In English

Зрелая интеграция

08.11.2011, Комов Алексей
Издание: IT News
Отечественный рынок IT-услуг практически вошел в стадию зрелости. Этим объясняются ключевые тренды его развития в нынешнем году, включая изменение роли системных интеграторов и эволюцию их отношений с вендорами. При этом комплексный подход к автоматизации бизнеса, глобализация IT-проектов, популяризация облачных вычислений, рост спроса на мобильные приложения и другие веяния рынка бросают новый вызов IT-компаниям.

По оценке участников российского IT‑рынка, его текущий этап развития характеризуется изменением отношения к IT‑услугам со стороны заказчиков: они демонстрируют все большее понимание того, что автоматизация бизнес‑процессов, а также интеграция данных, приложений и интерфейсов способны давать непосредственный экономический эффект. При этом все больше заказчиков желают получать IT‑услуги по запросу. Благодаря этому IT‑рынок растет, но вместе со стандартизацией технологий и подходов к построению информационной инфраструктуры, а также укрупнением компаний, предоставляющих IT‑услуги, существенно ужесточается конкурентная среда. В борьбе за клиента интеграторы вынуждены вкладываться в развитие новых, востребованных рынком компетенций.

По словам Василия Анфиногентова, директора отделения автоматизации деловых процессов компании «ФОРС», один из принципиально новых трендов — популяризация мобильных устройств в корпоративной среде. Как следствие, на рынке растет спрос на решения, обеспечивающие доступ к корпоративным приложениям и сервисам посредством смартфонов и планшетных ПК. Еще одно перспективное направление для интеграторов — внедрение аналитических систем. «После кризиса всем стала очевидна истина, что управлять можно только тем, что можно измерить», — констатирует Алексей Орлов, партнер компании AT Consulting, руководитель практики CRM. Поэтому корпоративные заказчики вновь обратили пристальное внимание на системы поддержки принятия решений, в том числе системы бизнес‑аналитики, позволяющие не только анализировать постфактум результаты деятельности компании, но и на основе этого анализа в буквальном смысле предсказывать будущее. При этом Михаил Могилевский, генеральный директор компании Digia, подчеркивает, что, независимо от специфики, к любым корпоративным решениям теперь предъявляются те же требования, что и к B2C‑приложениям: обладая богатым функционалом, они должны быть доступны и просты в использовании.

Ближе к делу


Помимо появления новых задач меняется и характер IT‑проектов: они становятся все более глобальными и территориально распределенными. В связи с этим у компаний, оказывающих IT‑услуги, возникает потребность обеспечить близость к объекту внедрения. По мнению Максима Золотухина, руководителя проектов отдела внедрения ГК «СофтБаланс», при нынешнем развитии технологий эта задача решается просто.

Если раньше для заказчиков была принципиальна возможность приехать в офис к интегратору, то сегодня визуализация общения достигается посредством Интернета, видеоконференцсвязи, а также инструментов для проведения удаленных презентаций и совместной работы.

Однако по оценке Дмитрия Ведева, директора по маркетингу компании АйТи, несмотря на развитие дистанционных сервисов, весь спектр задач, связанных с внедрением и сопровождением ИС, пока невозможно решить, не бывая на площадке заказчика. В связи с этим бизнес системных интеграторов требует наличия офисов в стратегически важных городах и регионах, в непосредственной близости от действующих и потенциальных клиентов. «Хотя современные технологии позволяют осуществлять удаленное взаимодействие даже не выходя из офиса, интегратору необходимы понимание специфики заказчика и высокая степень вовлеченности в его задачи. Тесный контакт с заказчиком очень важен — для нашей компании это основа стратегии»,— подчеркивает Владимир Курилов, заместитель директора департамента сетевой интеграции компании «ЛАНИТ». По его словам, близость к клиентам дает очевидное сокращение времени реакции на возникающие у них проблемы и задачи, а также позволяет экономить бюджет проекта за счет разницы в уровне заработной платы высококвалифицированных IT‑специалистов в двух столицах (Москве и Санкт‑Петербурге) и регионах. Кроме того, по словам Григория Шевченко, коммерческого директора компании «Открытые Технологии», близость к заказчикам имеет «идеологическое» значение, так как они с большим доверием относятся к IT‑компаниям, присутствующим в их регионе.

Участники рынка сходятся во мнении, что потребность в приближении к заказчику должна быть оправданна и зависит от каждого конкретного проекта. По словам Марии Юргелас, генерального директора компании «СИТРОНИКС Информационные Технологии» в России, если проект разовый, смысла инвестировать даже в небольшое представительство для интегратора нет — проще и эффективнее использовать ресурсы локальных партнеров в регионе. Если же проект подразумевает долгосрочное сотрудничество с распределением бюджетов не из центра, а как раз из региона, то открытие регионального офиса может быть оправданно. «Если филиалы клиента используют бизнес‑процессы, которые разрабатываются и формулируются в головном офисе, достаточно хорошо выстроенных коммуникаций с ним и проведения усиленного обучения на местах. В случае же децентрализованной модели бизнеса клиента географическая близость интегратора к удаленным филиалам крайне важна»,— добавляет Богдан Шатунов, заместитель директора компании «Стинс Коман».

