In English

ИТ-аутсорсинг: кризис как источник его развития

10.04.2012, Ермолов Вячеслав
Издание: КоммерсантЪ Башкортостан. Уфа
Еще лет пять-семь назад многие компании не относились серьезно к аутсорсингу и считали его очередным модным веянием. Однако в последние годы ситуация заметно изменилась – многие из тех, кто раньше даже не рассматривал возможность передачи определенных процессов на аутсорсинг, активно используют эти услуги и не собираются от них отказываться. И если бы не мировой кризис, который внес свои корректировки, спрос на эти услуги только бы возрастал. Однако в 2009-2010 гг. многие компании ради экономии вынуждены были перейти на обслуживание систем своими силами. 

А поскольку «львиная доля» рынка ИТ-аутсорсинга в России приходится именно на сопровождение информационных систем и/или их элементов, базового оборудования и пользователей, то, естественно, в указанные годы наблюдался если не спад, то существенное замедление. Фактически этот сегмент рынка в течение двух лет «топтался» на месте и не развивался. Однако, как показывают результаты 2011 года, ситуация уже изменилась в лучшую сторону. Заказчики вновь стали инвестировать в развитие ИТ-инфраструктуры и информационных систем, а рутину передавать внешним провайдерам.

Однако не все так хорошо, как может показаться на первый взгляд. Есть ряд сдерживающих факторов, влияющих на развитие рынка аутсорсинга в России. И как это ни парадоксально, одним из таких факторов является элементарное незнание, которое зачастую порождает страх перед чем-то непривычным, новым. До сих пор немало ИТ-руководителей (особенно в регионах) твердо убеждены в том, что если руководство ставит задачи по переходу на аутсорсинг, то это снижает их ценность для организации и является предвестником замены. Естественно, это не так! Напротив, при передаче определенных задач на аутсорсинг именно от ИТ-директора требуется глубокое понимание и серьезная проработка всех вопросов, в том числе составление требований со стороны бизнеса, обязательное детальное согласование уровня сервисного обслуживания. Ведь фактически аутсорсинг работает только в том случае, когда его эффективность прозрачна и понятна не только ИТ, но и основному заказчику, коим без сомнения является бизнес.

Другой фактор, тормозящий рынок аутсорсинга, можно охарактеризовать как временной. Международный опыт показывает, что эффективность использования ИТ-аутсорсинга наиболее очевидна в случаях, когда заключаются контракты сроком более чем на 3 года. Такой временной период дает возможность поставщикам качественно выполнять свои обязательства перед заказчиком, а ему оптимизировать затраты на ИТ-услуги в целом. И если коммерческим организациям чисто теоретически решить данный вопрос можно, то в случае с госсектором возникает просто патовая ситуация. Дело в том, что контракты для госучреждений в большинстве своем ограничены рамками годового бюджета и поэтому зачастую не представляют интереса для провайдера аутсорсинговых услуг, поскольку за такой короткий срок они себя просто не окупят. Разговоры о том, что сложившуюся ситуацию надо менять, идут уже не один год, но пока никаких существенных преобразований не происходило.

А еще рынок аутсорсинга – это рынок капитала, рынок «длинных» денег. И с этим в России опять же возникают очень большие проблемы. Провайдеры, принимая какую-то услугу на аутсорсинг, прежде всего должны понимать и быть готовы к тому, что придется в это инвестировать. И инвестировать немалые суммы. Проще говоря, первая транзакция, с которой начинается ИТ-аутсорсинг, – это выкуп соответствующей инфраструктуры у заказчика. И это не только оборудование, работоспособность которого надо обеспечивать. Это прежде всего люди, которым надо будет платить заработную плату, обеспечивать их работой, участвовать в их развитии и профессиональном росте.

Но, несмотря на все это, как отмечалось вначале, сейчас рынок ИТ-аутсорсинга в России испытывает подъем. И этому, наряду с благоприятной экономической ситуацией, в немалой степени способствует активное развитие рынка «облачных» решений и услуг, выступающего неким катализатором. Скорее всего, заметное влияние окажет и то, что Россия в ближайшее время станет полноправным членом ВТО, а это в свою очередь снимет определенные барьеры, стоящие перед крупными транснациональными системными интеграторами. Таким образом, понятие ИТ-аутсорсинга в настоящее время – это больше, чем сервис в терминах «поставщик – заказчик» для передовых компаний. Это доверие к экспертизе, призванное обеспечить функционирование бизнес-процессов в долгосрочном сотрудничестве.

Вячеслав Ермолов, директор департамента техподдержки и аутсорсинга, компания АйТи

Кнопка жизни
Центральный федеральный округ