In English

Рынок системной интеграции в 2011 году: мобильность и облачность

28.12.2011, Писарев Алексей
Издание: mskIT.ru
В 2011 году различные сегменты рынка системной интеграции развивались неравномерно, однако, в целом, достаточно стабильно. Этому способствовали и готовность компаний-заказчиков инвестировать в новые проекты, и поддержка со стороны государства. Ключевыми направлениями в уходящем году, безусловно, стали «облачные» решения, которые перешли из области теории в практическую плоскость, и популяризация мобильных решений для доступа к корпоративным информационным ресурсам. Симбиоз этих технологий в перспективе открывает перед игроками рынка новые возможности.

ИТ по вертикали


В списке отраслей-лидеров информатизации особых изменений не произошло. По-прежнему, ключевыми из них являются финансовый сектор, топливно-энергетический комплекс, телеком-операторы и государственное управление. Именно эти отрасли формировали основную динамику роста ИТ-рынка в 2011 году. Преобразования на рынке энергетики послужили толчком к активной информатизации российских энергетических компаний. Также развитие рынка определяли масштабные федеральные проекты и программы, такие как электронное правительство, универсальная электронная карта, информатизация системы здравоохранения, а также подготовка к Олимпиаде-2014 и Чемпионату мира по футболу-2018. Благодаря различным федеральным и региональным программам в прошедшем году существенно возрос объем средств на информатизацию здравоохранения, транспорта.

Автоматизация


Важной тенденцией рынка системной интеграции в этом году стало продолжение автоматизации всех сторон деятельности крупных компаний. Те виды деятельности, которые раньше не были автоматизированы, достаточно активно автоматизировались, в том числе, и достаточно «экзотические» рабочие процессы.

В качестве примера Анна Мишутина, аналитик ИХ «ФИНАМ», приводит проект в «Норильском никеле» по автоматизации процесса подготовки и согласования материалов к заседаниям Совета директоров и Правления Общества на базе решения «EMC Documentum - ABBYY FlexiCapture». Однако автоматизировался не только управленческий сегмент, реальное производство также не осталось обделённым. Например, в уходящем году «Челябинский трубопрокатный завод», IBM и российская компания «ЕАМ Системз» начали реализацию в цехе «Высота 239» совместного проекта по созданию автоматизированной системы управления основными фондами, техническим обслуживанием и ремонтами на платформе продукта IBM Maximo Asset Management. Появился в этом году и целый ряд новинок. Например, отметим появление в нашей стране так называемой, «машины баз данных» — программно-аппаратного комплекса Oracle Exadata, который представила компания «Инфосистемы Джет».

Кризис закончился. В головах


Возможно, с точки зрения финансовых показателей, выход из кризиса в 2011 году ещё не завершился полностью, однако если говорить о психологическом состоянии игроков отрасли, оценке ими текущей ситуации и анализе дел со стороны, то можно говорить, что ИТ-рынок оправился от кризиса. Выражается это и в «размораживании» старых проектов, и в заключении новых контрактов на автоматизацию. Поэтому одно из наиболее важнейших изменений 2011 года, по словам Анны Мишутиной, заключается в том, что многие заказчики стремились завершить ранее начатые проекты, причём не только для того, чтобы всё, наконец, заработало, но и для того, чтобы начать новые проекты.

Елена Андрианова, вице-президент по стратегии и маркетингу группы «Астерос», также отмечает, что большинство компаний в 2011 году увеличило расходы на ИТ: для многих предприятий этот год стал переломным в осознании роли информационных технологий для бизнеса. Но в ряде компаний происходило и замораживание или даже секвестирование бюджетов, связанное со структурными или организационными преобразованиями. Например, в сфере энергетики массовые переназначения топ-менеджеров энергетических холдингов длились по несколько месяцев, а реорганизация «Связьинвеста» завершилась только в этом году. Такие процессы, безусловно, оказывают большое влияние на развитие всего рынка.

Мобильность


Если говорить о технологических трендах, то одной из главных тем года стала корпоративная мобильность — обеспечение доступа сотрудников к корпоративным информационным ресурсам с мобильных устройств.

«Очевидно, что бум на рынке мобильных гаджетов застал врасплох корпоративные информационные службы и сейчас очень многие компании формируют свои стратегии в области корпоративной мобильности, — прокомментировал Дмитрий Ведев, директор по маркетингу компании «АйТи». — Мобильные технологии открывают большие возможности для формирования и быстрого развития рынка автоматизации труда «синих воротничков» - полевых инженеров, работников, занятых в сервисе, ремонтных служб. Также планшеты становятся привычным инструментом работы руководителей, сотрудников отделов продаж».

«Облачные» вычисления во многом помогают развиваться мобильным решениям. ««Облака» избавляют пользователей от привязки к месту размещения информационных систем и данных. Это даёт людям свободу перемещения и, как следствие, повышает спрос на мобильные решения. И большинство мобильных решений изначально строится на облачной основе, например, DropBox или iCloud, Mozy или PocketCloud. «Облака» и мобильные решения поддерживают друг друга, катализируют взаимное развитие», — говорит Руслан Заединов, заместитель генерального директора, руководитель направления руководитель направления центров обработки данных «Крок».

