In English

Год возврата

30.03.2012, Рагимова Светлана
Издание: КоммерсантЪ
В прошлом году оборот российского ИТ-рынка вернулся на докризисный уровень, показав рост около 20% по сравнению с 2010 годом. Прогнозы на этот год — умеренно оптимистичные. Эксперты говорят о новых трендах, вовремя заметив которые можно не просто остаться на коне, но и поймать удачу за хвост.


Назад в будущее


Экономические трудности стран Европы и проблемы финансовой системы США в начале 2011 года заставили российский ИТ-рынок ожидать ухудшения ситуации и готовиться к свертыванию ИТ-бюджетов. "Такой настрой был закономерен: из опыта 2008 года мы вынесли, что кризис на глобальных финансовых рынках быстро сказывается на российской экономике и первое, что сокращают российские компании,— это расходы на сервисные подразделения, к которым относится ИТ-поддержка бизнеса",— говорит Сергей Корнеев, управляющий директор системного интегратора "Техносерв". Однако экономическая ситуация в стране сохранила стабильность. А прошлый кризис показал клиентам, что успешнее всего его преодолели предприятия, не урезавшие ИТ-бюджеты, а, наоборот, сделавшие ИТ драйвером своего развития.

Индустрия информационных технологий восстанавливается по всему миру. Исследование IDC показывает, что наибольший рост по-прежнему демонстрируют страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Комментирует старший аналитик IDC Исмаил Белов: "Российский ИТ-рынок достиг своего рекордного значения и преодолел последствия мирового финансового кризиса. Объем рынка превысил $30 млрд. Для сравнения: в 2008 году, когда рынок достиг своего предкризисного максимума, его размер составлял около $25 млрд".

"Я вижу несколько драйверов такого роста,— объясняет Тагир Яппаров, генеральный директор компании "АйТи".— Во-первых, за три кризисных года сложился значительный отложенный спрос на обновление существующих корпоративных ИТ. В 2011 году наконец-то стартовали отложенные ранее проекты, заказчики приступили к модернизации отслужившего свой срок оборудования, начали или возобновили внедрение новых информационных систем. Во-вторых, корпоративный сегмент ИТ-рынка начал активно присматриваться к таким новым решениям и технологиям, как "облачные" системы, корпоративная мобильность и проч., а где-то продуктивно их использовать. Все это привело к взрывному росту в целом ряде сегментов рынка. В-третьих, развитие ИТ как в корпоративном, так и в потребительском сегментах активно подстегивает мобильная революция — появление планшетов и смартфонов нового поколения, которые становятся альтернативным традиционным компьютерам средством доступа к информационным системам". Это приводит, например, к активному росту сегмента решений для обслуживания мобильных клиентов, таких как мобильный банкинг, публичные "облачные" сервисы, электронные госуслуги и др.

По мнению Андрея Черемных, президента группы "Астерос", особенно успешным прошлый год был для сегмента ИТ-услуг: "По нашим оценкам, рост этого сегмента по сравнению с 2010 годом составил порядка 20% и его объем превысил $5 млрд. Итог: в денежном эквиваленте ИТ-услуги восстановились до докризисного уровня. Значительную часть потребления в этом сегменте образуют государственные заказчики".

Директор по развитию бизнеса компании ФОРС Николай Зезюлинский отмечает, что в предыдущие два-три года бюджеты на автоматизацию у большинства заказчиков стремительно сокращались и проекты сворачивались, зато сейчас наблюдается существенное оживление рынка ИТ-услуг и рост спроса на новые сервисы — "облачные" технологии или SaaS-решения. "На наш взгляд, можно говорить о росте рынка на уровне 20-25%, что объясняется улучшением экономической ситуации, возобновлением ряда ранее замороженных проектов и общей политикой государства, направленной на поддержку проектов по информатизации",— добавляет он.

