In English

CIO Nordgold о правилах успеха глобальных ИТ-проектов

11.11.2014
Внедрение инфраструктурных решений в международных компаниях – всегда сложная задача, так как их подразделения расположены в разных странах и порой даже на разных континентах. Как ее решали в ходе реализации проекта для золотодобывающей компании Nordgold, рассказывают руководитель службы ИТ компании Nordgold Виктор Скоробогатов и менеджер по работе с корпоративными заказчиками компании «АйТи» Михаил Речкунов.

CNews: Насколько высока роль ИТ в успешной работе компаний золотодобывающей индустрии?

Виктор Скоробогатов: Сегодня ни одно производство не может обходиться без ИТ и горнодобывающие предприятия не исключение. Nordgold – единственная основанная в России золотодобывающая компания, которая работает за пределами СНГ. Специфика компании состоит в том, что многие наши предприятия географически удалены друг от друга и находятся в труднодоступных регионах с неразвитой инфраструктурой. Управляющая компания находится в Москве, а рудники расположены в Амурской области, Забайкальском крае, Республике Саха, Республике Бурятия, Казахстане, а также в двух западноафриканских республиках – Гвинея и Буркина-Фасо.

Без применения информационных и телекоммуникационных технологий мы бы не смогли своевременно и с надлежащим уровнем качества получать необходимую для бизнеса информацию о производстве и финансовых результатах, развитии проектов и т.п. Мы используем весь спектр информационных технологий.

Михаил Речкунов: Технологии необходимы для обеспечения непрерывности бизнеса, информационной поддержки деятельности предприятия. В наш быстро меняющийся век необходимо оперативно принимать решения, быстро реагировать на изменения потребностей рынка, партнеров и поставщиков. Отлаженные коммуникации дают возможность получать четкую и достоверную информацию, что в итоге позволяет принимать правильные управленческие решения, проводить корректировку бизнес-процессов, быстро реагировать на изменение внешних факторов.

CNews: Что стало предпосылкой для построения единого информационного пространства?

Виктор Скоробогатов: Компания Nordgold, до 2012 года бывшая частью «Северстали», создавалась из приобретенных в разных частях света активов. Каждый раз мы получали предприятие с исторически унаследованной специфической ИТ-инфраструктурой. Таким образом, при интеграции активов нам потребовались общие стандарты и политики в области ИТ. Внедрение корпоративных систем класса ERP также невозможно на разрозненной инфраструктуре.

Мы определили целый спектр ИТ-сервисов, без которых в настоящее время не может существовать ни одна компания, тем более действующая в соответствии с мировыми стандартами, а именно: централизованная сеть передачи данных, общая служба каталогов (в нашем случае – Microsoft Active Directory), унифицированная политика, единая система информационной безопасности и так далее.

CNews: Решение участвовать в проекте в Африке, вероятно, потребовало некоторой смелости?

Михаил Речкунов: Действительно, ранее объектов информатизации на африканском континенте у нас не было. За более чем 20-летний опыт работы на рынке ИТ мы привыкли решать сложные технические задачи, в связи с чем наибольшая ценность полученного опыта для нас сосредоточена именно в организационной части проекта. Работая с активами компании Nordgold в республике Гвинее и Буркина-Фасо, мы обогатили корпоративную методологию управления проектами и выработали стандарты, основываясь на которых, мы можем в дальнейшем реализовывать подобные проекты для крупных добывающих компаний, имеющих географически диверсифицированную структуру.

CNews: По каким критериям компания выбирала партнера для этого проекта?

Виктор Скоробогатов: Выбор делался на тендерной основе. Положение компании на рынке было одним из основных критериев, по которым оценивались компании-участники открытого конкурса. Нам было важно наличие большого опыта и хорошей истории без «провалов», как на российском, так и международном рынках. Другим критерием был позитивный опыт в построении единой инфраструктуры. Также учитывался опыт работы с нашей или другими компаниями горнодобывающей и металлургической отраслей. Не решающим, но имеющим существенный вес был опыт в управлении крупными проектами. Немаловажной была и финансовая сторона конкурсного предложения. В итоге по этим критериям была отобрана компания «АйТи».

CNews: Какие крупные проекты в копилке «АйТи» помогли выиграть конкурс?

Михаил Речкунов: Из последних,– это создание единой информационно-коммуникационной среды в «Интеко», внедрение системы управления лицензиями в «Группе Е4», организация единого информационного пространства для эффективного взаимодействия всех предприятий агрохолдинга «Разгуляй». «АйТи» также реализовывала очень крупные проекты для федеральных органов власти.

CNews: Как выбирались ИТ-решения?

Виктор Скоробогатов: В части программного обеспечения мы ориентировались на уже установленные корпоративные стандарты. Закупая оборудование, в первую очередь учитывали его соответствие требованиям проекта и, конечно же, цену.

CNews: Как в целом вы можете описать проект?

Виктор Скоробогатов: Первая часть работ заключалась в техническом проектировании. Консультанты из «АйТи» взяли имеющиеся у нас материалы, провели дополнительное исследование всех бизнес-единиц, определили, как выстроить корпоративную систему с учетом уже имеющейся ИТ-инфраструктуры. Когда появился технический проект с детализацией по каждой бизнес-единице – что делать, каким образом и какими ресурсами – мы приступили к закупке оборудования и ПО, доставке и сборке его на местах и настройке выбранных ИТ-решений.

