In English

IT-услуги банковскому сектору: рейтинг поставщиков

15.06.2012
Издание: Digit.ru
Оборот от проектов по предоставлению услуг банковскому сектору в 2011 году составил 59,3 миллиарда рублей. Тройка лидеров сосредотачивает больше половины, а пятерка лидеров - почти три четверти общего объема выручки от проектов по предоставлению услуг банковскому сектору.

Издание о высоких технологиях Digit.ru и эксперты Центра экономических исследований "РИА-Аналитика" представили рейтинг 20 крупнейших IT-компаний России в сфере предоставления услуг банковскому сектору по итогам 2011 года. Исследование основывается на данных, предоставленных участниками рынка.

Оборот от проектов по предоставлению услуг банковскому сектору в 2011 году составил 59,3 миллиарда рублей. Тройка лидеров сосредотачивает больше половины, а пятерка лидеров - почти три четверти общего объема выручки от проектов по предоставлению услуг банковскому сектору. Лишь две компании из двадцати представляют немосковский регион (одна - из Санкт-Петербурга, вторая - из Казани). Согласно экспертным оценкам (хоть и не во всем совпадающим), в 2011 году наблюдался тренд роста IT-бюджетов, которые выросли в среднем на 16%.

Банковский сектор традиционно является активным потребителем IT-решений и услуг - для банков IT являются практически средством производства.

Банки становятся все более клиентоориентированными, что вынуждает их не только активно использовать информационные технологии, но и внедрять инновационное ПО, без которого невозможно быстрое принятие решений при обслуживании клиентов.

Тренд на эффективность


Одной из главных тенденций прошлого года большинство экспертов называет повышение эффективности бизнеса. Сергей Анохин, вице-президент, заместитель директора финансового департамента банка ВТБ24 считает, что эффективность, скорость и гибкость изменений становятся все более важными среди факторов успеха в бизнесе, и широкое использование IT способствует этому в значительной степени.

Говоря о тренде эффективности бизнеса, генеральный директор компании КРОК Борис Бобровников отметил, что считает его основным драйвером роста 2011 года в банковском секторе. Он подчеркнул, что банки - не единственная отрасль, где данный тренд носил явно доминирующий характер: повышение эффективности бизнеса было основным требованием в ритейле, финансовых организациях, телекоме. "В банковском секторе это выражалось в оптимизации управления ресурсами, сокращении операционных и капитальных затрат", - сказал Бобровников. Он также добавил, что интерес у заказчиков был и к решениям по повышению эффективности бизнес-процессов: аналитический CRM, управление маркетинговыми кампаниями, системы по управлению трудозатратами, а также решения на базе интеграционной платформы.

Председатель совета директоров компании "Диасофт" Александр Глазков также считает, что для успешного развития в условиях жесткой конкуренции сегодня приходится работать значительно эффективнее, чем вчера. "BI-решения, системы управленческой отчетности помогают бизнесу при наименьших затратах получать наибольшую прибыль. Принятие эффективных управленческих решений обеспечивает эффективность бизнеса в целом", - говорит он.

Розница и централизация


Не меньшими драйверами роста банковского сектора эксперты считают активную реализацию розничной стратегии с одной стороны и централизацию управления - с другой.

Председатель совета директоров группы компаний "АйТи" Тагир Яппаров отметил, что розница значится приоритетом развития практически всех крупных российских банков. "Ее развитие сегодня невозможно без применения IT, более того, она практически реализуема исключительно на современных технологических решениях: мобильном и интернет-банкинге, системах самообслуживания клиентов, эффективном бэк-офисе, способном быстро обрабатывать огромное количество запросов и документов", - сказал Яппаров.

Что касается централизации IT-систем, то Яппаров считает этот сегмент информатизации банков самым значимым с точки зрения объема и зрелости. "Прежде всего - это хранилища документов и ЕСМ-системы, на которых реализуются, например, процессы рассмотрения кредитных заявок. Конечно же, это банковские ЦОДы и системы хранения информации, системы информационной безопасности", - говорит Яппаров.

Президент компании "Ай-Теко" Шамиль Шакиров тоже говорит о централизации IT-систем. "В условиях переизбытка IT-решений у крупных заказчиков финансового сектора одним из основных направлений информатизации стала централизация IT-систем, оптимизация и унификация технологий работы для исключения дублирующих функций и решений", - сказал Шакиров. Он таже добавляет, что в 2011 году банками были востребованы решения по построению ЦОДов, а также различные инфраструктурные решения для обработки больших массивов данных.

