In English

Корпоративная мобильность глазами российских CIO

30.11.2011, Чубуков Александр
Издание: PC Week
В ноябре Центр корпоративной мобильности фирмы “АйТи” обнародовал результаты исследования, проведенного на основе опроса участников конференции Enterprise Mobility Day 2011. В опросе приняли участие более 100 человек (ИТ-директора, руководители департаментов и подразделений, их заместители, ведущие архитекторы и ИТ-специалисты), причем 70% респондентов составили ИТ-руководители. Остановимся на наиболее интересных результатах этого исследования.

Тенденции


По мнению большинства участников, быстрое развитие мобильных технологий и расширение их использования в деловой среде являются факторами, требующими серьезного внимания со стороны корпоративных ИТ, поскольку проникновение потребительских смартфонов и планшетов в корпоративную среду стало носить массовый характер.

Большинство респондентов отмечают важную роль организационных решений по использованию мобильных технологий и устройств в компаниях и организациях. При этом 68% из них уже разработали, либо планируют разработать стратегию, политику и регламенты корпоративной мобильности.

Результаты опроса подтверждают, что повышенное внимание к мобильным технологиям отнюдь не связано с модой на iPad в руках руководителя, а является ответом на реальные потребности организаций в улучшении качества коммуникаций и бизнес-процессов. Важно отметить, что часто сами сотрудники озвучивают такие потребности и инициируют соответствующие запросы, желая использовать преимущества мобильного доступа к корпоративным информационным системам и ресурсам.

Респонденты выделили несколько групп информационных систем и ресурсов, к которым необходимо обеспечить доступ с мобильных устройств:
  • базовые коммуникационные системы и ресурсы;
  • системы и ресурсы принятия решений;
  • корпоративные информационные системы;
  • расширенные средства коммуникаций;
  • системы обслуживающих подразделений (в том числе системы оперативного контроля и обработки заявок на обслуживание, предполагающие и возможную обработку заявок, поступающих от клиентов организаций, и непосредственную работу с этими заявками полевого инженерно-технического персонала).
Сергей Орлик, директор Центра корпоративной мобильности “АйТи”, обратил внимание на то, что в подавляющем большинстве исследований и опросов, проводимых за рубежом и в России, из рассмотрения выпадает доступ к файловым папкам (личным и групповым). Видимо, это связано с естественностью и повседневностью их использования при работе в корпоративных сетях и недостаточным пониманием потребностей корпоративных пользователей и проблематики использования мобильных устройств, а также плохой проработанностью первичных вопросов. В то же время активное использование файлообменных облачных сервисов (например, Dropbox или Box.net), привычных для индивидуальных пользователей, не только создает дополнительные риски утечки информации, но также является одним из важных инструментов оперативного обмена информацией и ее обработки.

Он отметил, что работа с файлами рассматривается как составная часть базовых сервисов. Полученные результаты опроса подтверждают актуальность этой темы — необходимость обеспечения мобильного доступа к личным и групповым файлам находится на том же уровне, что и потребность доступа к внутрикорпоративному порталу.

Интересно, что более 70% организаций не используют внешних облачных сервисов для хранения корпоративных данных. Это связано с традиционной строгостью требований к информационной безопасности в крупных компаниях и организациях.

Осознавая необходимость обеспечения сотрудников мобильной связью в деловых целях, большая часть организаций выдает корпоративные мобильные устройства различным категориям своих сотрудников. И такая практика, судя по доле организаций, в которых такой вопрос находится в стадии обсуждения, наверняка будет расширяться.

При этом внутрикорпоративный охват “мобилизацией” (наличие сотрудников, имеющих доступ к корпоративным ресурсам и системам с мобильных устройств) среди опрошенных компаний растет заметно быстрее по сравнению с количеством организаций, планирующих внедрить элементы корпоративной мобильности. Это, по мнению г-на Орлика, косвенно свидетельствует о том, что, попробовав обеспечить сотрудников мобильным рабочим местом, компании утвердились в полезности и выгодности этого начинания и планируют активно увеличивать число сотрудников с мобильным корпоративным доступом. Так, в частности, в разы снизилось число компаний, где мобильным доступом к корпоративным системам обладают единицы или десятки сотрудников, и в разы же увеличилось количество организаций, где сотни и тысячи сотрудников могут работать с корпоративными ИС из любого места.

В ответах респондентов отмечалось, что их организации уже сейчас уделяют серьезное внимание не только смартфонам, но и планшетам. Причем это касается не только топ-менеджеров и руководителей различного уровня, но и других категорий сотрудников — как ИТ-специалистов, так и инженерно-технического персонала.

Сдерживающие факторы


Наиболее распространенным фактором, сдерживающим эффективное применение мобильных технологий в бизнес-среде, является отсутствие актуализированных корпоративных стандартов на выдаваемые и поддерживаемые мобильные устройства. Отрицательную роль здесь играет и то, что значительная доля корпоративных смартфонов относится к устаревшим поколениям мобильных устройств с ОС Windows Mobile. При этом менее пятой части респондентов назвали стоимость устройств фактором, тормозящим применение мобильных технологий в их организациях, считая, что анализ и отбор смартфонов и планшетов в организации нужно вести с учетом потребностей различных категорий пользователей.