Также эксперты отмечают повышение интереса к комплексным инфраструктурным проектам, нацеленным на создание комфортных условий для жизни в городах. Сюда можно отнести проекты создания интеллектуальных транспортных систем, комплексных систем обеспечения безопасности и быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации, автоматизации ЖКХ и пр. Георгий Генс, президент группы компаний ЛАНИТ, добавляет: "Наконец-то информационные технологии стали достаточно активно проникать в государственное управление. В уходящем году было много сделано для реализации программы "Информационное общество". Электронное правительство заработало на федеральном уровне. Продолжил работу портал государственных услуг. Был запущен портал государственных и муниципальных закупок, и мы очень гордимся тем, что именно специалисты ЛАНИТ разработали программное обеспечение для этого сложнейшего крупномасштабного проекта".

Ни для кого не секрет, что, как и в прошлые годы, госсектор остается для ИТ-компаний главным заказчиком и локомотивом развития отрасли в целом. "Представляется, что эта тенденция будет только усиливаться вместе с усилением роли государства",— говорит господин Зезюлинский. С ним соглашается Андрей Черемных: "Если говорить о рынке клиентов, то государство сохранит свою заметную роль в качестве заказчика. Связано это и с новым витком интереса к информатизации государственных услуг. Кроме того, именно госсектор инициирует масштабные проекты развития инфраструктуры в нашей стране, такие как олимпийский Сочи. Подобные проекты влекут за собой развитие рынка ИТ в целом, так как они состоят из целого комплекса задач и по части построения инженерных систем, интеграции, безопасности и других проектов".

Железная экономика


Помимо зависимости от государственных заказчиков у российского ИТ-рынка есть и другие уязвимые места. Господин Белов напоминает: "Российский рынок ИТ менее развит, чем европейский и американский, поэтому и модель его развития отличается от западной. В структуре российского рынка ИТ безоговорочно доминирует оборудование, его доля в общем объеме российского рынка составила 70% (ПО — 11%, ИТ-услуги — 18%), тогда как для более развитых рынков характерна обратная пропорция".

Прошлый год навсегда войдет в историю как год начала практического применения "облаков" в России. Николай Прянишников, глава российского офиса Microsoft, рассказывает: ""Облака" стали реальностью в России. Эта тема давно обсуждается, но, на мой взгляд, 2011 год можно назвать годом "облака" в нашей стране. Я бы сказал, что фаза дискуссий прошла и началась фаза бизнеса". "Ростелеком" создает национальную "облачную" платформу. На рынке появляется все больше "облачных" сервисов, все больше заказчиков начинают пробовать технологию для своих бизнес-задач. Серьезный рост показали проекты по построению частных "облаков". Александр Микоян, генеральный директор НР в России, добавляет: "Согласно аналитическим исследованиям, руководители как коммерческих организаций, так и госучреждений признали основной моделью работы предприятия гибридную модель доставки услуг. Они считают, что к 2015 году 18% ИТ-услуг будут доставляться через общее "облако" и 28% — через частное. Все остальные услуги будут предоставляться традиционными способами — силами самого предприятия, посредствам аутсорсинга либо при помощи комбинации этих моделей. НР была первой компанией, предложившей гибридную модель предоставления услуг на рынке".

Из глобальных тенденций вендоры отмечают рост потоков и объемов неструктурированной информации, которой нужно управлять и эффективно обрабатывать. Господин Микоян ссылается на аналитические исследования, которые говорят, что в ближайшее десятилетие будет создано около 50 трлн ГБ информации: 25 млн приложений, 31 млрд мобильных устройств. "Это направление, которое сегодня принято называть Big Data, имеет большой потенциал развития, так как меняется подход к работе с информацией",— отмечает глава российского офиса НР. Кирилл Корнильев, генеральный директор IBM в России и СНГ добавляет, что этот тренд появился сравнительно недавно, но уже влияет на развитие всего спектра ИТ-решений. "Как бизнес-компании, так и госсектор столкнулись с задачами, связанными с хранением и обработкой больших объемов разнородных данных и аналитикой в режиме реального времени. Поскольку спрос на решение подобных задач уже назрел, в ближайшее время можно ожидать высоких показателей роста этого сегмента",— говорит господин Корнильев.

