In English

Целевая подготовка специалистов для создания и эксплуатации СКС

01.02.2012, Семенов Андрей
Издание: Вестник связи
СКС с полным правом может считаться сложным инженерным сооружением, проектирование, создание и эксплуатация которого в обязательном порядке требует от технических специалистов профессиональной квалификации и инженерного уровня знаний. Основы необходимой для этого специальной подготовки могут быть получены различными путями, но целесообразнее всего обучаться в учреждениях высшего профессионального образования.

Эффективная деятельность предприятия в любой отрасли народного хозяйства невозможна без организации на нем информационной системы. Данный инфраструктурный компонент современного общественного здания берет на себя ряд важнейших функций, а его наличие существенно повышает производительность труда управленческого и инженерного персонала, освобождая их от рутинных операций. Кроме того, информационные системы в массовом масштабе начинают использоваться в жилом фонде, например, в рамках реализации концепции умного дома.

Физический уровень подобных объектов можно реализовывать на различных принципах, однако в силу ряда причин для этого чаще всего используется структурированная кабельная система (СКС).
Масштабы жилых и общественных зданий таковы, что даже средняя СКС является комплексным объектом, в составе которого насчитывается несколько тысяч отдельных компонентов весьма развитой номенклатуры. С полным правом СКС может считаться сложным инженерным сооружением, проектирование, создание и эксплуатация которого в обязательном порядке требует от технических специалистов профессиональной квалификации и инженерного уровня знаний. Основы необходимой для этого специальной подготовки могут быть получены различными путями, но целесообразнее всего обучаться в учреждениях высшего профессионального образования.

Качественные изменения условий реализации проектов построения СКС


За истекшие два десятка лет в нашей стране в области СКС были достигнуты большие успехи. Так, в середине 90-х годов прошлого века доля российского рынка для подавляющего большинства ведущих мировых производителей СКС не превышала 5 % от общих оборотов. Осенью ушедшего года маркетологи Fluke Networks, производителя тестирующего оборудования, за основу стратегии работы принимали цифру 4 млн. ежегодно инсталлируемых портов. Таким образом, они считали рынки России и Франции эквивалентными по емкости. При этом отдельно отмечалась перспективность нашего рынка, поскольку скорость его роста в разы превышает аналогичные рынки промышленно развитых стран и в середине прошедшего десятилетия иногда была более 10 %.

Большое значение имеет и то, что по сравнению с серединой 90-х годов прошлого столетия доля кабельной системы в общем объеме затрат, неизбежно направляемых на реализацию информационной системы предприятия, заметно возросла. Свою роль тут сыграли два обстоятельства:
  • несмотря на существенное наращивание функциональных возможностей техники ЛВС, произошло резкое, исчисляемое разами падение стоимости порта активного сетевого оборудования, что определяется достижениями микроэлектронной промышленности;
  • в то же время наблюдается многократное увеличение средних мировых цен на медь, сталь и нефть, которые представляют собой основные сырьевые компоненты для производства кабелей различных видов и коммутационной техники, фактически полностью определяя себестоимость их изготовления.
Прямым результатом накопившихся изменений стало то, что качественное проектирование, а также грамотное строительство и эксплуатация СКС, т.е. вопросы, прямо определяемые человеческим фактором и профессиональной квалификацией персонала, начинают приобретать решающее значение для эффективности всей информационной системы. Пренебрежение ими имеет своим прямым следствием значительные финансовые потери.

Оценка потребности в подготовке специалистов


Замечательным свойством СКС, как технического объекта, является ее очень хорошая обусловленность. Под последним понимается, что структура кабельной системы и схема ее построения, количество компонентов, необходимых для реализации, продолжительность строительства и другие, важные для проекта характеристики изначально очень точно задаются единственным параметром, которым является число портов.

Указанный ранее общий объем рынка в 4 млн. портов ежегодно позволяет оценить задействованные на нем трудовые ресурсы и определить хотя бы порядок объемов их подготовки.
Инсталляция СКС среднего и, тем более, крупного масштаба осуществляется со скоростью 1 — 1,5 порта за нормальный рабочий день одного монтажника, т. е. в стране непосредственно установкой кабельных систем занимаются около 10 тыс. специалистов нижнего звена. Опыт реализации проектов свидетельствует, что соотношение между специалистами с начальным и инженерным уровнями знаний составляет примерно 7 к 1. Таким образом, в стране работает примерно 1,5 тыс. инженеров, фокусной областью деятельности которых является СКС. С учетом естественной текучести кадров (переход на работу в отрасли, несвязанные с ИТ и телекоммуникациями, выход на пенсию, естественная убыль в трудоспособном возрасте и т. д.), который может быть оценен величиной 3 %, получаем число востребованных специалистов в несколько десятков человек. Данную цифру можно смело увеличить в несколько раз с учетом того, что далеко не каждый выпускник вуза, имеющий знания по указанной тематике, будет работать в данной области.

Нагрузка на систему образования значительно снижается за счет прихода на инженерные должности самоучек, которые постигают азы техники СКС методом самообразования, на курсах вендоров и в процессе работы на реальных объектах. По данным кадровой службы компании «АйТи», ими заполняются имеющиеся вакансии примерно на две трети.

Результатом совместного действия этих разнонаправленных факторов становится объективная потребность в ежегодной подготовке примерно 200 — 300 молодых специалистов уровня бакалавр — инженер — магистр, обладающих системными знаниями в области техники СКС.

Основная проблема постановки курса обучения


Известно, что подавляющее большинство задач практически в любой области человеческой деятельности решается намного проще при наличии прототипа или аналога. Фактически это означает сведение задачи к уже известной и хотя бы частично решенной ранее. Применительно к образовательной деятельности данное положение трансформируется в тезис, что при наличии в стране соответствующей школы подготовка кадров во многом упрощается.

