In English

Мобильные решения на российском рынке

31.10.2011
Издание: CRN
Редакция CRN/RE обратилась к представителям нескольких российских системных интеграторов с просьбой ответить на следующие вопросы:
  • Востребованы ли мобильные решения на базе планшетных ПК и смартфонов на российском корпоративном рынке? Есть ли примеры внедрений?
  • Нужны ли заказчикам специализированные мобильные решения или они довольствуются стандартным, уже имеющимся набором приложений?
  • Насколько выгодно разрабатывать и внедрять специализированные мобильные решения сегодня?
Евгений Закрепин, заместитель управляющего директора «Техносерв»:

1. С увеличением продаж планшетных ПК и смартфонов заинтересованность в решениях для этих оконечных устройств растет, причем как для работы в корпоративных сетях, так и для ведения бизнеса на массовом рынке. Примером может служить существенно возросший интерес со стороны крупных российских банков к решению «Мобильный банкинг», которое продвигает «Техносерв Консалтинг».

2. Сегодня у корпоративных пользователей востребованы три ключевые функции — звонки, доступ в Интернет и доступ к корпоративной почте. Пока мобильные устройства действительно позволяют эффективно работать именно с этими функциями. Даже на планшете можно просмотреть присланную презентацию, но вот внести в нее правки или написать документ в две страницы — уже проблематично.

Кроме того, работа с корпоративной почтой, а тем более с внутренними приложениями типа ERP- и CRM-систем, требует важной составляющей — гарантированной безопасности. Если гарантировать защиту беспроводного канала передачи данных несложно, то избежать влияния «человеческого фактора» на порядок труднее. Забыть смартфон или планшет с конфиденциальной информацией гораздо проще, чем ноутбук. Все мы люди, поэтому чаще всего выбираем функцию «запомнить» для своих паролей, какими бы санкциями нам ни грозила служба ИБ. Именно поэтому во многих корпоративных политиках по информационной безопасности прописан отказ от работы с мобильных устройств в критически важных для бизнеса системах. Будущее в этой сфере лежит за биометрическими паролями, встраиваемыми в мобильные устройства, — отпечаток пальца, голос и т. п.

3. Многие подразделения крупных компаний активно этим занимаются, кроме того, существует много венчурных проектов. Мир движется к тотальной мобилизации: планшеты позволяют сотрудникам быть на связи всегда и везде, что позитивно отражается на бизнес-процессах компаний. Сейчас перед разработчиками как приложений, так и мобильных устройств стоит задача научить эффективно работать планшеты и смартфоны с ERP- и BI-системами, которые все-таки требуют вычислительных мощностей ПК.

Юрий Овчаренко, коммерческий директор компании EPAM Systems:

1. Корпоративные мобильные решения востребованы во многих отраслях. Исходя из нашей практики, могу сказать, что в первую очередь интерес к ним проявляют компании банковского и страхового секторов, торговые организации, чья деятельность так или иначе связана с оказанием ремонтно-сервисных услуг (обслуживание банкоматов, терминалов, электротехнического оборудования, инженерных сетей и т. д.). Использование решений на базе мобильных устройств уже достаточно широко распространено в российской бизнес-практике. Один из примеров — компании сферы FMCG, которые снабдили мобильными устройствами своих агентов, мерчендайзеров, экспедиторов. А вот проекты по внедрению решений на базе планшетников носят пока единичный характер — эти устройства появились сравнительно недавно. Но интерес стабильно растет.

2. Для реального повышения эффективности бизнеса нужны специализированные мобильные приложения, которые разработаны и настроены с учетом всех специфических особенностей деятельности конкретной компании. Здесь можно выделить две основные группы решений.

Во-первых, это приложения, которые создаются для работы с внутренними корпоративными системами управления документооборотом и бизнес-процессами, BI, ERP- и CRM-решениями. Их использование позволяет менеджеру или руководителю участвовать в оперативной деятельности компании и выполнять свои управленческие функции даже не находясь на рабочем месте и не имея доступа к компьютеру.