Две трети опрошенных отмечали, что стандартизация устройств и, естественно, мобильных ОС, является одной из важных задач, которые должны быть отражены в концепции и стратегии корпоративной мобильности. Такая внутрикорпоративная стандартизация поможет справиться с самой распространенной причиной неиспользования — разнообразием устройств и платформ на рынке. А наличие концепции корпоративной мобильности и содержащихся в ней политик и регламентов пользования поможет согласовать требования служб ИБ, обеспечивающих защиту внутрикорпоративной информации, и пожелания пользователей шире применять свои мобильные устройства в бизнес-процессах.

При том что значительная доля сотрудников организаций централизованно обеспечивается мобильными устройствами, ИБ-службы почти в половине организаций (44%) ограничивают их использование. Складывается странная ситуация, зачастую доходящая до абсурда: сотрудники, в том числе руководители разного уровня, обеспеченные корпоративными смартфонами и планшетами, не имеют права доступа с этих устройств даже к электронной почте.

Многие респонденты отмечали, что часто политики и регламенты ИБ не отражают потребностей бизнеса в обеспечении повсеместного оперативного доступа к информации. С другой стороны, обоснованные требования службы ИБ в массе своей не подкреплены соответствующими технологическими средствами управления мобильными рабочими местами и обеспечения их безопасности. Только 4% респондентов, большинство из которых используют смартфоны на Windows Mobile, сообщили о наличии у них систем управления мобильными устройствами (MDM — Mobile Device Management). Но в подавляющем большинстве случаев даже существующие политики и регламенты ИБ приняты на организационно-административном уровне и не поддержаны соответствующими техническими средствами.

Средства корпоративной мобильности


Внедрение средств управления мобильными устройствами, трансформирующихся сегодня в многофункциональные платформы управления корпоративной мобильностью (EMM — Enterprise Mobility Management), может оказать решающее влияние на обеспечение легитимности и прозрачного контроля мобильного доступа к корпоративным информационным ресурсам и системам в рамках политики и регламентов, принятых в организации. Внедрение MDM/EMM — первый шаг к системному использованию сотрудниками смартфонов и планшетов, обеспечивающих их постоянную подключенность к коммуникациям и бизнес-процессам и, следовательно, возможность повышения их эффективности и продуктивности сотрудников.

Более четверти респондентов обозначили отсутствие политики использования личных устройств сотрудников для доступа к корпоративным информационным ресурсам и системам — BYOD (Bring Your Own Device), явно не регламентируя использование личных устройств либо разрешая их использование по заявке непосредственных руководителей сотрудников. Это отражает определенное запаздывание организаций в институализации обеспечения мобильного доступа сотрудников как со стороны ИТ-департаментов, так и служб ИБ. Преимущества поддержки BYOD отражаются в сокращении затрат на обеспечение сотрудников корпоративными устройствами.

Основные проблемы разрешения BYOD связаны с затратами на техническую поддержку мобильных пользователей при их доступе к корпоративным ресурсам и системам, необходимостью предотвращения рисков для информационной безопасности и наличием нескольких мобильных платформ, технологически отличающихся от традиционного офисного ИТ-ландшафта и требующих новой экспертизы для обеспечения доступа к информационным ресурсам и системам (с точки зрения разработки и развертывания мобильных клиентских приложений)

Обоснованным компромиссом, отмечаемым рядом респондентов, является ограничение списка BYOD — стандартизация спектра поддерживаемых мобильных ОС (и, возможно, устройств), доступ с которых к корпоративным информационным ресурсам и системам осуществляется только в случае подключения соответствующих устройств к централизованной системе управления корпоративной мобильностью.

Несмотря на частое использование в мобильных аппаратах веб-клиентов (браузеров), большинству организаций (87%) в том или ином объеме требуется возможность локальной работы с информацией непосредственно на мобильных устройствах. В то же время веб-клиенты, ориентированные на использование браузеров, ограничены в возможностях локального хранения данных и (даже при использовании HTML 5) доступный функционал офлайн-работы непосредственно из браузера зависит от ограничений конкретной мобильной платформы.

По мнению Сергея Орлика, можно предположить, что в ответ на распространенную потребность офлайн-обработки информации, будет наблюдаться увеличение доли приложений-клиентов к корпоративным системам и ресурсам, разрабатываемых и развертываемых в виде приложений, в том числе централизовано устанавливаемых с помощью инструментов MDM/EMM или распространяемых через внутрикорпоративные “магазины приложений”.

Он также отметил, что хотя мировой и российский рынок планшетов изначально сформирован Apple iPad, уже заметна тенденция ориентации на Android-планшеты (доля Android-планшетов, по консервативным оценкам, составит около 30–35% во втором полугодии 2012 г.). Это можно связать с быстрым развитием платформы Android и постоянно увеличивающимся спектром моделей, набором доступных форм-факторов и широким ценовым диапазоном для планшетов на платформе Android 3.x, выводимых на российский рынок практически одновременно с их поступлением на западные рынки.

Результаты проведенного исследования показывают, что планшеты в России уже активно проникают в корпоративную среду, серьезно рассматриваются и обсуждаются в качестве реального инструмента обеспечения бизнес-деятельности сотрудников.

Бизнес-процессы в организациях, оптимизируемые за счет использования мобильных технологий

biznes_L.png



Информационные системы и сервисы, для которых наиболее актуален мобильный доступ

informa_L.png


Центральный федеральный округ