In English

Plug and Play

17.01.2011, Орлов Александр
Издание: CIO
В условиях глобального экономического кризиса последних лет многие компании были вынуждены искать способы оптимизации расходов, в том числе на ИТ. Это повысило интерес к «облачным» сервисам в целом, и в частности к SaaS-решениям.

SaaS (Software as a Service) – модель предоставления услуг, в рамках которой программное обеспечение дается клиенту в аренду в виде готовой услуги. Бизнес-приложения разработаны на основе веб-технологий и приспособлены к удаленной работе через Интернет; в абонентскую плату за пользование программным обеспечением включается стоимость поддержки и модернизации. В итоге заказчик получает результат, не задаваясь вопросом о том, как построен механизм работы в реализованной схеме, за что острословы от ИТ окрестили модель SaaS «ИТ из розетки».

Усовершенствованным вариантом SaaS, предлагаемым рядом западных вендоров, является модель S+S (Software + Services, «программное обеспечение + сервисы»). В модели S+S работа с интернет-сервисами сочетается с возможностью применения программного обеспечения, которое использует локальные вычислительные мощности.

По сути, SaaS является новой формой аутсорсинга, поскольку клиент фактически отдает провайдеру SaaS-услуг как функции построения, обслуживания и поддержки ИТ-инфраструктуры, необходимой для работы ПО, так и функции поддержки и обновлений самого программного обеспечения.

Интересно, что сервисы, получаемые «из розетки» российским и западным бизнесом, – разные. Наибольшую долю западного рынка SaaS (в частности США) занимают следующие приложения:
  • системы электронной почты: Google Apps, Microsoft Hosted Exchange, Zimbra;
  • e-mail security (антиспам и антивирусная защита эл. почты): Postirti, MessageLabs, MimeSweep;
  • системы совместной работы (collaboration) — всевозможные системы CRM: SalesForce, NetSuite, SugarCRM и т. д.
В России же в настоящее время наблюдается несколько иная картина. На первом месте по распространенности находятся системы совместной работы и автоматизации бизнеса, такие как «Мегаплан», «Эльба», «МоеДело». Отдельно можно также упомянуть отечественное САПР-решение «Компас 3D», которое доступно как в традиционном виде, так и в SaaS-варианте.

«В настоящее время российский рынок SaaS-приложений только зарождается, – отмечает Сергей Колобов, руководитель проекта «Университетский кластер» группы компаний «АйТи». – Появляющиеся новые SaaS-провайдеры предоставляют в основном один и тот же набор готовых базовых сервисов – таких, например, как MS Exchange или MS Dynamics CRM. Российских решений в модели SaaS пока единицы, а отечественные разработчики «традиционного» ПО, к сожалению, не спешат с адаптацией своих продуктов для SaaS».

Основными потребителями SaaS-услуг традиционно являются компании сегмента SMB (малого и среднего бизнеса), однако постепенно современными SaaS-решениями начинают интересоваться и более крупные предприятия (например, сетевые ритейлеры и т. п.), государственные структуры, образовательные учреждения.

Учитывая российскую специфику, особенно эффективной модель SaaS представляется для компаний, имеющих географически распределенную структуру, с филиалами в удаленных регионах страны, где трудно найти необходимый персонал, и для небольших организаций, не имеющих достаточного бюджета для его найма.

Для крупных организаций внедрение сервисов SaaS становится выгодным, например, в случае необходимости согласовать работу удаленных сотрудников и отделов либо обеспечить вспомогательные бизнес-процессы, если сервисы удовлетворяют международным стандартам.

Сдерживающие факторы

В процессе использования приложений в модели SaaS, как и в любой другой относительно новой технологии, компании сталкиваются со множеством трудностей и препятствий. Часть из них порождена объективными факторами, часть можно отнести к разряду традиционных «страшилок», «легенд» рынка.

В первую очередь внедрение SaaS-решений сталкивается с традиционным российским консерватизмом и недоверием к провайдерам. Модель SaaS предполагает перенос процедур обработки информации на вычислительные мощности и использование программных средств компании, предоставляющей эти услуги. При этом ни один исполнитель не даст гарантий обеспечения безопасности получаемой информации. Если компания дает гарантии, то нужно понимать, что стоимость ее услуг увеличивается в разы.

Многие предприниматели опасаются размещать свои данные вне собственной инфраструктуры из-за несанкционированных «утечек» информации, так как они не контролируют ИТ-инфраструктуру напрямую. «Подобные опасения понятны, и поэтому некоторые SaaS-решения используют стойкие алгоритмы шифрования, когда данные передаются по Интернету и хранятся на стороне провайдера всегда в зашифрованном виде, – рассказывает Сергей Колобов. — При этом частный ключ (private key) может быть выбран клиентом, что полностью исключает доступ персонала провайдера к клиентским данным. Конечно, по мере развития российского рынка SaaS-решений и появления крупных провайдеров и агрегаторов SaaS-приложений такое недоверие будет постепенно уменьшаться, и при достижении некоей»критической массы пользователей мы прогнозируем резкий скачок в использовании этих решений».