Во-вторых, это приложения, которые разрабатываются для автоматизации производственной деятельности удаленных сотрудников — банковских и страховых агентов, сервисных инженеров, торговых представителей и мерчендайзеров и т. д. В этом случае мобильные решения помогают заполнять электронные формы документов и сразу пересылать данные в корпоративную систему.

Типична ситуация, когда выполнение процесса тормозится из-за отсутствия руководителя, который должен принять решение и обеспечить дальнейшее продвижение дела. Это, в частности, характерно для такой задачи, как согласование и утверждение документов или заявок от сотрудников (к примеру, заявка на командировку, проект договора, счет на оплату и т. д.). Если у руководителя на смартфоне или планшетнике есть мобильное приложение, которое разработано специально под корпоративную систему документооборота, то среагировать на поступивший запрос и принять необходимое решение не составит труда. В результате это позволит сэкономить время и обойтись без задержек при взаимодействии с сотрудниками, клиентами или партнерами. Другой пример — оперативное получение аналитических данных по различным направлениям бизнеса компании. Отчетные данные из BI-системы или сформированные сотрудниками отображаются на экране в сжатом и удобном для восприятия формате: в виде панелей управления, специальных графиков и диаграмм. Это помогает руководителю или специалисту видеть, что и как происходит в бизнесе компании, и вовремя принимать необходимые решения.

Экономию времени дает и возможность быстро получить сведения из корпоративных справочников и баз знаний через мобильное приложение. Это могут быть, к примеру, инструкции к обслуживаемому оборудованию, правила проведения ремонта и т. д.

Кроме того, наличие в мобильном устройстве функций GPS позволит руководству компании контролировать своих сотрудников, в режиме реального времени отслеживать их местонахождение и маршруты передвижения, эффективность работы (например, количество времени, потраченное на обслуживание одного клиента, количество простоев и т. д.). В результате деятельность сотрудника компании, оснащенного смартфоном, становится настолько прозрачной, что можно без особых усилий отследить время и место совершения операций и предотвратить случаи мошенничества (например, оформление агентами страховых полисов или страховых случаев задним числом).

3. Наш опыт работы на западном рынке показывает, что это направление может быть достаточно выгодным. Бизнес стал более мобильным. Все большее число банковских, страховых и даже государственных услуг можно получить удаленно — через мобильное устройство, имеющее выход в Интернет. Смартфон сейчас уже не только инструмент для телефонных переговоров, но и удобное средство получения электронных услуг. Планшетник с точки зрения удобства использования для коммуникаций, решения бизнес-задач (отчетность, документооборот и т. д.) и получения электронных услуг практически не имеет конкурентов. Так что заказчики готовы выделять бюджеты на разработку и внедрение мобильных приложений, поскольку они приносят компаниям реальную прибыль — за счет сокращения издержек, повышения прозрачности работы сотрудников, уменьшения сроков принятия управленческих решений.

Для компании-разработчика важно удовлетворить этот спрос — здесь необходим высокий уровень бизнес-экспертизы в различных отраслях, опыт разработки на мобильных платформах, налаженный обмен знаниями внутри компании и постоянное повышение квалификации специалистов. В EPAM для этих целей был организован специальный Центр компетенций по мобильным технологиям — это более 150 человек в офисах EPAM в России, Беларуси, Венгрии и Украине с опытом разработки бизнес-приложений и фреймворков для платформ iOs, Android, Blackberry, Windows Phone 7, Symbian и др. Специалисты Центра активно участвуют в проектах для наших заказчиков на Западе, где в плане мобилизации компании опережают своих российских коллег, и затем имеют возможность использовать этот инновационный опыт в проектах в России. В частности, один из таких проектов был связан с созданием приложения под iPad для компании — поставщика финансовой и бизнес-информации. Его особенность в том, что мы начали разработку еще до того, как iPad был представлен широкой публике. Наш заказчик рискнул, договорился с Apple о доступе для нас к этим технологиям — и в результате выиграл: намного раньше своих конкурентов предложил партнерам и клиентам новое удобное решение для доступа к своим услугам. Наш опыт реализации креативных и инновационных проектов позволяет нам предлагать заказчикам в России решения, которые удовлетворяют их текущим потребностям и подходят для решения перспективных бизнес-задач.

