In English

Облака съедают операторов

18.06.2012, Леонтьев Алексей
Издание: Эксперт Северо-Запад
Ни новые возможности, ни угроза сокращения рынка не побуждают операторов к активному развитию компетенций.

Развитие возможностей сетей связи, расширение каналов, которые позволяют абоненту отдыхать и работать в интернете, произошли не просто быстро, а стремительно. Теперь сервисы, приходящие к клиентам через интернет, играют на порядок большую роль и интернет-компании начинают отбирать долю рынка у тех, кто создал инфраструктуру для нового рынка ИТ, – у операторов. Последние вынуждены реагировать на изменяющиеся условия жизни. К чему ведет активное повышение скорости доступа в интернет, обсудили представители операторов связи, рынка программного обеспечения (ПО), а также специалисты компаний реального сектора на круглом столе, организованном журналом «Эксперт Северо-Запад».

Мероприятие продемонстрировало разделение в восприятии новых тенденций. Рассуждения представителей рынка ПО о новых возможностях в сфере коммуникаций и ИТ-рынка в целом были встречены с большим скепсисом. Не все, но подавляющее большинство операторов связи оказались консерваторами, если не сказать ретроградами. Впрочем, у них есть на то причины.


Вместо телефона – объединенные коммуникации


Уже нормой стал не факт наличия доступа к мировой сети, а доступ на высоких скоростях. У всех операторов есть канал, который в состоянии дать и мгновенную передачу данных (удаленную работу), и IP-телефонию, в том числе с видео. Производители ПО не могут игнорировать изменение этих базовых принципов жизни клиентов: если раньше решения обмена мгновенными сообщениями или IP-телефонии были специальными программными продуктами, то теперь они становятся базовым набором для частных пользователей и неотъемлемой частью программных решений для задач корпоративных клиентов.

«Мировые софтверные компании и, конечно, Microsoft активно работают над тем, чтобы все постепенно переходили к так называемым объединенным коммуникациям – решениям, соединяющим голос, видео и передачу данных письмом или онлайн. Это открывает возможности для дополнительных сервисов, которые делают общение более удобным. Например, прежде чем позвонить кому-то из компании, сотрудник может посмотреть на статус человека, увидеть, чем он занят. Это очень простой сервис, но он заметно экономит время, и люди быстро привыкают к нему», – рассказывает консультант по технологическому развитию партнеров компании Microsoft Максим Бочаров.

Никто из участников телекоммуникационного рынка не станет оспаривать тезис, что в сегменте связи для физических лиц SIP-телефония от Skype уже играет значительную роль – это услуга, о которой не просто все знают, а которой все пользуются. «Люди, нуждающиеся в телефонии, не обязательно смотрят в сторону оператора. Так, по статистике рекрутинговых агентств, более 60% собеседований при найме специалистов из сферы ИТ или телекома производится с помощью Skype», – подтверждает руководитель службы новых продуктов и услуг Северо-Западного филиала компании «МегаФон» Михаил Жуков.

Этот тренд активно проникает и в сферу корпоративных клиентов. «Наши корпоративные заказчики все чаще соглашаются, что телефония – просто технология и для организации связи внутри предприятия вовсе не обязательно прибегать к услугам оператора. Им интересно не просто разговаривать, а иметь возможность переключиться на видеоконференцию и т.п. Идея реализовать в компании объединенные коммуникации находит сторонников», – дополняет менеджер ИТ-инфраструктурных проектов «Поликом Про» Максим Едрец.

Незаметная революция


Вместе с тем большинство операторов не считают тенденцию, активно обсуждаемую представителями отрасли ПО, значимой. «Со временем проникновение SIP-телефонии будет нарастать, мы видим большой интерес к ней в массовом сегменте, – соглашается коммерческий директор петербургского филиала компании „Ростелеком“ Максим Афанасьев. – Но в сегменте бизнес-клиентов еще долго будет идти речь о балансе технологий. Крупные заказчики покрывают свои задачи решениями на базе TDM-телефонии: им важен уровень конфиденциальности и безопасности, который обеспечивает она и не дает IP».