Затронул тренд мобильности и рынок СЭД: к примеру компания ЭОС представила сразу два решения, одно из которых ориентировано на топ-менеджмент компаний-заказчиков, а второе – на всех сотрудников, вовлеченных в работу с СЭД.

Проникновение мобильных решений наблюдается даже в области PLM-проектов, где основная часть заказчиков – это крупный бизнес, в том числе предприятия ВПК-сектора. В этой сфере, как отмечает Александр Тасев, генеральный директор РТС Россия, защищенность доступа к подобным базам с мобильных устройств пока вызывает недоверие у российского топ-менеджмента. Хотя общий интерес вырос.

«Наша бизнес-платформа изначально была создана на основе веб-архитектуры, что позволяет координировать работу проектных групп по всему миру, и прекрасно работает на мобильный устройствах. Более того, для просмотра тяжелых конструкций и моделей со множеством деталей, мы разработали бесплатную программу-просмотровщик для просмотра внешнего вида моделей», - подчеркнул спикер.

Сказать, в каком сегменте (SMB или крупных компаниях) заказчики быстрее откликнутся на использование мобильных решений в «облаке» достаточно сложно. С одной стороны, в крупных компаниях при реализации больших проектов и необходимости, например, работать в полевых условиях, мобильные решения будут выданы в административном порядке. С другой, мобильными устройствами пользуются конечные пользователи. Поэтому здесь возможны сценарии, когда компания адаптируется под потребительские задачи сотрудников.

В свою очередь, массовое использование мобильных устройств, безусловно, порождает целый ряд новых задач в корпоративных информационных системах: управление доступом, вопросы безопасности, организацию мобильных клиентов для приложений и пр.

SaaS по дешевке


Gartner прогнозирует, что к 2015 году модель SaaS будет наиболее востребованной. В ближайшие два года все приложения на базе SaaS могут стать низкозатратными, хотя на протяжении ряда лет они могут быть дороже программного обеспечения, установленного непосредственно на корпоративных компьютерах.

«Рынок SaaS по сути никуда и не двигался, потому что никуда не шли или очень медленно шли крупнейшие производители ПО: новые схемы лицензирования и технические решения по предоставлению ПО, как услуги, появляются с трудом», — прокомментировал Руслан Заединов.

ИТ-аутсорсинг


К крупным заказчикам, которые всегда были основным потребителем услуг ИТ-аутсорсинга компании, постепенно присоединяется средний бизнес. Происходит это в основном за счет популяризации направления «облачных» технологий и виртуальных дата-центров, позволяющего минимизировать CAPEX и штат специалистов, обслуживающих соответствующую инфраструктуру. Кроме этого, средний бизнес постепенно начинает интересоваться и другими направлениями аутсорсинга, передавая собственную инфраструктуру на обслуживание внешним подрядчикам.

К примеру, «Астерос» в 2012-й компания входит, имея на руках масштабный проект по аутсорсингу комплекса инженерных систем северо-западного представительства крупнейшей энергетической компании, договор на обслуживание ИТ-инфраструктуры известного на рынке провайдера интернет-услуг, проект по выводу на аутсорсинг ИТ-подразделения госкорпорации и еще несколько новых проектов. Несколько других стратегически важных контрактов на данный момент находится на стадии пресейла. При этом «Астеросу» удалось продлить сотрудничество по всем важным проектам, стартовавшим в прошлом году.

«Доля заказов на услуги ИТ-аутсорсинга в общем объеме выручки в целом остается на прежнем уровне, но несколько корректируется состав спроса», — отмечает Елена Андрианова, вице-президент по стратегии и маркетингу группы «Астерос.

В структуре «АйТи» это направление в 2011 году выросло немногим больше, чем в полтора раза. Однако, по мнению Дмитрия Ведева, директора по маркетингу компании АйТи, пока российский рынок ИТ-аутсорсинга развивается в основном по пути вывода ИТ-сервисных служб крупнейших российских заказчиков в отдельные юридические лица. Рыночным же игрокам остаются в основном отдельные ИТ-услуги. В результате, большинство реализуемых проектов, которые принято относить к ИТ-аутсорсингу, таковыми чаще всего не являются.

«Причины этого понятны, ведь если взять за основу мировое понимание аутсорсинговой сделки, то окажется, что первая транзакция, с которой начинается ИТ-аутсорсинг, – это выкуп соответствующей инфраструктуры у заказчика: людей, оборудования и т.п., — отмечает спикер. — И это могут быть контракты стоимостью в сотни миллионов долларов. И поэтому поставщик услуг аутсорсинга должен иметь доступ к капиталу. В России ИТ-компании не капитализированы, да и просто малы — ИТ-службы многих заказчиков по численности превышают штат самых крупных системных интеграторов».

