In English

Сеть возможностей

20.09.2011, Рагимова Светлана
Издание: КоммерсантЪ Business Guide
По данным исследовательского агентства Gartner, в прошлом году мировой доход от IT-услуг вырос на 3,1% и достиг объема $793 млрд. Российскому рынку еще далеко до насыщения, поэтому и темп роста он демонстрирует гораздо более впечатляющий: в 2010 году он составил $4,67 млрд, что на 30% больше показателя предыдущего года.

Без неожиданностей


Проведя серьезное исследование российского рынка IT-услуг, аналитическая компания IDC опубликовала отчет Competitive Profiles and Analysis of Leading IT Services Players in Russia, 2011. Список компаний-лидеров не преподнес сюрпризов: ведущими поставщиками оказались IBS, КРОК, "Техносерв", ЛАНIT и Epam Systems. Совокупная доля этой пятерки в общем объеме рынка составила порядка 25%, слегка уменьшившись за год.

"Все больше конечных пользователей ищут оптимальные и надежные решения в области аутсорсинга с использованием коммерческих центров обработки данных, и все больше клиентов хотят применять современные решения на базе облачных технологий,— отмечает Александр Прохоров, ведущий аналитик ID по рынку IT-услуг.— В дальнейшем будет расти число клиентов, которые будут выбирать иностранных поставщиков, располагающих большими возможностями оказания таких услуг на базе крупных и, следовательно, экономичных зарубежных центров обработки данных (ЦОД)".

Главным потребителем IT-услуг в нашей стране в прошедшем году стала финансовая отрасль, а не государственные заказчики, как ранее. Это произошло благодаря быстрому восстановлению банковского сектора после кризиса на фоне замораживания ряда проектов в госсекторе. В итоге бюджеты из финансовой отрасли обеспечили почти 20% объема рынка IT-услуг, а государственные бюджеты — 17,5%. Телекоммуникационная отрасль принесла еще 14,4%, энергетические компании — 11,6%. Наиболее высокие темпы роста потребления IT-услуг показала розничная торговля.

При этом услуги системной интеграции стали немного менее популярны у заказчиков, но сохранили самую высокую востребованность. Основным желанием клиентов системных интеграторов было упрощение IT-инфраструктуры за счет консолидации избыточных приложений, платформ и центров обработки данных.

На перепутье


Консалтинг информационных систем в прошлом году показал наиболее высокие темпы роста. Это связано с изменениями в экономической ситуации, обновлением IT-стратегии многих организаций, увеличением консалтинга в области безопасности IT-систем, а также в связи с появлением новых, "облачных" форм доставки IT, оценка перспективности которых потребовала дополнительной внешней экспертизы. Совокупная доля аутсорсинга в 2010 году выросла до 14%. Наиболее высокий рост показали хостинг инфраструктурных услуг и аутсорсинг информационных систем.

"На фоне улучшения экономической ситуации в стране в 2010 году все типы организаций увеличили свои расходы на IT, и рынок услуг показал высокий рост,— отмечает Александр Прохоров.— Благоприятные цены на нефть, относительная политическая стабильность, возрождение крупных IT-проектов, отложенных в кризис, инициативы в области развития электронного правительства — вот основные факторы, определившие рост этого рынка. При этом рост 2010 года является именно восстановительным. Рост экономики так и не вышел на докризисный уровень, большинство компаний предпочитает инвестировать преимущественно в краткосрочные IT-проекты".

Компания "Астерос" провела собственный анализ рынка IT-услуг, согласно которому его объем в 2010 году в России составил $4,1 млрд, то есть почти на $600 млн меньше, чем считает IDC. А рост, по данным "Астерос", не превысил 15%. Тем не менее компания называет прошлый год "ренессансом" российского рынка IT-услуг и отмечает завершение целой эпохи. По мнению компании, "золотой век" внедрения ERP остался в прошлом. Пик внедрения классических ERP-систем (для автоматизации базовых функций предприятия) пришелся на 2007-2008 годы. Этот сегмент заметно сжался в кризис не только из-за неблагоприятной экономической конъюнктуры — коррекция была неизбежна. Никогда больше сегмент классических ERP-систем не достигнет объема 2008 года. Он восстановится к 2012 году, но за счет внедрения решений родственных классов — CRM, BI и прочих. Кроме того, головокружительного роста не показал сегмент IT-аутсорсинга. Россию покорила технология виртуализации, и в итоге сегодня ни один строящийся в нашей стране ЦОД не обходится без технологий виртуализации.

