In English

Усиление облачности

26.09.2011, Грамматчиков Алексей
Издание: Эксперт
В России набирают популярность так называемые облачные решения. Однако по сравнению с другими странами сфера применения такого рода услуг у нас пока ограничена.

Облачные услуги, пожалуй, самая модная тема на рынке информационных услуг. Под облаками подразумеваются удаленные, аутсорсинговые решения, когда потребитель не приобретает в собственность аппаратные средства и программное обеспечение, а как бы берет их в аренду, пользуясь тем или иным сервисом через интернет. Характерный пример самого примитивного и понятного облачного сервиса — это услуги электронной поч­ты, когда любой желающий может завести себе на веб-сайте почтовый ящик и пользоваться им из облака — то есть с удаленного ресурса провайдера.

Во всем мире облачные услуги развиваются стремительно, ежегодные мировые расходы на этот тип ИТ-сервисов исчисляются десятками миллиардов долларов, и, например, аналитики международной компании IDC утверждают, что в течение ближайших пяти лет облачные технологии будут развиваться в шесть раз быстрее любого другого сегмента отрасли корпоративных ИТ-решений.

В России объемы этого рынка гораздо скромнее (согласно недавнему исследованию IDC, по итогам прошлого года — 35 млн долларов). Однако воодушевляет прогноз: аналитики говорят, что наш рынок облачных услуг будет расти минимум на 100% в год и к концу 2015-го его объем превысит 1,2 млрд долларов (см. график).

Потенциал такого стремительного роста облачных решений связан с их очевидными преимуществами: во-первых, облака позволяют компании серьезно сэкономить на первоначальных инвестициях — в большинстве случаев взять ИТ-услугу в аренду через облако гораздо дешевле, чем приобретать в собственность оборудование, программное обеспечение, нанимать специалистов для внедрения и обслуживания необходимого сервиса. Во-вторых, облачный сервис не требует времени на внедрение: получить услугу у стороннего провайдера можно буквально на следующий день. Наконец, заказчик может гибко менять мощности и функциональность облачной услуги, когда вдруг, скажем из-за бурно развивающегося бизнеса, компании потребуются более мощные серверы и новые программы: из облака можно все быстро перенастроить, а вот купленное оборудование придется менять.

IDC подразделяет облачные услуги на три основных типа — SaaS (приложение как услуга), IaaS (инфраструктура как услуга) и PaaS (платформа как услуга). У нас на сегмент SaaS приходится 94% продаж. Это значит, что в России пока предпочитают приобретать в облаке преимущественно несложные сервисы вроде корпоративной почты. В развитых странах через облако предприятия активно получают более значимые услуги по работе с клиентами или управления предприятием, а также используют аутсорсинговые аппаратные мощности, например, для хранения данных.


Электронный почтальон


Итак, пока подавляющее большинство облачных сервисов, продаваемых в России (по оценкам участников рынка, около 70%), связано с услугами почты и совместных коммуникаций.

Выбор приоритета понятен: без электронной почты сейчас немыслима деятельность ни одной, даже самой маленькой, компании. Именно услуги электронной почты в виде облака первыми появились на рынке: почти все частные пользователи интернета, в том числе в России, пользуются удаленной электронной почтой на сервисах вроде mail.ru, gmail.com, rambler.ru. С услугами корпоративной почты все несколько сложнее.

Прежде всего встает вопрос о безопасности. Есть вероятность, что почтовый ящик той или иной компании на бесплатных интернет-сервисах может быть вскрыт и из него пропадут, к примеру, контакты клиентов или другая коммерчески важная информация.

Конечно, идеальный вариант — иметь в компании собственные сервисы электронной почты, чтобы вся переписка сотрудников хранилась на корпоративном сервере. Но в этом случае неизбежны приличные траты: нужно приобрести этот самый сервер, найти место для его установки, потребуется и дополнительный человек в штат, который будет администрировать работу оборудования и софта. Не забудем еще про покупку лицензий на программное обеспечение (самое простое обойдется в несколько тысяч долларов).

Избежать этих затрат можно, приобретя облачный почтовый сервис у стороннего провайдера. Затраты будут минимальные — две-три сотни рублей в месяц на одного пользователя почты. И все. Не нужно приобретать сервер, держать администратора, покупать лицензионный софт.

Информация у такого провайдера будет хорошо защищена, в некоторых случаях даже лучше, чем на собственном оборудовании компании (один недорогой сервер в небольшой компании может выйти из строя, например, из-за не слишком подходящего для него помещения или экономии на обслуживании, а в утечке информации порой бывают виноваты недобросовестные сотрудники или низкооплачиваемые системные администраторы).

Помимо надежности и бесперебойности работы облачная почта будет отличаться повышенным функционалом. Провайдеры сейчас называют свои услуги уже не просто «электронной почтой», а «сервисом объединенных коммуникаций». Это значит, что почта в таких сервисах превращается в нечто большее, чем возможность написать и получить электронное письмо. Например, в списках адресатов компании могут появляться дополнительные сведения с разноцветными значками («доступен», «нет на месте», «занят», «не в сети»). Соответственно, если человек на месте, то с ним можно вести диалог с помощью службы моментальных сообщений (этакой корпоративной «аськи»), а если его нет, то можно не только написать обычное письмо, но и, например, оставить голосовое сообщение.