Улыбаемся и машем


Прогнозы аналитики и участники рынка дают хотя и с осторожностью, но вполне оптимистичные. "Если в 2012 году не произойдет никаких глобальных потрясений, то мы прогнозируем умеренный рост, не выходящий за рамки успешного 2011-го,— рассказывает господин Белов.— На фоне поствыборных усилий правительства по стабилизации обстановки в стране возрастет уверенность потребителей, это положительно повлияет как на экономическую ситуацию в целом, так и на покупательскую способность населения. Свободные средства будут активно инвестироваться, что поспособствует выходу на рынок ожидаемых новинок в массовом и корпоративном сегментах. Также возможно появление на рынке новых игроков.

В рамках корпоративного рынка IDC видит повышение доверия к аутсорсингу со стороны российских заказчиков. На потребительском рынке, по мнению аналитиков, будет продолжаться рост популярности ультрапортативных ноутбуков и планшетов, увеличится доля смартфонов по сравнению с обычными телефонами. "Массового внедрения планшетов в бизнес-среду пока не ожидается, но возможны единичные примеры внедрения, в том числе с использованием собственного оборудования сотрудников",— добавляет господин Белов.

Андрей Черемных говорит, что в случае позитивного сценария по итогам 2012 года рынок ИТ-услуг выйдет на уровень $6,1 млрд, увеличившись на 25%. "По нашим ожиданиям, сегмент системной интеграции и ИТ-консалтинга покажет уверенный рост около 23%,— рассказывает он.— Сектор внедрения бизнес-приложений прибавит почти на 17%. Рост будет происходить в основном за счет внедрения корпоративного ПО, направленного на поддержку отдельных блоков — бизнес-аналитика, логистика и пр.— или сугубо отраслевых бизнес-процессов, как, скажем, биллинг в энергетике. При этом на пике роста останется безопасность, направление мобильности в разных видах". Глава "Астероса" считает, что ИТ-аутсорсинг покажет наиболее скромный рост. "Все дело в том, что аналитики и эксперты пророчат ИТ-аутсорсингу радужные перспективы из-за развития "облаков". Однако в нашей стране в основном развиваются частные "облака", которые не относятся к аутсорсингу. Это, во-первых. А во-вторых, во всем мире потребителем ИТ-аутсорсинга, и в частности "облаков", в большей массе являются предприятия SMB. В России же вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП около 20%. Поэтому маловероятно, что интерес малого и среднего бизнеса взорвет российский ИТ-аутсорсинг",— комментирует Андрей Черемных.

По словам Сергея Корнеева, главными заказчиками по отраслям будут оставаться телекомы, ТЭК, банки, ритейл: "В телекомах ИТ-проекты будут направлены на повышение EBITDA, внедрение систем, позволяющих контролировать неудержимый рост трафика в сетях — первый этап как раз такого проекта по трафик-менеджменту мы завершили в МТС. Также акцент будет сделан на внедрение систем с дополнительными уникальными сервисами для абонентов, что позволяет решить ключевую задачу операторов — оставить доходы абонентов у себя, не отдавая их контент-компаниям, таким как, например, "Яндекс"". Также он предполагает, что интересным трендом 2012 года станут проекты в промышленности и энергетике, основанные на автоматизации ключевых технологических процессов, а также по созданию новых и реконструкции существующих мощностей. "Кроме того, значительное количество российских заказчиков "Техносерва" (как госведомства, так и коммерческие структуры) ставят перед нами задачу контроля работы инфраструктуры в разрезе качества оказываемых услуг (SQM — Service Quality Management). Как правило, речь идет о качестве ИТ-услуг. SQM-системы являются зонтичными, для их реализации необходимо внедрение ряда систем, таких как системы управления неисправностями (Fault Management), системы управления производительностью (Performance Management), включая подсистемы управления производительностью приложений (Application Performance Management)",— добавляет господин Корнеев. В прошлом году оборот российского ИТ-рынка вернулся на докризисный уровень, показав рост около 20% по сравнению с 2010 годом. Прогнозы на этот год — умеренно оптимистичные. Эксперты говорят о новых трендах, вовремя заметив которые можно не просто остаться на коне, но и поймать удачу за хвост.

Кнопка жизни
Центральный федеральный округ