Финансовые супермаркеты


Важной задачей для банков остается снижение операционных расходов. В качестве такой возможности на первый план выходит самообслуживание клиентов. В этой связи банки, с одной стороны, продолжают активно развивать дистанционное обслуживание, а с другой - стремятся сделать визит клиента в отделение более комфортным. Речь идет о внедрении систем электронных очередей, "электронных кассиров", установке терминальных устройств, внедрении фронт-офисных систем.

Заместитель председателя правления группы компаний ЦФТ Андрей Фомичев считает, что ключевое требование к фронт-офисным системам - обеспечение автоматизации фронтальных бизнес-процессов по всем продуктам, предлагаемым клиенту. "Банки сегодня - это финансовые супермаркеты. Типовое рабочее место фронт-офиса банка должно быть единым окном, в котором операционист видит все банковские продукты, доступные клиенту. Тем самым не только повышается скорость обслуживания клиента, но и появляется возможность для индивидуальных предложений клиенту или кросс-продаж", - говорит Фомичев.

Глазков также отмечает важность фронт-офисных систем для банков. "Сегодня банки уже не модернизируют учетные системы целиком - это предполагает немалые усилия при невысокой value. Необходимо оперативно решать конкретные задачи: банкам нужны новые продукты, чтобы привлечь новых клиентов, - нужны высокотехнологичные фронт-офисные системы, которые можно задействовать в кратчайшие сроки", - сказал Глазков.

Big Data


Возрастающие объемы информации заставляют банки иметь не только надежные системы хранения данных (СХД), но и оперативно управлять ими. Анохин считает: насколько комплексно компания видит рынок, своих клиентов и свои внутренние процессы, действия и результаты, насколько быстро и раньше конкурентов выявляет изменения, перспективы или угрозы рынка, - настолько эффективнее по сравнению с конкурентами будет ее бизнес. "Для этого важно не просто обладать всем спектром необходимой информации в хранилище или аналитических системах, а иметь возможность быстро ею воспользоваться - в этом незаменимыми помощниками являются решения для обработки больших массивов данных (Big Data)", - говорит Анохин.

Риск-менеджмент


Пока экономическая ситуация в стране остается напряженной, в банковском секторе востребованы инструменты антикризисного управления, риск-менеджмента. Также банки стремятся удержать и развить конкурентные преимущества за счет наращивания вычислительных мощностей, в первую очередь, за счет модернизации и расширения сетей передачи данных.

Генеральный директор компании "Энвижн Груп" Алексей Тарасенко говорит, что усилия в данном направлении позволяют улучшать имеющиеся сервисы и предоставлять новые, а значит, повышают привлекательность банка в глазах клиентов. Шакиров также отмечает серьезный интерес со стороны банков к вопросу развития риск-менеджмента. Первые стартовавшие проекты внедрения этих решений - тому доказательство, говорит он.

Мобильный банкинг вытеснит "карточки"


Следуя за общей тенденцией "мобилизации" бизнеса, банки остро нуждаются в мобильных приложениях. Первый заместитель управляющего директора компании "Техносерв" Евгений Закрепин видит за мобильным банкингом, который в России только зарождается, будущее. "Перспективы здесь огромные: через два-три года клиенты банков сократят операции при помощи пластиковых карт, а будут выполнять финансовые операции через другие устройства идентификации, такие как мобильный телефон, смартфон или планшетный компьютер", - говорит Закрепин.

О мобильности, правда, в несколько другом смысле, говорит и Глазков - сейчас банкам федерального масштаба необходимо централизованное решение, чтобы быстро выпускать новые продукты, как это делают конкуренты - мобильные "молодые тигры". "Решит крупный банк эту задачу - появится шанс конкурировать с небольшими банками. Сегодня на первом плане - мобильность, способность к быстрым изменениям. Если такой возможности нет, масштабы банка - это, скорее, недостаток, который может стать барьером на пути успешного развития", - резюмирует Глазков.

Безопасность


Решения по информационной безопасности для банковского сектора актуальны всегда. Как отмечает Бобровников, в 2011 году были востребованы аутентификационные системы, системы защиты дистанционного банковского обслуживания, решения для борьбы с мошенничеством.

Закрепин подчеркивает, что усиление конкуренции в банковском секторе ведет к тому, что информация о клиентах становится стратегически важной, поэтому решения по защите персональных данных востребованы банками в значительной степени. Особенно это связано с развитием мобильного банкинга, добавляет Закрепин.

Тарасенко также считает, что информационная безопасность является критически важной для любого без исключения банка. В 2011 году были востребованы решения по выводу заказчиков на сертификацию по отечественным и международным стандартам (ЦБ РФ СТО БР ИББС, 152-ФЗ "О персональных данных", PCI DSS и т.д.), уточняет он.

