In English

АйТи начала подготовку к IPO

15.09.2016
Издание: Tadviser.ru

АйТи начала подготовку к IPO
Через три года АйТи рассчитывает провести первичное размещение акций (IPO) на российской бирже, рассказал в интервью TAdviser в сентябре 2016 года председатель совета директоров ГК АйТи Тагир Яппаров. Отсутствие капитализации и публичности, по его словам, не позволяет привлекать деньги и планировать долгосрочное развитие - доступ к капиталу сложный, кредиты дорогие. На биржу АйТи планирует выводить набор бизнесов, связанных с производством программного обеспечения, услугами тестирования и заказной разработки ПО.

По состоянию на 2016 год в группу входят производители ПО «Логика бизнеса», «Логика BPM», MobilityLab, «БОСС. Кадровые системы», «Информационные системы и стратегии» (ИСС), а также компания «Аплана», занимающаяся тестированием и заказной разработкой.

Оборот софтверного бизнеса в 2015 году, по словам Яппарова, превзошел 50% от общей выручки группы, превысившей 8 млрд рублей. Чтобы выйти на рынок капитала, нужно иметь оборот не меньше $100 млн (около 6,5 млрд по состоянию на 15 сентября 2016 года), считает он.

«Мы планируем через три года иметь такой объем выручки по софтверному бизнесу и активно думаем на тему слияний-поглощений. Может быть, построим более агрессивную стратегию на этом направлении. У нас есть и хороший портфель, и стратегия, и есть динамика. Мы понимаем, что можем этого достигнуть, - отмечает Яппаров»

Стоимость софтверного бизнеса, по оценкам руководителя ГК АйТи, может составить 1,5-2 оборота: «Такие оценки мы применяем, понимая, как работают аналогичные оценки в Восточной Европе – в Польше, например, все основные игроки капитализированы».

На пути к размещению в АйТи планируют доработать стратегию («довести ее до понятного рынку вида»), привести организационную и юридическую структуру компании к требованиям в соответствие со стратегией, создать историю аудированной отчетности.

«Все говорят, что это сама по себе дорогая задача. Но мы видим в этом стратегию. Мы считаем, что компания имеет потенциал для более публичного, открытого движения и это даст новые возможности,- говорит Яппаров »

Задачи, связанные с выходом на биржу, непростые, добавляет он, оговариваясь, что в России таких успешных примеров нет, и «если на биржу выйдет одна компания, ее никто нормально не оценит».

«Поэтому это история для рынка, а не только для нас. В целом доверия к российским ИТ-компаниям у инвесторов пока не хватает. Когда мы рассказываем о наших планах, первая реакция негативная: «Никто инвестировать не будет, оценки будут низкими». Поэтому мы говорим, что компаний должно быть как минимум 10. И я считаю, что это критически важно для индустрии. Некапитализированные компании не могут развивать индустрию, не могут думать о технологиях на 5 – 10 лет вперед»

Ранее в сентябре 2016 года TAdviser писал о том, что возможность проведения IPO также рассматривают акционеры IBS. С 2009 года на биржу собирается «1С», 9% которой в 2011 году купил инвестиционный фонд Baring Vostok.

Яппаров считает, что для развития рынка появление публичных компаний является принципиальным фактором.

«Фрагментированность рынка и малое число таких игроков – это проблема. Капитализированность еще важна тем, что делает компанию прозрачной. Сейчас потребители знают о нас очень мало. Доверия не возникает. Публичность формирует другое понимание нашего бизнеса, видение стратегии, прогнозы – что будет с нами через 10 лет»

Гендиректор «Новых облачных технологий» Дмитрий Комиссаров пожелал АйТи удачи и отметил важность этого шага для рынка, но высказал мнение, что выгоднее было бы выводить на биржу отдельные компании.

Стоимость «Апланы» он оценивает в 1,5-2,5 оборота, а производителей коробочного ПО - в 5-6 оборотов. Проводить IPO имеет смысл при достижении выручки уровня $100 млн, соглашается он, но в случае размещения отдельных компаний каждую из них придется растить как минимум до этого уровня.

Аналитик «Открытие капитал» Александр Венгранович также считает оценку стоимости АйТи адекватной, но указывает, что инвесторы в том числе смотрят на прогнозные темпы роста.

«Если у них амбициозные планы по росту выручки, и они смогут их объяснить, то оценка выглядит адекватной. Нужно понимать, что у российского рынка объем довольно ограниченный, и с учетом кризиса даже в перспективных сегментах ИТ-рынка есть проблемы, связанные с тем, что корпоративный сегмент продолжает сокращать свои затраты на ИТ. В таких условиях перспективы роста ограниченные. Чтобы показать инвесторам хорошую историю, хорошо, когда у компании есть иностранные клиенты. Это может обеспечить ей дополнительный рост»

В то же время, для бизнеса с оборотом $100 млн, считает Венгранович, логичнее смотрелось бы не IPO, а продажа доли или какому-то стратегическому инвестору, или фонду, который при росте бизнеса впоследствии был бы готов выйти на IPO вместе с компанией.

В том, что IPO для активно растущих ИТ-компаний - основной рычаг развития, уверен Сергей Мацоцкий, председатель правления IBS. Перспективы IPO АйТи он оценивать не берется: это очень сильно зависит от состояния экономики в России и реальной конкурентной среды, а «пока с этим все развивается не в лучшую сторону - «огосударствление»бизнеса продолжается».


Кнопка жизни
Центральный федеральный округ