Другим распространенным аргументом против SaaS являются медленные или ненадежные интернет-каналы. Конечно, в крупных городах вроде Москвы или Санкт-Петербурга такие проблемы практически исчезли, но в ряде регионов обеспечение надежного и высокоскоростного доступа в Интернет затруднено, что, безусловно, служит серьезным препятствием для распространения там SaaS-peшений. Особенно это актуально для провинции, где стоимость каналов связи выше, а качество хуже. Исчезновение связи на несколько часов и более остается здесь обычным явлением.

В этой ситуации вендорам SaaS, по мнению Аскара Рахимбердиева, генерального директора компании LogneX, остается идти двумя путями:
  • добавлять в свои сервисы возможность временной работы в режиме офлайн (по крайней мере для выполнения самых необходимых действий);
  • фокусироваться на отраслях, в которых кратковременная недоступность сервиса не имеет катастрофических последствий.
  • В выигрыше оказываются сервисы, учитывающие недостатки доступа и оптимизирующие трафик.
Специфические трудности возникают у заказчиков в процессе использования SaaS-систем, которые хранят информацию, содержащую персональные данные.

– Как известно, начиная с лета этого года подобные системы должны соответствовать требованиям федерального закона 152-ФЗ, что накладывает дополнительные обязательства на провайдеров таких SaaS-приложений, – отмечает Сергей Колобов. – Однако здесь модель SaaS может оказаться даже более выгодной, чем традиционные средства. Сервис-провайдер выполняет существенные с точки зрения закона технические мероприятия по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии с требованиями законодательства и размещает ПДн клиентов в уже подготовленной инфраструктуре. Соответственно, клиент достигает снижения сроков и стоимости выполнения мероприятий по защите персональных данных.

Наиболее важным является ограничение, связанное с высоким уровнем стандартизации решений SaaS, слабыми возможностями кастомизации приложения, ограничениями настройки под конкретного клиента и его бизнес-модель и слабыми возможностями интеграции в информационное пространство компании. При применении ряда SaaS-решений могут возникать трудности с интеграцией этих решений и обменом данными с существующими системами. Это особенно актуально для средних и крупных компаний, где количество различных используемых систем может исчисляться десятками.

Надо отметить, что вендоры в полной мере осознают эту проблему и регулярно анонсируют решения, позволяющие сделать SaaS-приложение гибким и настраиваемым, но при этом не утратить простоты использования; особое место занимают здесь возможности quick start — быстрого и простого начала работы с приложением. Разработаны механизмы взаимодействия приложений в едином информационном пространстве. По сути, у провайдера имеется некий «конструктор», деталями которого являются приложения разных разработчиков, со стандартизированными и отработанными интеграционными механизмами.

Весомым доводом против SaaS для российских заказчиков пока является относительно высокая стоимость услуги. Например, ставки аренды программного обеспечения по CRM недостаточно выгодны для потенциальных потребителей в России: приобрести лицензии на ПО оказывается дешевле. Подтолкнуть бизнес к использованию SaaS-технологий может только один фактор – экономический. Стоимость услуги должна быть такова, чтобы экономический фактор перевешивал остальные минусы. А это возможно только при большой абонентской базе.

Эксперты отмечают: большинство преград на пути распространения SaaS-приложений в России является преодолимым. Конечно, проблемы с недостатком широкополосного доступа в Интернет в российских регионах еще долго будут оставаться сдерживающим фактором, но справедливости ради надо отметить, что его влияние постоянно падает, и в течение ближайших лет он перестанет быть ключевым при принятии решения. А вероятность утечки данных у небольшого и среднего предприятия, не имеющего возможности обеспечить надежную защиту, гораздо больше, чем у провайдера услуги, располагающего в этом плане значительно большими возможностями. И, наконец, высокая стоимость арендных ставок – это своего рода «болезнь роста»: привлекательные для заказчиков ценовые условия провайдеры смогут предлагать, когда наберут абонентскую базу из десятков тысяч подписчиков. Об этом свидетельствует и мировой опыт: компании salesforce.com потребовалось 6-7 лет, чтобы «завоевать» Америку.

Экономически выгодно

Несмотря на объективные трудности, возникающие у заказчиков в процессе использования аренды ПО, модель SaaS уже сегодня может принести бизнесу вполне реальные выгоды.