Михаил Речкунов: Как уже говорилось, в Nordgold исторически сложилась разрозненная ИТ-инфраструктура. Нам предстояло ее консолидировать, спроектировать хорошо масштабируемую платформу, обеспечивающую унификацию ИТ-функций за счет стандартизации ИТ-сервисов. Внедренная система отвечает требованиям корпоративной модели Nordgold.
В рамках проекта были развернуты система аутентификации и авторизации (на базе Microsoft Active Directory), система единого пространства имен и динамической конфигурации хостов, система корпоративной электронной почты (на основе Microsoft Exchange Server), система информационной безопасности, а также произведена миграция данных унаследованных служб в новую инфраструктуру. Перечисленные системы объединили подразделения в России, странах СНГ и Африке в единое информационное пространство, тем самым обеспечив их эффективную работу и взаимодействие.

Виктор Скоробогатов: Мы начали проект в сентябре 2013 года, и уже в декабре была завершена работа во всех российских бизнес-единицах и Казахстане. Африканские бизнес-единицы были готовы летом 2014 года.

CNews: Как были организованы работы на другом континенте? Часто ли приходилось специалистам «АйТи» ездить в Африку?

Михаил Речкунов: Как я уже отмечал, ранее мы никогда не работали в Африке, поэтому мы уделяли пристальное внимание изучению инфраструктуры, национальных особенностей и обеспечению безопасности сотрудников на этом континенте.

Организацией работ занимались опытные менеджеры, сертифицированные по международным стандартам управления проектами. Они смогли найти оптимальный баланс между объемом работ, ресурсами, временем, качеством и, конечно, учесть характерные для данных стран риски. Было много оперативной организационной работы: приходилось решать вопросы с допуском людей на объекты, получением необходимых разрешений, делать прививки, учитывать расписание авиаперевозчиков.

Высокая компетентность ИТ-персонала головного офиса компании Nordgold помогла достаточно гладко выполнять задачи проектной команды на удаленных объектах. Мы быстро и эффективно выстроили взаимодействие с ИТ-службами заказчика в африканских бизнес-единицах, оперативно получали необходимые допуски и ресурсы на удаленных площадках, требуемые для проведения работ – что в итоге позволило достичь поставленных целей. Все работы были выполнены за одну поездку, причем, чтобы сократить сроки проекта, в Африке мы работали параллельно в Гвинее и в Буркина-Фасо.

CNews: Если для компании «АйТи» работа с такой распределенной инфраструктурой была чем-то нестандартным, то вам каждый день приходится работать в таких условиях. Как вы считаете, какие управленческие шаги определили успех этого проекта?

Виктор Скоробогатов: Первоначально был сделан технический проект, который включал детальный план-график. Нам было понятно, когда, где и в каком объеме мы должны подключать наших специалистов, чтобы они помогли команде «АйТи» реализовать проект.

Рамки были жесткие. Скажем, если отстаешь от графика на один день, то следующий авиарейс может быть уже только через неделю. Переносы промежуточных сроков, как в любом проекте, были, но они не повлияли на конечный результат. Предварительная проработка проекта – это половина успеха.

CNews: Как вы оцениваете эффективность проекта?

Виктор Скоробогатов: Этим проектом мы решили базовую проблему, объединив все бизнес-единицы в общую систему передачи данных. Это та основа, без которой не может существовать современная компания и без которой мы не могли начать внедрение корпоративных систем. Иначе мы просто не смогли бы подключить все наши бизнес-единицы к SAP. Говоря образно, нервная система компании стала единой. Управлять ею стало легче.

Теперь из Москвы можно видеть каждый компьютер, каждый сервер в России, Казахстане, Гвинее и Буркина-Фасо. Если еще год назад на выяснение какой-либо технической неисправности в Буркина-Фасо тратилось от нескольких часов до нескольких дней, то сейчас на выявление и устранение поломки уходят считанные минуты. Качество и эффективность инфраструктурных решений ощущается пользователями не тогда, когда все работает исправно, а когда что-то перестает работать. Сейчас мы отмечаем, что на порядок снизилось число обращений пользователей по поводу сбоев в работе почты и других ИТ-сервисов.

Михаил Речкунов: Поставленные цели были достигнуты: обеспечена унификация ИТ-функций за счет стандартизации ИТ-сервисов и инфраструктуры бизнес-единиц, упорядочены и унифицированы процессы обработки информации, механизмы доступа к данным. Кроме того, была произведена централизация управления ИТ за счет создания единого информационного пространства для всех бизнес-единиц с едиными правилами и политиками, а также возможностью управления развернутой инфраструктурой из единой точки. Благодаря внедренной системе обеспечения безопасности данных и резервированию значительно повышена устойчивость ИТ-инфраструктуры.

CNews: Был ли по итогам сокращен ИТ-персонал на местах или, может быть, перераспределены обязанности?

Виктор Скоробогатов: Сокращение персонала было, но оно связано не только с этим проектом. Если говорить в абсолютных цифрах, то на каждую из 10 бизнес-единиц раньше у нас приходилось по 3–5 ИТ-специалистов, сейчас осталось по 2–4 сотрудника.

CNews: Как этот проект поможет компании развиваться в будущем?

Виктор Скоробогатов: Наша компания растет, и, вполне возможно, в ближайшее время будут приобретены новые активы. Благодаря тому, что у нас теперь есть единая инфраструктура, мы за очень короткое время сможем подключить новый актив к корпоративной сети, включая доступ к корпоративным системам – SAP, СЭД, портал и другие.

CNews: Как сотрудники и руководство оценивают новшества?

Виктор Скоробогатов: Мы высоко оценили результат внедрения единой инфраструктуры. Пользователям в большинстве случаев не интересно, какая программа установлена на базовом уровне – Active Directory или что-то еще. Но все пользуются единым документооборотом, который не мог быть реализован без этой базы. Работа в SAP: финансы, закупки, планирование – вот чем люди реально пользуются. Для них рабочие процессы стали удобнее и быстрее. Без решения общеинфраструктурных задач это было бы невозможно.


Центральный федеральный округ