считает совершенно логичным интерес к «облакам». «С переходом на «облачные» сервисы IT и бизнес переходят на принципиально новую для себя ступень развития, получают принципиально новую степень свободы, формируют новую логику жизни. Но для этого необходима соответствующая инфраструктура, способная обеспечить надежный, качественный, доступный и – главное – устойчивый к неблагоприятным факторам сервис. Безусловно, проблем, сдерживающих активное развитие этого направления, хватает. Тут и вопросы защиты данных, и создание многоядерных процессоров, обеспечивающих быструю и точную обработку запросов в потоке, и усовершенствование подходов к отводу тепла от высоконагруженных стоек», – рассказывает Лысаков. Компания надеется, что мощный импульс в развитии отечественного IT-рынка даст создание прототипа модульного дата-центра нового поколения, разработанного центром инноваций Stack Labs. Это комплексное универсальное типовое решение сочетает в себе рекордную энергоэффективность, адаптивность, готовность к мультиплатформенным «облакам».

Кроме «облаков» и виртуализации, Дмитрий Лоханский также называет важным трендом этого года появление качественных инфраструктурных объектов (ЦОДов).

«Тенденция перехода к сервисам четко проявляется на уровне вычислительной инфраструктуры и становится все более заметной на уровне приложений, – отмечает Яппаров. – Я думаю, что в ближайшие годы мы увидим много позитивных примеров использования «облачных» моделей для развития корпоративных информационных систем».

Сергей Рыжиков, генеральный директор «1С-Битрикс», в своей области – веб-разработке – самым существенным фактором, повлиявшим на рынок, называет «всеобщую мобилизацию». Ее причины – появление iPad, значительное увеличение числа смартфонов на базе Android и выход нового iPhone. «Как ни удивительно, это тренд, который в течение нескольких лет в сочетании с технологией LTE будет управлять основным вектором развития. В этом году множество существенных событий происходило в онлайне и было связано с веб-сервисами, картами, поиском и социальными сетями. Онлайн-приложения стали ключевым продуктом, они зачастую влияют на продажи устройств», – констатирует эксперт.

С ним согласен Яппаров, который уверен, что такие технологические новшества, как планшетные компьютеры и переход на сети LTE, будут оказывать значимое влияние на всю IT-индустрию.

Олег Лопаткин, руководитель направления Identity Management «Ситроникс Информационные Технологии» в России:
«В конце года мы объявили о завершении проекта по интеграции решения Oracle Waveset в ЗАО «Комстар-Директ» (100-процентная «дочка» ОАО «Комстар-ОТС»), предоставляющего в Москве услуги широкополосного высокоскоростного доступа в Интернет и цифрового телевидения под брендом «МТС СТРИМ». Это был достаточно сложный проект, требующий вовлечения высококвалифицированной команды специалистов. Основной задачей для нас было обеспечение безопасного доступа пользователей – сотрудников компании к информационным ресурсам во всех подразделениях оператора. Выбранное решение – Oracle Waveset обеспечивает автоматизацию основных процедур в рамках жизненного цикла учетных записей пользователей, снижая нагрузку на администраторов и специалистов службы HelpDesk. Речь идет о предоставлении сотруднику прав доступа к информационным ресурсам, делегировании полномочий на время отсутствия, расширении прав доступа при карьерном росте, отзыве или приостановлении прав доступа, например на время отпуска. Внедрение решения Oracle позволило повысить уровень защищенности информационных ресурсов, снизить риск несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, а также обеспечить выполнение ряда требований российского законодательства в области информационной безопасности, в том числе связанных с защитой персональных данных».

Центральный федеральный округ