Все большей популярностью в облачных почтовых сервисах пользуются и такие функции, как управление контактами. Решение позволяет, например, вести список сотрудников, с которыми пользователь чаще всего связывается. Список контактов можно всячески сор­тировать (по группам, степени значимости, уровню конфиденциальности и проч.), иллюстрировать контакты фотографиями и другими материалами.

Наконец, востребованными становятся такие функции, как возможность совместного использования приложений и документов. В этом случае сотрудники компании могут совместно, в режиме онлайн, дорабатывать, например, важный финансовый отчет, презентацию или выполнять другую работу.


Всеобщая конференция


Второй по популярности облачный сервис (15–20% продаж) сейчас также связан с почтой, но выделяется провайдерами в отдельную категорию. Речь идет о сервисах антиспама и антивируса. Именно в облачных решениях такие услуги наиболее удобны и выгодны потребителю.

«Даже если компания не пользуется аутсорсинговой или облачной электронной почтой, она часто применяет в удаленном режиме сервисы антиспама и антивирусов, — говорит Андрей Гарканов, руководитель отдела маркетинга проекта Cloud Services компании Softline. — Ведь, как известно, до 90 процентов всех электронных писем в интернете — это спам. И выгоднее его отсечь вне корпоративной сети, чтобы не тратились корпоративные ресурсы на обработку и удаление большого объема ненужной информации. Что же касается вирусов, то их не только выгоднее, но и гораздо безопаснее не запускать в корпоративную сеть. Для многих клиентов лучше и спокойнее, когда провайдер разбирается и уничтожает вредоносные программы у себя».

Еще один вид облачных сервисов, который начинает пользоваться спросом в России, — это услуги видеоконференций. «Сервисы видеоконференцсвязи особенно удобны в России, с ее большой территорией и удаленностью филиалов, например для компании с представительствами по всей стране, — продолжает Андрей Гарканов. — Многие с помощью систем видеоконференцсвязи сейчас проводят рабочие совещания, распространены также обучающие программы. Бывает, с помощью такого сервиса проводятся и большие массовые мероприятия — скажем, наш заказчик, движение “ОПОРА России”, недавно проводил с помощью видеоконференцсвязи свой ежегодный съезд. Это было очень удобно — в съезде, не выходя из своего рабочего кабинета, могли принять участие люди из самых удаленных уголков России, а также делегаты, находящиеся за границей».

Облачный сервис видеоконференц­связи особенно удобен тем, кто пользуется им нерегулярно, кому надо лишь время от времени проводить, к примеру, обучающие семинары или совещания. Специалисты считают, что услугу приобретать из облака выгодно даже в том случае, если компания ею пользуется не чаще двух раз в неделю. Подсчет прост: стоимость лицензии на программное решение (скажем, от Microsoft) на проведение видеоконференции на 150 человек обойдется в 15 тыс. долларов. Плюс потребуются немалые аппаратные мощности — несколько серверов общей стоимостью опять-таки не меньше 15 тыс. долларов. А еще нужно нанимать специалиста для внедрения и поддерживания системы. Гораздо выгоднее взять подобную услугу в аренду из облака: сегодня видеоконфернцсвязь с участием до 250 человек может стоить у стороннего провайдера 2–3 тыс. рублей в месяц. Как и при использовании других облачных сервисов, клиенту ничего не придется устанавливать на своих компьютерах (нужно разве что иметь свою веб-камеру), он просто заходит на cайт провайдера, получает логин и пароль, и через этот ресурс потом смогут удаленно общаться сотрудники компании и ее партнеры.

К тому же провайдеры постоянно расширяют функции сервиса видеоконференций. В последнее время, например, заметно увеличено число участников, которые могут работать в одной сессии, — некоторые провайдеры предлагают услуги на одновременное участие тысячи с лишним человек. Кроме того, возможны различные дополнительные любопытные функции — например, виртуальное голосование или выражение эмоций, когда участники конференции могут за что-то проголосовать или выразить свое эмоциональное отношение к ходу совещания. Более того, сегодня можно гибко подстраивать и изменять права участников конференции: кому-то разрешать выступить, вставить реплику или проголосовать. Наконец, совершенствуется сервис использования в ходе конференции различных документов: докладчик или другие участники могут со своего компьютера показывать аудитории любые документы и совместно с ними работать.


Облака по-российски


Что касается производителей облачных сервисов, которые сейчас хорошо продаются в России, то среди них безусловно лидируют зарубежные гиганты ИТ-индустрии. Например, в области сервиса объединенных коммуникаций на рынке доминируют Microsoft и Google, в области облачной защиты от спама очень сильны позиции Symantec.