"Астерос" ожидает, что в 2011 году в России будет продано IT-услуг на $4,9 млрд, то есть на 19% больше, чем в прошлом. Лидирующими направлениями станут сегменты IT-аутсорсинга, системной интеграции, внедрения бизнес-приложений и другого ПО. Основной движущей силой будет рост доли услуг по модели SaaS, а направление в целом увеличится на 24%. Сегмент системной интеграции вырастет на 22%, а внедрения бизнес-приложений и другого ПО — на 19% благодаря реализации отложенного в 2009-2010 годах спроса.

Наиболее революционные изменения в 2011 году произойдут в сегменте безопасности, потому что с 1 июля 2011 года информационные системы операторов персональных данных должны быть приведены в соответствие с требованиями ФЗ N 152. В связи с этим почти 40% рынка информационной безопасности будут формировать проекты по защите персональных данных, тогда как в 2010 году их доля не превышала 25%.

При этом, по мнению экспертов, 2011 год является своеобразной точкой перелома. От того, какой путь восполнения IT-активов выберут российские компании сейчас, зависит, сможет ли Россия сократить разрыв с Западом по уровню использования технологий и инноваций. Это также определит будущее всего российского рынка IT и распределения в нем сегментов аппаратного обеспечения (АО), программного обеспечения (ПО) и IT-услуг. Но независимо от варианта развития событий в 2011 году не произойдет заметного перераспределения сегментов IT-рынка. Выбор явно проявится только в 2012-2013 годах.

"Российский рынок IT находится на перепутье. В течение двух лет обновление IT-оборудования и ПО откладывалось. Потребности в модернизации IT значительно превышают бюджеты предприятий 2011 года. И здесь кроется основная интрига: как российские предприятия будут решать эту проблему? Выбор инерционного сценария обновления IT за счет покупки "железа" и "софта" приведет к росту доли АО и ПО. Вместе с тем отодвинется переход на новые модели доступа к IT-сервисам, и российский бизнес с опозданием воспользуется этими инструментами, открывающими новые конкурентные преимущества. Возможен и другой сценарий. Если компании предпочтут модель SaaS, бизнес не только удовлетворит свои накопленные потребности, но и получит дополнительный плюс в виде низкой стоимости использования IT-сервиса по сравнению с приобретением IT-активов. Вероятнее всего, в ближайшее время к услугам SaaS обратятся компании, которые склонны к экспериментам, открыты для применения новых технологий и подходов. Большая же часть клиентов консервативна и предпочтет наращивать парк IT",— резюмирует Михаил Эренбург, президент группы "Астерос".

Аутсорсинг аутсорсингу рознь


Рынок IT-услуг в нашей стране ряд аналитиков предпочитает называть зрелым. Но в действительности есть множество причин для сомнений насчет верности этого утверждения. Тагир Яппаров, председатель совета директоров группы компаний "АйТи", считает, что российский рынок IT-услуг все еще находится в стадии формирования. Его аргументы в пользу этой точки зрения звучат следующим образом: во-первых, на рынке присутствует большое количество нерыночных, аффилированных сервисных структур, занимающихся эксклюзивным обслуживанием крупнейших российских компаний. "Надо отметить, что число сотрудников, работающих в таких сервисных структурах, обычно выше, чем у большинства рыночных игроков, даже относящихся к числу лидеров,— рассуждает господин Яппаров.— Все это означает, что в значительной степени рынок IT-услуг остается закрытым".