Виктор Комар, директор департамента интеграционных решений IBS:

1. Сегодня производители корпоративного ПО повсеместно дорабатывают решения для использования на мобильных устройствах. Это очевидный тренд последних лет. Более того, все современные приложения — это Web-приложения или, как минимум, с возможностью Web-доступа. Поэтому можно говорить, что они уже сейчас вполне доступны для работы на мобильных устройствах через стандартные браузеры. Другой вопрос, что пока решены не все проблемы с удобством и безопасностью удаленной работы с мобильных устройств, качеством и надежностью каналов связи и их стоимостью.

Еще один фактор, который тормозит распространение мобильных решений в корпоративном секторе, — это то, что компании и конечные потребители до конца не понимают, какие преимущества и выгоду они могут получить. С этой точки зрения рынок не вполне созрел. Однако его формированию и развитию способствуют проекты-первопроходцы, которые в последнее время реализуются все чаще. Как правило, их инициируют компании, которые хотят быть на «переднем крае» развития технологий и которые готовы идти на определенные риски в поисках новых инструментов ведения бизнеса и конкурентных преимуществ.

В портфеле компании IBS есть ряд реализованных проектов в этой области: создание системы управления надежностью работы оборудования для «Газпром трансгаз Уфа», системы мониторинга судов МоРе для компании «Морсвязьспутник», системы мобильного офиса для «Газпромнефть», а также разработка системы контроля бюджетных показателей для одного из федеральных ведомств. В этих проектах мобильной платформой для приложений выступал Apple iPad.

2. Настоящий «бум» мобильных приложений начнется, когда вендоры предложат не доработки функционала существующих продуктов, а новое поколение систем, изначально разработанных для полноценной работы на мобильных устройствах, где будут решены проблемы с производительностью, безопасностью и удобством использования. Основные перемены на корпоративном фронте будут связаны с тем, что компаниям и их сотрудникам станет невыгодно, да и просто неудобно, иметь копии приложений и локальных данных на каждом из устройств. Централизованное хранение приложений и данных с доступом через корпоративные сети или Web в эпоху мобильных решений станет наиболее распространенным способом организации работы.

3. В перспективе конкурировать с мировыми вендорами в разработке мобильных версий корпоративных приложений абсолютно бессмысленно. Ниша же специализированных решений, например, таких как персонализированное рабочее место руководителя или же перевод на «мобильные рельсы» приложений без Web-интерфейса, будет существовать всегда, но объем рынка таких проектов ограничен.

Намного более перспективен и интересен для разработчиков и интеграторов рынок организации мобильных сервисов. В связи с всеобщей «мобилизацией» населения огромные возможности открываются практически во всех видах бизнеса. Здесь основная задача — помочь компаниями придумать, как с помощью мобильных приложений улучшить взаимодействие с клиентами, предложить им уникальные сервисы. Например, компаниям банковского, страхового, телекоммуникационного, розничного секторов жизненно важно идти в ногу с современными технологиями, использовать возможности мобильных платформ для развития бизнеса, а для этого им как раз нужны будут партнеры, обладающие пониманием технологий и умением трансформировать их в конкретные сервисы и услуги.

Юрий Дубровский, руководитель отдела анализа департамента корпоративных систем компании «Ай-Теко»:

1. В настоящее время востребовано мобильное рабочее место руководителя, причем этот тренд только нарастает — мобильность и оперативность крайне важны для топ-менеджеров в условиях динамичного конкурентного рынка. В качестве примера внедрения можно привести саму компанию «Ай-Теко», где АРМ руководителя применяется для согласования внутренних документов, есть внедрения и в других компаниях.