Более категоричен генеральный директор «Смарт Телекома» Андрей Суходольский: «О неизбежности перехода с TDM-телефонии на IP-телефонию говорят давно, но я до сих пор скептически отношусь к тезису о лавинообразном росте последней. Потому что опыт наших компаний свидетельствует, что движение в эту сторону происходит, но очень медленное. Пример – вошедший в „Смарт Телеком“ „VMB Сервис“, который активно развивает услуги IP с 2005 года: 34% его клиентов пользуются IP-телефонией. У нас же IP-телефонию выбрали 187 клиентов из 4 тыс., то есть меньше 5%».

С коллегами солидарен директор компании «ОБИТ» Андрей Гук: «Невозможно спорить с тем, что IP-телефония более функциональна и прогрессивна, но это не ведет к отмиранию традиционной TDM-телефонии. По нашим данным, перейти на IP стремится маленький процент клиентов: в настоящее время на IP-телефонии не более 10% из них». Получается парадокс: одни тенденцию видят, другие – нет.

Впрочем, на круглом столе прозвучало простое объяснение парадокса: для тех, у кого уже организована связь, ценность дополнительных возможностей телефонии нового поколения не столь ощутима. «Разделение на традиционную и IP-телефонию искусственное: это одна и та же услуга, просто IP дает больше удобств. Но убедить клиента, что эти дополнительные удобства стоят того, чтобы переходить на другую технологию, мы не можем. В этом главная проблема», – поделилась директор петербургского филиала компании «ВестКолл» Виктория Тихонова. У просветительской работы должна быть яркая идея, а в случае с переходом от TDM-телефонии к IP она не очевидна. Никто не может сформулировать четкие и понятные аргументы, зачем клиенту менять свое оборудование, подчеркивает генеральный директор компании «Вэлл-Сервис» Владимир Подзоров.

Очевидно, коммуникационные решения, организованные с использованием интернета, становятся интересны бизнесу, который переживает стадию активного роста и только задумывается о построении единой инфраструктуры для коммуникаций, а также тем, кто решает не сменить, а дополнить возможности традиционных коммуникаций, например видеотелефонией. Высказывания представителей бизнеса подтверждают это.

«Каналы становятся шире, и приобретает актуальность вопрос, покупать некую услугу у оператора или реализовать ее самостоятельно. Нередко выбор делается в пользу второго варианта. В частности, поскольку мы имеем распределенную дилерскую сеть во многих городах, то активно используем IP-телефонию. На ее базе сами организовали работу call-центров, единую службу технической поддержки, видеоконференции для обучения сотрудников. Главная задача теперь – чтобы филиал имел хороший уровень широкополосного доступа, а оставшиеся вопросы связи можем решить самостоятельно», – уверен ведущий специалист ИТ-отдела ГК «Мега-Авто» Руслан Ага-Мурат.

В аналогичном ключе выступила начальник отдела маркетинга компании «СТАРТ Девелопмент» Елена Шишулина: «Новые технологии связи – это, конечно, интересно, но любой шаг должен быть экономически обоснован. Если за новые виды коммуникаций надо выложить ощутимые деньги, то они не нужны: можно использовать сервисы бесплатные или требующие минимальной платы. Так, мы пользуемся классической TDM-телефонией, а когда нужна видеоконференция с партнером, проводим ее по Skype».

Операторов притесняют


Операторы теряют не тех клиентов и те услуги, что у них есть, а клиентов, которые могли бы к ним прийти, и услуги, которые еще не оказывают. При том что «продвинутых» ИТ-директоров на рынке всегда меньшинство, это не «напрягает» операторов при оценке перспектив на ближайшее будущее. Но очевидно, что потеря инициативы не может не аукнуться в более отдаленной перспективе, скажем трех-пяти лет.

Судя по глобальным тенденциям, которые становятся все более заметными на рынках США и Европы, компании будут постепенно избавляться от локальной инфраструктуры, отдавать на аутсорсинг сначала хранение архивов, а потом и всю внутреннюю инфраструктуру (создавать виртуальный офис, доступ к которому идет через интернет). Потому что качество связи позволяет работать на интернет-площадках так же, как и с локального сервера. Но ключевыми бенефициарами рожденного развитием сетей связи тренда (он носит красивое название сloud computing, «облачные вычисления») оказываются не те, кто создал и поддерживает каналы доступа в интернет, а интернет-компании, которые создают сервисы.