Воспользоваться указанным приемом в области СКС можно с существенными оговорками, так как в данной области наблюдаются две разнонаправленные тенденции.

С одной стороны, подготовка инженерно-технических кадров по СКС в СССР не велась и не могла вестись в принципе. В основе такого положения дел лежали следующие причины:
  • первые СКС реально появились только в 1991 г., что совпало с моментом перехода народного хозяйства нашей страны на новый тип экономических отношений;
  • сами СКС изначально находились и находятся сейчас за пределами сети связи общего пользования, которая целевым образом изучалась в вузах связи и на специализированных факультетах институтов других отраслей народного хозяйства (например, в вузах, выпускающих специалистов для железнодорожного транспорта и кабельной промышленности);
  • для учебных заведений, готовящих специалистов в области компьютерной техники, вопросы кабельных телекоммуникаций естественным образом не являлись профильными, и варианты реализации физического уровня ЛВС и иных информационных систем локального характера рассматривались вскользь без детализации и подробного разбора их основных свойств.
Тем не менее, недостаток возможности прямого заимствования в значительной степени вполне может быть скомпенсирован обращением к опыту смежных областей. На роль такого «спасательного круга» годятся наработки отечественной школы кабельной техники и систем передачи информации.

Необходимость учета сразу двух специализаций определяется тем, что нижний уровень информационной системы образует сложный комплекс из пассивной и активной составляющих.
Имеющиеся базовые сведения нуждаются в модернизации с привлечением достижений в области построения сложных технических систем, что требует дополнительных ресурсов на этапе постановки курса.

Отдельно укажем, что любой производитель СКС проводит обучение своих партнеров, которое обычно продолжается два-три дня. Однако эти курсы рассчитаны на монтажников и имеют очень высокую рекламно-маркетинговую составляющую. В своей содержательной части проводимые занятия сводятся к обзору каталога с рекомендациями по применению включенных в него компонентов, показу некоторых элементарных приемов монтажа симметричных и оптических трактов и рассмотрению правил гарантийной поддержки. Фактически курсы дают ответы на некоторые элементарные вопросы из области «как?», не отвечая на главный — «почему?», т. е. изначально не соответствуют основной функции высшей школы.

Мало чем может помочь отрасли и самоподготовка. Опыт отечественного вечернего и особенно заочного образования наглядно свидетельствует, что метод самообучения при прохождении вузовского курса обладает ограниченной эффективностью. Он может быть рекомендован преимущественно дипломированным специалистам, которые уже имеют необходимый фундамент профессиональных знаний и соответствующий опыт работы.

Особенности построения курса обучения


Аналогично большинству специализированных курсов, в процессе обучения проводятся все виды занятий. Курс предполагает наличие базовых знаний и опирается на изученные ранее базовые дисциплины в области систем передачи информации и линейных сооружений проводной связи.

Основные особенности курса обучения определяются преимущественно теми характерными чертами СКС, которые отличают эту разновидность кабельной техники от физического уровня сетей связи общего пользования.

Первой из таких особенностей является необходимость использования очень больших объемов симметричных кабелей. Горизонтальная подсистема СКС строится без использования оптических кабелей, что определяется очень небольшими дальностями передачи сигналов (в среднем чуть меньше 40 м).

На таких длинах основные преимущества оптических решений, в том числе их «широкополосная дальнобойность», не могут использоваться. Зато проявляются такие недостатки оптики, как сложность монтажа и некоторая эксплуатационная капризность, невозможность организации дистанционного питания оконечных пользовательских устройств, в том числе быстро набирающих популярность IP-телефонов и др. Основным же аргументом в пользу массовой инсталляции симметричных кабелей является отсутствие потребности наращивания скорости передачи свыше 100 Мбит/с даже в отдаленной перспективе и значимо меньшая стоимость реализации.

В области оптических решений, фокусной областью применения которых являются линии магистральных подсистем, для практики значимы большие объемы применения многомодовой техники. Это определяет возможность достижения лучших экономических характеристик на коротких линиях за счет использования более дешевых излучателей типа VCSEL-лазеров с рабочей длиной волны 850 нм. Более того, при построении промышленных СКС широко применяются кварцевые и кварц-полимерные волокна, что дополнительно подтверждается их выделением в отдельные классы. Обращение к этой технике дает возможность радикальным образом решить проблему гальванической развязки активного сетевого оборудования и на практике реализовать концепцию прозрачного предприятия.

Несмотря на плотную идеологическую и техническую связь с сетями связи общего пользования СКС обладают рядом значимых технических особенностей, не имеющих прямых аналогов. Соответственно, в процессе подготовки специалистов им уделяется повышенное внимание. К таковым разделам относятся системы интерактивного управления, системы дистанционного питания класса РоЕ в трех их основных разновидностях, а также правила администрирования.


Состояние в области высшего образования


Большая потребность в инженерно-технических кадрах, обладающих специальными знаниями в области техники СКС, была в полной мере прочувствована высшей школой еще на рубеже веков. Результатом понимания потребности народного хозяйства в подготовке таких кадров стало то, что с большей или меньшей степенью данное направление развивалось во всех российских технических университетах связи и в некоторых других учебных заведениях, занимающихся смежными вопросами.

Наиболее серьезных достижений в данном вопросе добился Московский технический университет связи и информатики.

В 2008 г. совместно с компанией «АйТи» при факультете «Сети и системы связи» была открыта базовая кафедра «Структурированные кабельные системы». В процессе обучения проводятся все виды занятий, студенты проходят практику.

Центральный федеральный округ