2. Можно сказать, что аппетит приходит во время еды. Все начинается со стандартного набора приложений, но по мере осознания возможностей обычно появляются запросы на расширение базового функционала. Современные возможности интеграции позволяют подключать к мобильному рабочему месту руководителя (первоначально выполненному в СЭД) практически весь спектр информационных ресурсов организации, позволяя не просто «держать руку на пульсе», но и принимать оперативные решения на основании точной и достоверной информации.

3. Разработка специализированных мобильных решений — все более усиливающаяся тенденция нескольких последних лет. Мобильные решения разрабатывались для различных устройств, теперь очередь дошла до планшетников. Причины этого — возрастающее понимание важности повышения оперативности и качества принятия решений, именно для этого предназначено Автоматизированное рабочее место руководителя в СЭД. Совсем недавно основной задачей СЭД был контроль исполнения документов для повышения исполнительской дисциплины, и существовало мнение, что СЭД — это для канцелярии, не более. Сейчас все больше руководителей, которые осознают, что в СЭД должны быть включены все сотрудники, так или иначе работающие с документами, и именно от этого зависит эффективность применения ИС. Появление в СЭД такого модуля, как Автоматизированное рабочее место, дает руководителю возможность контролировать деятельность своей организации (подобно пульту управления самолета или космического корабля), сильно меняет отношение руководителей, ведь помимо простого слежения СЭД дает возможность оперативного реагирования, подготовки необходимых управляющих документов. Все чаще топ-менеджеры компаний заказчиков желают постоянно иметь под рукой «штурвал» управленческих решений. С массовым распространением планшетов вопрос был перенесен в плоскость создания «дружественных» приложений со специализированным управленческим интерфейсом. Поэтому рынок отреагировал достаточно быстро и сейчас есть множество таких решений (у «Ай-Теко» в том числе), и эти решения умеют работать с различными платформами документооборота.

Сергей Макарьин, директор по развитию бизнеса Центра корпоративной мобильности компании «АйТи»:

1. Мобильные решения крайне востребованны. На российском рынке идея корпоративной мобильности только начинает структурироваться, обретать формы, корпоративные потребители только формулируют свои требования к функционалу мобильных решений. Но количество организаций и предприятий, которые начинают говорить о необходимости бизнес-решений и бизнес-окружения на мобильных устройствах, превосходит все ожидания, причем как аналитиков, так и поставщиков решений. При этом все еще типична ситуация, когда ИТ просто не успевают за потребностями бизнес-заказчиков, будь это топ-менеджеры или рядовые сотрудники компаний.

Но не стоит забывать, что потребности корпоративного рынка в отношении смартфонов и планшетов несколько отличаются. Смартфоны предполагают в первую очередь управление с точки зрения безопасности, cost-менеджмента и доступа к самым базовым сервисам, таким как корпоративная электронная почта, адресная книга, календари и т. п. Планшеты же в силу своего форм-фактора и сценариев использования генерируют существенно более широкие потребности, ключевыми из которых являются доступ к бизнес-информации и возможность работать в привычном корпоративном информационном окружении. Хорошими примерами востребованности и внедрений мобильных бизнес-решений являются клиенты к системам документооборота (например, уже существующий для iPad клиент к «БОСС-Референт» — iReferent) и мобильные средства бизнес-аналитики, отчетности, «дашбординга» (dashboarding).

2. Однозначно нужны. Проникновение мобильных устройств в бизнес идет из потребительской среды. Сами устройства, будь то смартфоны или планшеты, изначально созданы для широкого потребителя и в массе своей по умолчанию не готовы к развертыванию в корпоративной среде: ни с точки зрения соответствующей инфраструктуры управления (это лишь устройства), ни с точки зрения доступа и работы с корпоративной информацией.

Необходима полноценная и интегрированная инфраструктура управления мобильными устройствами именно в корпоративной среде. И, конечно, необходимы полноценные бизнес-приложения, дающие, с одной стороны, доступ к богатому функционалу, к которому уже привык пользователь, а с другой стороны — ориентированные на этот новый пользовательский опыт, связанный с современными мобильными устройствами.