Во-вторых, для большинства крупных российских IT-компаний сервис является перспективным, но не ключевым направлением в текущем бизнесе. Чаще всего доля сервиса определяется просто как процент от объема проектов, где доминируют поставки оборудования и ПО. В стране практически не существует крупных рыночных поставщиков услуг в чистом виде.

В-третьих, очевидным индикатором незрелости российского рынка IT-услуг является практически полное отсутствие на нем крупнейших международных игроков. "Что касается IT-аутсорсинга, с развитием которого связывались большие надежды на количественный и качественный рост рынка услуг, то и здесь ситуация пока сложная,— рассказывает Тагир Яппаров.— До сих пор на нашем рынке происходит подмена понятий. Бизнес в сфере предоставления IT-сервисов постоянно смешивается с IT-аутсорсингом. В итоге мы говорим одно, а имеем в виду совсем другое: под аутсорсингом начинают понимать регулярный сервисный бизнес. А это далеко не одно и то же". Если удалить "сервисный" смысл, вкладываемый в определение IT-аутсорсинга, и перейти к нормальному пониманию, принятому во всем мире, окажется, что первая трансакция, с которой начинается IT-аутсорсинг,— это выкуп соответствующей инфраструктуры у заказчика: людей, оборудования и т. п. И это могут быть контракты стоимостью в десятки, сотни миллионов долларов. Это означает, что поставщик услуг аутсорсинга должен иметь доступ к капиталу. В России же IT-компании не капитализированы. Длинных кредитов нет. К тому же заемные деньги слишком дороги. Все это делает бизнес в сфере IT-аутсорсинга очень неудобным для отечественных поставщиков. "В результате большинство реализуемых проектов, которые у нас принято относить к IT-аутсорсингу, таковыми чаще всего не являются. Просто потому, что вывод заказчиками IT-сервисов в дочерние компании трудно считать рыночным подходом",— заключает господин Яппаров.

Михаил Эренбург поддерживает точку зрения коллеги: "Рынок IT-услуг в России до сих пор не прозрачен. И доверять характеризующим его цифрам можно только с определенной поправкой. Под сомнение точность показателей рынка IT-услуг ставит совсем не то, что IT-компании могут приписывать в оборот системной интеграции доходы от поставок "железа" и ПО. Это не дает существенной погрешности. И с подобными манипуляциями исследовательские агентства более или менее успешно борются, учитывая отдельно доходы от IT-услуг и поставок. Тень на правдивость данных больше наводит факт того, что крайне сложно выделить субподрядные контракты. В результате обороты от одного и того же проекта идут в зачет сразу нескольким компаниям".

Но фактическая незрелость рынка IT-услуг означает возможности для развития. Тагир Яппаров уверен, что этот сегмент будет расти в разы: "Достаточно посмотреть на структуру IT-рынков развитых стран и структуру российского рынка. Очевидно, что доля сервиса в развитых странах в разы выше, и это значит, что наш рынок услуг будет расти. Появятся новые игроки, в частности, благодаря появлению новых моделей предоставления услуг — те же "облака" в будущем существенно изменят традиционный ландшафт IT-услуг". В частности, предоставление ПО в виде услуги (SaaS) в корне меняет рынок технической поддержки софта. "АйТи" в связи с этим на днях объявила о старте собственного проекта в этой области "Юниклауд". В "облачной" модели будут трансформироваться и другие рынки. И вовсе не факт, что лидерами на них будут "старые" игроки. IDC предрекает, что к 2014 году этот сегмент в России вырастет до $160 млн, тогда как сейчас он оценивается в $5 млн. Вызывают сомнения прогнозируемые грандиозные темпы роста, но не перспективность самого рынка.

Господин Эренбург также считает наиболее горячими сегментами рынка IT-услуг, которые ждет бурное развитие и где вероятно появление новых игроков, формирующиеся сейчас ниши. Помимо "облаков", по его словам, большой потенциал развития у сегмента разработки и адаптации мобильных приложений для корпоративного сектора. По данным аналитики из ABI Research, до 2016 года сектор мобильных приложений в мире будет расти почти на 90% ежегодно.

Центральный федеральный округ