Аутсорсинг


Новый виток интереса наблюдается и к теме IT-аутсорсинга применительно к банковскому сектору. Как известно, аутсорсинг - это возможность превратить капитальные вложения в операционные расходы, за счет чего затраты на многие дорогостоящие активы можно свести к минимуму. По мнению Фомичева, интерес банкиров все больше смещается в сторону аутсорсинга процессинговых услуг. "В этом плане по-прежнему перспективной для финансовых организаций является передача на внешнее обслуживание систем лояльности, ДБО, биллинга, процессинга банковских карт. Значительно вырос интерес банков к вопросам аутсорсинга ЦОД и даже аренды АБС", - добавляет он.

Шакиров также говорит, что в 2011 году в банках пользовался спросом аутсорсинг различных сервисов: разработки программного обеспечения, тестирования ПО, консалтинговых услуг, информационной безопасности.

Бобровников, напротив, считает, что пока аутсорсинг практически не развит. В качестве примера он рассказывает, что в конце прошлого года один крупный российский банк в течение недели передал на аутсорсинг КРОКу собственную IT-инфраструктуру и обслуживающий ее персонал. "Но это единичный, на мой взгляд, знаковый проект в области аутсорсинга", - говорит он и при этом добавляет, что в перспективе таких проектов станет больше, так как экономическая нестабильность этому только способствует.

Перспективы 2012


Рассуждая о перспективах информатизации банковского сектора, Бобровников полагает, что тенденции прошлого года сохранятся, а некоторые усилятся. "Уже сегодня банки стараются оптимизировать работу не только контакт-центров, но и бэк-офисов, внедряя решения WFO и WFM (WFO, Workforce Optimization - комплексная система управления call-центром, WFM, Workforce Management - подсистема автоматизации управления трудовыми ресурсами). Системы записи и аналитики речи пока для нашего рынка новы, однако у нас есть несколько таких пилотных проектов. Скорее всего, активно будет развиваться направление по безопасности. И, конечно, станет больше проектов по аутсорсингу", - говорит Бобровников.

По мнению Яппарова, в 2012 году наиболее востребованными будут системы обслуживания клиентов, централизованные хранилища документов, аналитические системы, современная IT-инфраструктура и системы безопасности.

Говоря о тенденциях 2012 года, Тарасенко обращает внимание на выход Федерального закона N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". "В этой связи мы ожидаем повышенный спрос банков на консалтинговые услуги для кредитно-финансовых организаций, связанные с приведением банковских систем в соответствие данному закону", - говорит он. Кроме того, добавляет Тарасенко, мы видим существенное увеличение уровня зрелости банков в области информационной безопасности и процессного подхода к ее обеспечению, поддержанию и совершенствованию.

Шакиров отмечает, что среди приоритетных направлений и тенденций на краткосрочную перспективу стоит выделить аутсорсинг, облачные вычисления, IT- и бизнес-консалтинг, переход IT-компаний от продажи технологий к оказанию услуг, разработку информационных систем и предоставление их в качестве сервисов. "Банки будут становиться поставщиками информационного сервиса и приблизятся по функционалу к IT-операторам. Появление таких гибридных телеком-банков и IT-компаний с банковскими лицензиями заставит бизнес по-новому взглянуть и на IT в финансовом секторе, и на IT в целом", - говорит Шакиров.

Глазков считает, что правильнее говорить о тенденциях и направлениях развития информатизации в банковском секторе на ближайшие несколько лет. Чтобы не упустить новые возможности, банки должны становиться все более технологичным. Качество услуг должно соответствовать новым требованиям рынка. Необходимо расширять каналы связи с клиентами, быть представленным в интернете и т.д. Без этого банк будет просто неинтересен активному пользователю, "поколению Y" - мобильному, глубоко вовлеченному в сферу высоких технологий. "Классический подход к ведению бизнеса тут не сработает. Чтобы соответствовать вызову времени, чтобы стать самым быстрым, лучшим из лучших, надо иметь правильную мобильную IT-архитектуру. Ключ к такой мобильности - компонентность.

Многокомпонентная IT-архитектура - это быстрое, эффективное и экономически выгодное решение: банк может оперативно реализовывать конкретные, наиболее приоритетные задачи, не меняя работающую IT-систему. Таков вектор развития в ближайшие пять лет", - считает Глазков. Он также добавляет, что еще одна тенденция, наметившаяся на банковском рынке, - это SaaS (software as a service). Среди преимуществ такого подхода к IT-обеспечению - независимость от масштаба бизнеса, минимум риска и затрат. С помощью SaaS легче войти в новый бизнес, проще освоить новое направление. "Но чтобы воплотить эту идею в реалии, рынку нужны доказательства работоспособности SaaS, нужны инноваторы, которые апробируют эту идею на себе", - говорит Глазков.

Центральный федеральный округ