3. Выгода — вопрос, который надо решать в каждом конкретном случае. Так же, как и на любом другом рынке. В целом разработка мобильных решений — интересный и быстрорастущий рынок. И как на всяком новом и растущем рынке, здесь есть возможности построить выгодные бизнес-модели. Главное, не забывать, что экосистема мобильности — это не просто приложения в том или ином AppStore, а интегрированный взгляд на всю модель деятельности бизнес-потребителя и возможность эффективного применения мобильности в рамках такой модели.

Игорь Малышев, руководитель направления инфраструктурных программных решений компании «Крок»:

1. Мобильные решения, безусловно, интересны, но их применение пока не вышло за рамки начальной стадии. Заказчики понимают, что мобильные устройства уже стали широко распространенным инструментом, и, с одной стороны, они сталкиваются с запросами сотрудников своих бизнес-подразделений на подобного рода доступ, а, с другой стороны, руководители компаний-заказчиков начинают осознавать, насколько полезным инструментом это может стать в их работе, какие конкурентные преимущества они могут принести. Соответственно заказчики начинают решать задачи по управлению парком мобильных устройств, включая вопросы безопасности хранения и передачи данных и т. д. Кроме того, перед ними встают задачи, связанные с обеспечением доступа к корпоративным системам с помощью мобильных устройств.

В качестве примера реализованного проекта могу привести запуск ИСЭД в Пермском крае на iPad. Наши специалисты разработали приложение для руководителей, позволяющее работать с ИСЭД «одним касанием». Более того, теперь можно пользоваться ИСЭД в командировках за счет реализации режима офлайн.

2. Если речь идет о решениях по управлению мобильными устройствами, то на данный момент это специализированные системы. Но, в частности, Gartner говорит о том, что такие решения будут со временем вливаться в состав решений по управлению парком ПК. Если же говорить о доступе к бизнес-системам, то, безусловно, в большинстве случаев это будут специализированные мобильные приложения.

3. Сейчас фокус разработки приложений для мобильных устройств лежит в основном в области решений для конечного пользователя. Нам, как системному интегратору, сложно оценить, насколько выгодна подобного рода деятельность. Вместе с тем если говорить о корпоративном сегменте, то спрос на специализированные мобильные решения для бизнес-систем заказчика будет со временем только возрастать. Такие решения, на наш взгляд, будут востребованы на рынке в самом ближайшем будущем.

Александр Марьин, директор центра компетенций по работе с предприятиями телекоммуникационного сектора компании «Открытые Технологии»:

1. Безусловно, такие решения сегодня нужны. Более того, широкое распространение данного класса устройств побудило поставщиков корпоративных информационных решений адаптировать свои разработки под них в расчете на использование интерфейсов, разворачиваемых на мобильных устройствах. Речь идет не о появлении каких-либо новых решений, а об адаптации существующих систем к возможности взаимодействия с ними через смартфоны и планшеты. Примером этого может послужить появление у систем управления бизнес-процессами агентов, разворачиваемых на планшетах, которые применяются, например, при автоматизации процессов управления «полевыми» бригадами.

2. Чаще всего заказчики довольствуются уже имеющимся набором приложений с возможностью доступа к ним с мобильных устройств. Специализированные мобильные решения сейчас в большей степени все-таки адресованы рынку физических лиц.

3. Это достаточно сложный вопрос. Однозначно можно сказать, что специализированных мобильных решений будет существенно больше, за ними — будущее. Мобильные гаджеты становятся все более производительными и интеллектуальными и, следовательно, постоянно расширяют возможности своего применения.

Что касается прибыльности подобного бизнеса, то здесь все сложнее. Данный рынок носит глобальный характер и сильно монополизирован. Выгодно ли разрабатывать сервис на базе определения местоположения, если есть риск, что его внедрит Google и сделает бесплатным? Транснациональные игроки, как пылесосы, всасывают наиболее востребованные сервисы с широкой целевой аудиторией. Возможно, выгодно создавать нишевые продукты для достаточно узкой целевой аудитории.

Центральный федеральный округ