In English

Будем реалистами

01.04.2011, Румянцев Михаил
Издание: CIO
Тема этого номера журнала — ИТ-аутсорсинг. Да, да, тот самый аутсорсинг, про который так много всего сказано и написано и который, несмотря на всю его неоднозначность с точки зрения ализации, до сих пор остается одной из самых обсуждаемых тем в российской ИТ-прессе. Пожалуй, только «облака» могут сегодня ставить конкуренцию аутсорсингу по популярности обсуждаемых тем, но если учесть, что «облака» тоже своего рода аутсорсинг, то выводы, как говорится, налицо.

Собственно, многолетний и непрекращающийся интерес к аутсорсингу лишь подчеркивает, что далеко не все очевидно, когда речь идет о безоговорочных достоинствах последнего и о преимуществах, которые он дает предприятиям, его использующим. Масса «подводных камней» не позволяет аутсорсингу занять главенствующее место в ИТ-хозяйствах современных российских предприятий. А все то, что пишется и говорится об аутсорсинге как о технологии, позволяющей снижать издержки повышать тем самым эффективность бизнеса, в большей степени следует отнести к теоретическим дискуссиям, ибо перенести все прелести аутсорсинга в плоскость практического применения удается далеко не всегда. Другое дело, что если не говорить и не писать о том, как должно быть, то не будет вообще ничего, а так – хоть и немногочисленные и не особо крупные, но все же аутсорсинговые проекты в области ИТ, в том числе и успешные, в России имеются. Хотя и здесь стоит отметить, что среди декларируемых успешных проектов по ИТ-аутсорсингу в нашей стране многие собственно к аутсорсингу имеют не самое прямое отношение, ибо зачастую просто происходит подмена понятий: предоставление различных ИТ-сервисов сторонними компаниями и нередко преподносится в виде услуг аутсорсинга. В нынешнем мире постоянно появляющихся новых технологий вопросы терминологии далеко не всегда четко прописаны, и сравнительно молодой «аутсорсинг» здесь не исключение.

Как правило, среди основных причин, называемых в качестве препятствия для развития аутсорсинга, фигурирует неготовность заказчика отдать сторонним компаниями «кусок» своего бизнеса со всеми вытекающими последствиями и комментариями.

Очень интересное мнение о проблемах, связанных с ИТ-аутсорсингом в России, выразил в своем блоге, размещенном на сайте lbusiness.Ru, председатель совета директоров группы компаний «АйТи» Тагир Яппаров. В статье «Почему в России нет ИТ-аутсорсинга?» он, в частности, объясняет, что слабая готовность заказчиков к ИТ-аутсорсингу обусловлена «институциональными» особенностями, присущими этой модели: «Ведь любой серьезный проект в сфере ИТ-аутсорсинга предполагает очень серьезную трансформацию управленческих механизмов компании-клиента. Не случайно такие проекты во всем мире считаются весьма рискованными». Да и поставщики услуг ИТ-аутсорсинга далеко не всегда готовы поставить на конвейер процесс предоставления этих услуг. «С точки зрения поставщиков, – пишет Тагир Яппаров, – ситуация выглядит еще более сложной. Ведь успешный проект в сфере аутсорсинга – всегда результат накопленной методологии и экспертизы. То есть – опыта. Мало того, ни один подрядчик не способен с заданным качеством выполнить крупный аутсорсинговый проект, не имея навыка реализации подобных задач в прошлом. Как минимум – опыта большого числа проектов меньшего масштаба». А где его взять, если масштабных проектов в области ИТ-аутсорсинга явно немного?

Так что проблем у ИТ-аутсорсинга хватает, и пока говорить о его победном триумфальном шествии рано. Но, как говорится, есть к чему стремиться. Кстати, слова, положенные в название этой колонки, я взял как раз из блога Тагира Яппарова. Они завершают его мысли на тему об ИТ-аутсорсинге в России.

Кнопка жизни
Центральный федеральный округ