Это заметно уже сейчас – облачные вычисления в глазах клиентов тесно связаны с софтверными фирмами. «Компании типа Google и Apple делают очень много для продвижения новых услуг. Благодаря iCloud очень многие знают, что такое облако и удаленное хранение данных, отношение к SIP-телефонии меняется потому, что есть Skype, и т.д.», – отмечает руководитель проектов «Северен-Телекома» Ирина Маслова. При этом крупнейшие интернет-компании типа Google и Amazon не ограничиваются просветительской деятельностью. Развитие направления облачных сервисов подталкивает их самих к выходу на рынок связи.

Вообще, то, что операторы могут предоставить канал связи, который в несколько раз перекрывает потребности клиента (сегодня операторы в сегменте физических лиц конкурируют тарифами, предполагающими подключение на скорости 20-40 Мбит/с, при том что 10-15 Мбит/с достаточно, чтобы передавать в том числе HD-видео в режиме онлайн), не означает конец конкуренции по качеству. В новых реалиях на первый план выходит такой параметр, как связность – то, как организована передача трафика от оператора к оператору (на пути от абонента до владельца сервиса).

Точки подключения («последняя миля»), агрегации трафика и ядро, через которое передается трафик, а также точки пиринга, где операторы передают трафик от одного к другому, являются тем «бутылочным горлышком», которое оказывает влияние на качество онлайн-сервиса, рассуждает старший менеджер департамента дополнительных услуг связи регионального отделения по России, Украине, Белоруссии и Армении компании Huawei Дмитрий Сухняк. «Пользователи уже не отличают, какой у них канал связи – на 20 или на 40 Мбит/с. Связь оценивается по другим критериям – насколько хорошо работает конкретный интернет-сервис, – добавляет Михаил Жуков. – Например, Youtube: если у провайдера плохо настроена маршрутизация, он будет тормозить как на 20, так и на 100 Мбит/с. Так что пора уходить от предоставления ресурса, измеренного в определенных единицах, – надо давать доступ, который достаточен для удовлетворения потребностей абонента».

Создавая собственные магистральные сети, доводя свои сервисы до уровня города, Google и Amazon (лидеры по размерам сетей, хотя тренд захватывает многих участников – Yandex тоже идет по этому пути) в значительной степени решают проблему связности. Операторам, желающим, чтобы их клиенты получали услуги от вышеназванных компаний в хорошем качестве, остается просто найти в своем городе точку обмена трафиком и подключиться к сети доставки контента конкретной компании (подключение для оператора, естественно, бесплатное). Но эта помощь одновременно принижает роль оператора, перечеркивает его перспективы занять более достойное место в мире облачных вычислений.

Игроков рынка телекоммуникаций не может не беспокоить то, что крупные ИТ-компании вторгаются в сферу деятельности операторов связи, строят магистральные сети доставки контента, чтобы на плечах операторов «последней мили» приходить к абоненту. Это проблема, которой озабочены все мировые провайдеры, – вопрос выживания через пять-десять лет, объясняет Максим Афанасьев. «И на всероссийских, и на мировых конференциях постоянно встает вопрос, что делать операторам, когда поставщики контента находят прямой путь к абоненту. Но пока нет ни одного качественного ответа, нет проекта, который можно было бы определить как ответ операторов, – признает он. – И им остается только постоянно сужающийся рынок связи, на котором все активнее бьются друг с другом оставшиеся игроки».

Идеальная картина будущего выглядит красиво, но не очень хорошо для операторов: большой интернет, где крутятся всевозможные сервисы, у каждого абонента своя маленькая или большая труба, по которой до него доходят сервисы (а операторы заняты лишь сохранением работоспособности этой трубы), комментирует Андрей Суходольский.


В плену традиции

Что делать операторам перед лицом таких перспектив? «Сидеть и ждать, пока для телекоммуникационных компаний останется одна роль – операторов „последней мили“ – это не вариант. „Последняя миля“ – это тупик для развития, – убежден Михаил Жуков. – Операторам надо выходить на новые рынки, активно развивать собственные продукты. И не обязательно метить на конкуренцию с Google – на ИТ-рынке достаточное количество ниш. Тот же Skype не так идеален – мы создали свой SIP-клиент „Мультифон“ и, как только начинается пора отпусков, видим мощный всплеск динамики его использования». Если речь идет о хранении данных на облаке, продолжает Жуков, то все, кто интересуется этим, знают, что есть Dropbox, который неудобен, если нужны резервные копии заметных масштабов. Расстояние до центра обработки данных Dropbox делает сохранение долгим. Значит, есть ниша для отечественных компаний: сам факт, что инфраструктура хранения информации будет ближе к пользователю, позволит поднять скорость и надежность сервиса.

