In English

Госаппарат не спешит в электронное правительство

18.02.2011, Михайлов Александр
Издание: bfm.ru
Программа развития в России информационного общества и создание электронного правительства могут завершиться ничем. Такой вывод напрашивается из исследования, проведенного компанией «Корус Консалтинг».

По сообщению IT-компании, в организованном ею исследовании приняли участие 100 топ-менеджеров и руководящих работников различных российских компаний. Так получилось, что большая часть этих «топов», около 80%, и не доверяет государству, считая, что оно само тормозит развитие информационного общества в стране. По оценке респондентов, состояние электронных госуслуг в России «безобразно» и «отвратительно». Более того, руководители компаний уверены, что с нынешним госаппаратом «невозможно развивать автоматизацию госуслуг».

Причин, по которым сложилось столь плачевное состояние дел, участники опроса назвали несколько. Так, 38% респондентов полагают, что слабое развитие информационного общества в нашей стране — результат противодействия бюрократии и отсутствия межведомственного взаимодействия. Еще 12% указали на пассивную роль государства в данном вопросе и 28% — на некачественную реализацию самих сервисов.

Впрочем, некоторые участники опроса полагают, что причины могут быть и другие. Например, отсутствие у чиновников мотивации на оказание качественных услуг гражданам и бизнесу, некомпетентность лиц, принимающих решения в сфере информатизации, заинтересованность чиновников в получении взяток, плохая реализация средств доставки. Кроме того, положение с информатизацией госорганов усугубляется борьбой различных заинтересованных сторон — включая крупные транснациональные IT-компании — за доступ к праву предоставления электронных услуг и получение соответствующих преференций.

В то же время сами участники опроса вполне готовы к получению госуслуг в электронном виде. Таковых оказалось 58%, а еще 25% выразили согласие попробовать. 68% респондентов заявили о том, что готовы к введению электронных паспортов. Речь идет об универсальной электронной карте, которую планируется выдавать жителям России с начала 2012 года. Предполагается, что с ее же помощью можно будет получать пенсии, платить налоги, а также расплачиваться в магазинах как обычной банковской картой.

Впрочем, респонденты выразили опасение, что в случае введения в оборот такого электронного документа могут произойти значительные нарушения закона «О персональных данных» — доступ к электронным базам довольно широкого круга лиц позволит при отсутствии контроля изменять любую информацию. Впрочем, это не мешает большинству, пусть и незначительному, (59%) верить, что внедрение электронных госуслуг сможет уменьшить коррупцию в стране. Кстати, остальные респонденты (41%) уверены, что чиновники найдут обходные пути для личного обогащения в любом случае.

В целом, как отмечают исследователи, масштаб проблем, связанных с госинформатизацией, настолько обширен, что большинство опрошенных относятся пессимистично к ближайшим перспективам внедрения и развития системы предоставления госуслуг в электронном виде.

Кстати, в самом «Корус Консалтинге» отношение к электронным госуслугам и информационному обществу, пожалуй, еще более пессимистичное. «Госмашина достаточно неповоротлива — при введении новых регламентов предоставления госуслуг не все нюансы ясны, а чиновники «на местах» не торопятся их разъяснять населению, — отмечают эксперты компании. — Гораздо проще открыть при каждом госоргане специальную контору-посредника, которая будет за деньги помогать оформлять и подавать документы. При введении уведомительного порядка, например через Интернет, регистрации юрлиц, получения лицензий, документов для физлиц и т.д. развитая экосистема фирм-посредников при госорганах будет разрушена. И, разумеется, для чиновников это не выгодно».

В «Корус Консалтинге» считают также, что это — гигантский бизнес. По оценке компании его объем только по Санкт-Петербургу составляет 7–8 млрд рублей в год.

Также в компании отметили, что при более крупных масштабах, например, при реализации проектов единой социальной карты гражданина или введении электронной цифровой подписи (ЭЦП), что позволит вести юридически значимый электронный документооборот и гораздо более быстрыми темпами перейти к электронным госуслугам, за доступ к обслуживанию новых регламентов и бизнес-процессов борются гораздо более крупные и влиятельные структуры. «Можно сделать вывод о том, что государство понимает необходимость введения электронных услуг, но при этом хочется сохранить доходы, — считают эксперты «Корус Консалтинга». — Поэтому процесс достаточно сильно тормозится на разных уровнях».

Впрочем, не все так плохо. По данным компании, есть примеры удачных исключений из правил. Многие ведомства реально, а не на бумаге, оптимизируют свою деятельность и переводят ее в электронный вид. «Госструктуры начали понимать, что без правильно построенных IT-процессов неудобно работать, — уточняют в «Корус Консалтинге». — Можно привести примеры и целых регионов — Татарстан, Калининградская область, Москва, ХМАО.

В компании считают, что ситуация улучшится только тогда, когда у конкретных чиновников на всех уровнях власти появится мотивация. «То есть когда поменяется сама система, — уточняют в «Корус Консалтинге. — Но локальные улучшения уже есть и, безусловно, определенный прогресс мы будем наблюдать в ближайшие годы».

Имеются на российском рынке и более оптимистичные мнения. Так, руководитель дирекции по работе с образовательным и государственным секторами компании «АйТи» Дмитрий Смирнов считает, что развитие информационного общества в России напрямую самим государством не тормозится. Не говоря уже про отдельно взятых чиновников. «Скорее, задержка вызвана совокупностью факторов, которые в первую очередь зависят от государства. Но это ни в коем случае не сознательное торможение, — уточняет Дмитрий Смирнов. — Наоборот, государство очень хочет, но, в силу ряда причин, например, своей организации, не может сделать все задуманное в короткие сроки, тем более они изначально были заложены чересчур оптимистично». По мнению сотрудника «АйТи», российская государственная система строилась совершенно под другие политики, а для ее изменения необходимо время — требуется поэтапно провести массу процедур и мероприятий.

Еще одной очень важной причиной задержки Смирнов назвал недостаточное финансирование, что объясняется в том числе экономическим кризисом. «Особенно это было заметно в дотационных регионах, но сейчас ситуация меняется, — говорит Дмитрий Смирнов. — Так, на следующие три-четыре года заложены вполне адекватные бюджеты. И их исполнение способно кардинальным образом повлиять на ситуацию, точнее, на ее изменение в лучшую сторону».

По оценке эксперта, для полноценного создания электронного правительства и развития информационного общества надлежит подготовить необходимую инфраструктуру, прописать регламенты, в том числе и межведомственного взаимодействия. Также он отметил, что в России существуют положительные примеры государственной информатизации. «Есть ряд регионов, которые готовы вкладывать и вкладывают собственные средства. Но, к сожалению, и они точно так же «завязаны» на федеральные структуры, — посетовал Дмитрий Смирнов. — Тем не менее, число прогрессивных регионов растет».

Центральный федеральный округ