Она позволяет, во-первых, значительно сократить капитальные вложения (САРЕХ) в построение инфраструктуры. Компании нет необходимости приобретать и устанавливать собственное дорогостоящее аппаратное обеспечение. Кроме того, данная модель позволяет избежать относительно больших одномоментных инвестиций в приобретение лицензий на ПО; это особенно актуально в сложных финансовых условиях. Вместо этого заказчик ежегодно оплачивает право пользования лицензиями, что позволяет существенно снизить затраты на обеспечение информационной безопасности в первые два года. При этом упрощается бухгалтерский учет корпоративных ИТ-ресурсов: учитывать услугу намного проще, чем лицензии, так как последние должны числиться на балансе предприятия.

Во-вторых, SaaS позволяет снизить операционные расходы (ОРЕХ) на поддержку и обслуживание инфраструктуры и приложений. Эта выгода проявляется в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Компании не нужно держать своего ИТ-специалиста (или специалистов), так как нет необходимости развертывать программные продукты и оборудование и поддерживать ресурсы в работоспособном состоянии.

Как следствие, появляется возможность высвободить ресурсы ИТ-персонала от второстепенных задач для выполнения более важных для бизнеса функций. Отметим, что модель SaaS позволяет резко снизить требования не только к отделам системных администраторов, но и к обычным пользователям. Автоматизация сервисов избавляет от необходимости изучать документацию, сложные и подчас многоэтапные процессы установки, настройки и развертывания ИТ-ресурсов. Отлаженные поставщиком сервисы дают пользователям возможность не тратить время на их освоение, а сразу начать работу с ними.

В идеале с моделью SaaS бизнес может полностью сфокусироваться на решении собственных задач, получая ИТ «из розетки»: услуга взамен оплаты. Все заботы об обслуживании оборудования, установке и обновлении программного обеспечения, резервном копировании остаются на стороне вендора. В случае же традиционных продуктов все эти задачи ложатся на плечи клиентов.

Сервис вместо клиентов

Последние годы можно назвать переломными для рынка SaaS – как западного, так и российского. Кризис побудил бизнес скрупулезно считать все затраты на ИТ и фокусировать внимание на приложениях, дающих ощутимый и быстрый экономический эффект. С этой точки зрения модель SaaS оказалась одной из наиболее перспективных. Развертывание бизнес-приложений на правах аренды позволяет избежать как затрат на дорогостоящее оборудование, так и единовременных выплат за программное обеспечение; кроме того, можно экономить на аренде, организуя рабочие места за пределами офиса.

В США и Европе ИТ-решения для бизнеса в аренду уже обрели довольно широкую популярность: ими начинают пользоваться даже крупные корпорации. Исследовательская компания Gartner недавно повысила прогнозы объемов рынка компаний, предоставляющих программные продукты в виде «облачного» сервиса. Ожидается, что на конец 2010 года он составил около $8,5 млрд и вырос на 14,1% по сравнению с 2009-м. Уже сейчас американский рынок SaaS – это 10% от всех продаж программного обеспечения.

Аналитики из IDC считают, что уже в прошлом году по всему миру было продано SaaS-решений на $13,1 млрд, и эти цифры будут расти более чем на 25% в год.

К концу 2014 года IDC прогнозирует обороты рынка в $40,5 млрд (!), при этом производство «коробочного» ПО будет сокращаться. Процесс уже идет, и, по оценкам аналитиков, по итогам 2010 года разработчики традиционного ПО в мире потеряли $7 млрд.

Главными причинами такого стремительного роста популярности SaaS аналитики называют фундаментальное влияние рыночных факторов и экономических условий развития бизнеса.

Компании вынуждены использовать более современные информационные технологии, эффективные бизнес-решения и бизнес-процессы.

По оценкам консультационного центра Финансовой академии при Правительстве РФ, сейчас объем российского рынка «облачных» услуг в лучшем случае составляет 0,3% от американского, однако развивается он довольно быстро. Так, согласно исследованию ЮС, рост российского рынка SaaS в 2010 году должен был составить 5-10%. Таким образом, объем этого сегмента уже в 2010 году может составить более $10 млн. Точными данными, подтверждающими этот прогноз, мы пока не располагаем, но, по мнению российских экспертов рынка, оценка ведущего аналитического агентства верна.

Эксперты оценивают оборот российского рынка SaaS к 2014 году на уровне $200-300 млн. По опросам российских СЮ, в 2010 году заинтересованность во внедрении решений по модели SaaS высказали около 80% опрошенных.

«Основываясь на анализе тенденций развития SaaS на рынке США, мы ожидаем, что в России будет происходить значительный рост использования SaaS-решений, – говорит Сергей Колобов. – Модель SaaS предоставляет для развивающихся стран, включая Россию, возможность перехода к использованию современных и эффективных решений без оглядки на ранее сделанные масштабные инвестиции в предшествующие решения ИТ».

Центральный федеральный округ