«Мы также стараемся не ограничивать себя традиционными сервисами. Есть ряд услуг, доступ к которым клиенты могут получить через интернет (в их числе объединение мобильных устройств в корпоративную сеть)», – рассказывает начальник отдела продаж специальных услуг макрорегиона «Северо-Запад» компании «МТС» Александр Белимов. «Развитие IP-телефонии открывает путь к конвергенции, объединению офисной и мобильной телефонных сетей. И наш пример демонстрирует, что это направление востребовано: количество клиентов, использующих конвергентные услуги, за год удвоилось», – констатирует он.

Создатели ПО акцентируют внимание операторов на возможностях активного сотрудничества. «Это очень перспективный путь развития, когда у клиента и оператора есть единое соглашение, по которому предоставляются услуги связи, хранения данных и софт. И чтобы это реализовать, оператору совершенно не обязательно строить центр обработки данных и разворачивать там облачную платформу или закупать лицензии на софт. Все это легко реализуется при помощи аренды у сторонних компаний и партнерских договоренностей», – замечает технический директор «Ланк Системс» Кирилл Оссовский.

Многие, в том числе операторы, недооценивают возможности, которые открываются при переходе с модели лицензионного использования ПО к аренде софта, считает руководитель направления бизнес-приложений Oracle компании «АйТи» Денис Первушин. Это не изменение правил работы существующего рынка, а фактически открытие новых. «Облачные решения и модель Saas – средство, позволяющее небольшим компаниям использовать решения, которыми они еще вчера пользоваться по определению не могли. Серьезные решения по управлению финансами и взаимоотношениями с клиентами, человеческими ресурсами, бизнес-аналитикой раньше были доступны только крупным компаниям. Модель аренды дает возможность предложить их и малому бизнесу, – говорит Первушин. – Ведущие мировые производители корпоративного ПО, например корпорация Oracle, уже двигаются в этом направлении и предлагают схемы лицензирования бизнес-приложений, согласующиеся с моделью Saas. И наш опыт показывает, что у малого бизнеса есть спрос на сложные решения».

Но все же большинство операторов выбирают путь, основанный на сохранении, а не приумножении компетенций. «Не поддержу идею, что оператор – не только труба: оператор – это труба, – заявил Андрей Гук. – Оператор – в первую очередь тот, кто обладает сетью связи и имеет возможность на базе этой сети предоставлять клиенту доступ к необходимым для него сервисам. А развитие интернет-сервисов – это совершенно иной бизнес». В том же ключе высказываются почти все фиксированные операторы: несмотря на печальные перспективы, они не готовы меняться.

«Не стоит пытаться прыгнуть выше головы, создавая аналоги Skype или Dropbox. Нужно сосредоточиться на своих ключевых компетенциях, ведь при любом развитии событий у операторов важное положение – мы непосредственно общаемся с клиентом. Пусть это только труба, но если мы даем качественную услугу и имеем репутацию, он сам придет к нам с вопросом о том, как оптимизировать расходы на коммуникации или хранение данных, – тогда начнем зарабатывать на партнерских программах», – размышляет Ирина Маслова. «Эта ниша – „последняя миля“ до корпоративного клиента, и мы будем здесь оставаться. На сегодняшний день продаем абоненту три основные услуги – голос, передачу данных, доступ в интернет, но если эти три повода для общения с клиентом превратятся в один – что ж, будем жить, не вижу большой проблемы», – заключает Андрей Суходольский.

Во многом оптимизм телекоммуникационных операторов выглядит как некая игра, исход которой неизвестен всем участникам рынка. Объединенные коммуникации и облачные сервисы еще не завоевали должного места в бизнесе игроков телекоммуникационного рынка. Однако очевидно: на рынок приходит новая реальность, поэтому операторам необходимо качественное развитие новых направлений.

Кнопка жизни
Центральный федеральный округ