В кризис многие системные интеграторы вынуждены были свернуть полноценное присутствие в регионах, ограничиваясь условными представительствами или даже работой через местных партнеров. Однако благодаря консолидационным процессам в экономике в последнее время бизнес российских компаний, независимо от отраслевой специфики, разрастается, выходя за пределы не только одного региона, федерального округа, но и государства. Для сервисной поддержки такие компании предпочитают выбирать партнеров федерального масштаба, поэтому интеграторы, обладающие разветвленной филиальной сетью, получают конкурентное преимущество в борьбе за крупных клиентов. «Сейчас очень важно создавать в регионах точки присутствия, причем не на уровне бэк‑офиса, а формируя полноценные технологические команды. Такие офисы должны уметь не только оказать техническую поддержку, но и самостоятельно развернуть решение, не вызывая команду из головного офиса», — убежден Александр Кашкаров, технический директор дивизиона по работе с операторами связи компании «Энвижн Груп».

Государство банкует


На заре развития отечественного рынка IT‑услуг было принято считать, что путь интегратора к благополучию в бизнесе лежит через государство. По оценке Андрея Кудри, генерального директора группы компаний «РАМЭК», госсектор по‑прежнему сохраняет статус одной из главных движущих сил развития ИТ в стране. Во многих регионах полным ходом идут работы по осуществлению федеральной правительственной программы «Электронное правительство», что требует интеграции различных информационных ресурсов и систем. Политика государства активно подталкивает органы власти к модернизации ведомственных сетей связи, автоматизации бизнес‑процессов территориально распределенных госструктур с использованием центров обработки данных и технологий виртуализации, внедрению систем информационной безопасности «под ключ» и других передовых IT‑решений. «В отраслевом срезе в этом году наиболее активным потребителем предоставляемых нами услуг стал госсектор: основные наши задачи связаны с созданием отраслевых информационно‑аналитических систем для универсальных электронных карт, с поставкой оборудования и лицензионного программного обеспечения, а также доработкой и вводом в эксплуатацию специализированного программного обеспечения в ряде государственных учреждений»,— отмечает Мария Юргелас («СИТРОНИКС ИТ»). Однако зрелость российского IT‑рынка проявляется в том, что за последние годы в нем появилось множество других вертикалей с высоким спросом н а IT‑решения и масштабными IT‑проектами.

«Нефтегазовый сектор, банки, розничная торговля, транспорт, телекоммуникации — интеграторам есть где развернуться и вне работы с органами госуправления», — убежден Дмитрий Ведев («АйТи»). Кроме того, у сотрудничества с коммерческими структурами есть очевидные преимущества.

По оценке Дмитрия Семынина, заместителя директора департамента «Центр разработки инфраструктурных решений» компании «Ай‑Теко», в условиях резких, скачкообразных изменений курса рубля по отношению к доллару и евро, участившихся во второй половине 2011 года, прежде всего пострадали компании, участвующие в реализации долгосрочных проектов в госсекторе, где все контракты рублевые и обсуждение корректировки цен в связи с изменением курса валют по определению неприемлемо. «В контрактах с коммерческими компаниями такие колебания, как правило, гибко оговариваются», — отмечает Владимир Курилов («ЛАНИТ»).


Дмитрий Ведев, директор по маркетингу компании АйТи: 
«Новый тренд — использование в корпоративных системах планшетов и смартфонов для обеспечения мобильности сотрудников».

Алексей Орлов, партнер компании AT Consulting, руководитель практики CRM:
«Для обеспечения качественных IT-услуг контакт с клиентом необходим, поэтому объемный бизнес в регионе без наличия местного офиса невозможен».

Михаил Могилевский, генеральный директор компании Digia:
«Сегодня средства онлайн-коммуникаций значительно помогают при общении с заказчиками, однако ничто не заменит живого человеческого общения».

Игорь Шварц, руководитель проектов компании «Тринити»:
«С проникновением широкополосного интернет-доступа в регионы, а также с развитием сервисов удаленного управления оборудованием и логистических сетей экспресс-доставки появилась возможность поддерживать заказчика без присутствия специалистов на его объекте».

Василий Анфиногентов, директор отделения автоматизации деловых процессов компании «Форс»:
«Государственные структуры являются крупнейшей категорией заказчиков после банков и телекоммуникационного сектора. В последнее время спрос с их стороны на услуги по интеграции ведомственных информационных систем и ресурсов растет лавинообразно».

Григорий Шевченко, коммерческий директор компании «Открытые Технологии»:
«Крупные госзаказчики — залог успеха бизнеса любого интегратора. В то же время быть на 100% завязанным на государство — не оптимальная стратегия, так как в случае истощения госбюджета интегратор может остаться без заказов».

Дмитрий Петров, технический директор компании MErLioN Projects:
«Доля госзаказов в IT-секторе велика: на сегодняшний день именно государство является основным заказчиком крупных проектов».

Центральный федеральный округ