Но есть и российские производители, которые успешно развивают свою стратегию предоставления облачных услуг. В области антиспама и антивируса хорошо продаются облачные решения компании «Лаборатория Касперского», а в области услуг видеоконференцсвязи растущим спросом пользуются решения российской компании «Мираполис».

Успешно развивает свои облачные сервисы и уже хорошо известная на рынке екатеринбургская «СКБ-контур». В частности, сейчас компания делает ставку на развитие в России облачных услуг в сфере электронного документооборота. С начала года «СКБ-контур» запустила веб-сервис «Диадок», которым пользуется уже более 20 тыс. крупных и мелких российских фирм.

Документы в этом облачном сервисе можно подписывать электронной цифровой подписью, они (благодаря недавно принятому закону о ЭЦП) обладают юридической силой и быстро передаются через интернет. Пользователи услуги передают через сеть различные бухгалтерские документы, договоры, акты выполненных работ, платежные поручения, накладные и так далее. Представители «СКБ-контура» заявляют, что сегодня ежемесячный оборот юридически значимых документов в их сервисе достигает 800 тыс. единиц, а к концу года этот показатель увеличится в несколько раз.

Столь же динамично развиваются разработки российских облачных бухгалтерских услуг. Например, спросом на рынке пользуется услуга «Мое дело», которую продвигает одноименная компания. Этот сервис позволяет небольшой фирме за совсем скромные деньги (от 3,8 тыс. рублей в год) получать аутсорсинговые бухгалтерские услуги. Другая интересная новинка — облачное решение компании «Мегаплан», представляющее собой систему управления задачами и проектами. Представители этой компании утверждают, что у них уже более 2,5 тыс. постоянных пользователей, которые с помощью системы могут, например, контролировать исполнение поручений своими подчиненными или вести автоматизированный учет клиентов.

И все же производители облачных услуг в России сетуют на то, что продвижению облаков мешает целый ряд факторов. Главная проблема — неразвитость инфраструктуры. Для предоставления облачных сервисов критически важно иметь быстрый высокоскоростной доступ в интернет, а в России он существует еще не везде. Кроме того, облачные услуги прежде всего интересны малому и среднему бизнесу, а у нас он, с одной стороны, еще недостаточно развит, а с другой — его представители отличаются инертностью мышления в плане использования новейших информационных технологий. «Например, в США основа экономики — это малый и средний бизнес, который особенно активно пользуется облачными сервисами. Там нередко небольшая парикмахерская использует в облаке систему управления клиентской базой, — рассказывает Сергей Боровиков, руководитель проекта Cloud Services компании Softline. — А в России в тех же салонах красоты или химчистках список клиентов обычно существует на бумажке, которая иногда может перекочевать в компьютер в виде таблички в Excel. Ну а о том, что вместо этого можно использовать недорогой удаленный ресурс, позволяющий удобно и эффективно управлять всем списком клиентов, малый предприниматель в России или не знает, или пока просто не задумывается».

Тагир Яппаров, Председатель Совета директоров группы компаний АйТи


Кто смотрит на «облака»?


Сегодня рынок облачных решений находится в начале своего формирования. Основная публичная активность пока направлена на завоевание «доли в умах», тогда как ключевые игроки – облачные сервис-провайдеры и разработчики облачных систем еще только готовятся к широкому выходу на рынок. При этом отдельно взятые облачные сервисы уже сейчас показывают рост до 400-500% в год, что, безусловно, отражает незрелость этого рынка.

На сегодняшний день можно выделить два крупных сегмента, где популярны «облака». Это малый и средний бизнес, для которого наибольшую долю (в денежном выражении) занимают сервисы корпоративной почты и безопасности, а также облачный хостинг. По мере взросления «облаков» в России больше будут использоваться системы коммуникаций, управления совместной работой, взаимодействия с клиентами и между компаниями, а также сервисы, которые удобно использовать «в поле» – с мобильного телефона или планшета.

Крупный бизнес, в основном, пока присматривается к облачным решениям, и уже появились прецеденты перехода на «облака» клиентов большого масштаба. Правда, здесь есть своя специфика – для крупной компании интересны в первую очередь «частные облака».

В пользу активного использования облачных технологий в России говорит множество факторов, и, прежде всего, сам масштаб территории нашей страны. Чтобы быть успешными, большинство компаний должны развивать бизнес в распределенной модели – с подразделениями в разных городах и регионах. Облачные сервисы позволяют компаниям быть гибкими и оперативными при реализации таких моделей развития бизнеса и, конечно, экономить средства, которые в традиционной модели пошли бы на закупку быстроустаревающего ИТ-хозяйства.

Однако есть и сдерживающие факторы. К ним, например, относится вопрос доверия к сервис-провайдерам. Сложно отдать документы, бухгалтерию, информацию о клиентах и прочую конфиденциальную информацию, составляющую наибольшую ценность для организации, третьему лицу. Поэтому, наряду с технологическими возможностями решений и их ценовыми характеристиками, на первый план выходит репутация сервис-провайдеров.

Центральный федеральный округ