Облачно все в этом мире


Среди технологических тем, привлекавших в прошедшем году большое внимание, основное место заняли «облачные» вычисления и их влияние на ИТ-индустрию. В 2011 году на рынке появились сообщения о пилотных проектах по этим направлениям, то есть, сама технология перешла в практическую плоскость.

«По нашим оценкам, сегодня каждый 10-й заказчик уже готов к тому, чтобы перевести часть ИТ в облако. Уверена, что в ближайшее время мы услышим о крупномасштабных облачных проектах», — говорит Елена Андрианова.

Частные «облака» получили на российском ИТ-рынке большую популярность, по сравнению с публичными «облаками». Для более активного развития публичных «облаков» в России существует ряд препятствий. Во-первых, отмечает Елена Андрианова, российские заказчики пока не готовы доверить свои данные внешней стороне. Во-вторых, ряд законов, таких как ФЗ-152 «О персональных данных», препятствуют этой возможности. В-третьих, у нас просто не сформировано качественное предложение публичных «облачных» сервисов.

Виртуализация


Рынок виртуализации активно развивался в последние 2-3 года, и сейчас, формально, бум развития почти завершен. Виртуализация перестала быть чем-то новым и непонятным. Скорее, она становится уже стандартной составляющей ИТ-ландшафта. В преддверии миграции на «облачные» технологии виртуализация получает новый стимул, поскольку является обязательным условием построения «облаков».

«По нашим оценкам, около 30 % компаний крупного сегмента внедряют средства виртуализации, при этом около 85-90% проектов приходится на виртуализацию серверов, а 10-15% – на виртуализацию рабочих мест, — говорит Елена Андрианова. — Но в целом, мы не ждем каких-то скачков в 2012 году – продолжится динамичный рост по таким направлениям, как виртуализация серверов, рабочих станций и приложений».

КИС


Рынок корпоративных информационных систем в 2011 году по отношению к 2010 году продемонстрировал хорошую динамику. В компании КРОК, например, отмечают, что число проектов, связанных с оказанием услуг по внедрению корпоративных ИТ-систем в 2011 году выросло более чем на 40%. В «Астерос» говорят о росте порядке 19-20%.

«По нашим оценкам во всех областях был ощутимый рост, но чуть быстрее остальных росли решения по системам мониторинга и управления ИТ-инфраструктуры, системам информационной безопасности, виртуализация (включая виртуализацию рабочих мест). Например, один из крупнейших банков внедрил подсистему виртуализации рабочих станций в рамках проекта по созданию единого распределенного контакт-центра», — говорит Дмитрий Ведев.

Сегмент мобильных решений пока находится в начале своего развития. Рост, конечно, есть, но в абсолютных цифрах объем пока невелик.

«Заказчики в основном присматриваются к этим решениям, тестируют и пилотируют некоторые из них. Были и интересные проекты, например, в «РОСНАНО» реализована система, которая позволяет во время совещания и презентаций передавать представляемые данные на планшеты iPad участников этих мероприятий. В данном направлении мы ожидаем существенного роста в перспективе ближайших 2-х лет», — прокомментировал Игорь Малышев, руководитель направления инфраструктурных программных решений компании КРОК.

Количество проектов по внедрению решений САПР/PLM/ в промышленных предприятиях в 2011 году по отношению к 2010 году определенно возросло, кроме того, изменился и их масштаб. Основу дискретной промышленности в России составляют крупные предприятия и корпорации, которые, к тому же, активно поддерживаются рядом целевых государственных программ. И когда мы говорим о полномасштабных внедрениях PLM системы, это, в первую очередь, очень крупный бизнес. В то же время, такие новые технологии, как «облачные» вычисления, становятся доступнее для небольших компаний (проще внедрять и использовать, требования к аппаратному обеспечению тоже снижаются). Это дает стимул для развития и СМБ-сегмента.

«Руководители отечественных промышленных предприятий стали понимать, что с помощью бизнес-платформ класса PLM возможно решить многие проблемы дискретной промышленности, а также ускорить вывод продукта на рынок, снизить затраты, увеличить рентабельность, улучшить пост-продажное обслуживание. И для успешного внедрения необходимо не только осуществить построение единой информационной среды, но и провести реорганизацию процессов, разработать новые стандарты и пр.», — прокомментировал Александр Тасев.

Прогнозы


В 2012 году развитие ИТ-рынка продолжится. Естественно, если не произойдёт новых экономических потрясений.

«Можно ожидать появления новых более узкоспециализированных продуктов, а также готовности средних и малых предприятий к большим вложениям в ИТ-направления. Государство продолжит оставаться одним из ключевых заказчиков ИТ-отрасли. Кроме того, можно ожидать выхода на наш рынок новых иностранных компаний, заинтересованных в нашем рынке. Не исключено увеличение числа совместных предприятий между нашими и иностранными ИТ-компаниями», — полагает Анна Мишутина.

Кроме того, вступление в ВТО может открыть новые возможности для экспансии российских ИТ-компаний на рынки стран СНГ и стран дальнего зарубежья.

Центральный федеральный округ