In English

Компания АйТи: стратегия развития на 2001-2003 гг.

13.09.2001

Компания АйТи: стратегия развития на 2001-2003 гг.
АйТи концентрируется на полносервисной системной интеграции и дает новый импульс своему развитию благодаря реорганизации внутренней системы управления.

11 сентября ведущий российский системный интегратор - компания АйТи провела пресс-конференцию, посвященную представлению главных направлений своего будущего развития и анонсированию преобразований внутренней модели управления.

В настоящее время в компании АйТи разработан и реализуется стратегический план, рассчитанный на период 2001-2003 годов. Своими стратегическими целями компания объявляет:
  • Развитие новых бизнесов
  • Привлечение инвестиций в отдельные направления бизнеса
  • Расширение региональной инфраструктуры, активизация работы на рынках стран СНГ и за рубежом
  • Преобразование модели управления компанией
  • Повышение среднегодового валового дохода компании на 20-25%
  • Развитие новых направлений бизнеса и изменение позиционирования компании
В течение ближайшего времени компания АйТи намерена сконцентрировать свою деятельность на активном развитии существующих и новых направлений сервисных услуг, одновременно меняя свое позиционирование - от интеграции продуктов и решений к полносервисной системной интеграции.

Базисом, определившим новое позиционирование компании, послужили кардинальные изменения, произошедшие на традиционном для деятельности компании рынке - сегменте крупных и средних предприятий. Сегодня, по завершении процесса посткризисной «реабилитации», вместе с общей стабилизацией экономики, четко проявляется целый ряд новых факторов, определяющих «лицо» этого сектора рынка, и, следовательно, требования к информационным системам. В числе этих факторов:
  • глобализация, которая с одной стороны обеспечивает для предприятий доступ к практически неограниченной ресурсной базе, а с другой - ведет к усилению конкуренции, которая теперь распространяется не только на внутренний, но и на внешний рынок
  • специализация, выражающаяся в сосредоточении компетентности бизнеса вокруг более «узких» направлений, обуславливающая рост числа и сложности специфических задач бизнеса
  • «легализация» и повышение прозрачности бизнеса, необходимые для успешной работы не только на внешнем, но и на внутреннем рынках
  • профессионализм, связанный с приходом к управлению предприятиями новой генерации профессиональных менеджеров, заинтересованных в привлечении все более эффективных инструментов для развития бизнеса
Все вышеперечисленные факторы непосредственно влияют на изменение требований, предъявляемых к корпоративным информационным системам и, соответственно, к создателям ИС – системным интеграторам. Несмотря на присутствие на отечественном рынке широкого спектра разнообразных высокотехнологичных продуктов и решений, заказчикам сейчас необходимо решать более сложные, специализированные и ресурсоемкие ИТ-задачи, получать гарантированную экономическую отдачу от внедрения ИТ. Все это определяет все более активизирующийся спрос не только на поставку и интеграцию решений, а и на предоставление услуг, новые технологии выполнения проектов, способные обеспечить достижение необходимого результата – реального повышение эффективности бизнеса. На решение именно этих задач и будет ориентирована компания АйТи.
Полносервисная интеграция на горизонтальном корпоративном рынке будет строиться АйТи на основе трех ключевых компонентов:

  • Развитие существующих и создание новых сервисов
В настоящее время все существующие сервисные направления компании: ИТ-консалтинг, заказная разработка, обучение, а также консалтинг в области создания программного обеспечения развиваются динамичными темпами. По всем перечисленным сервисам рост бизнеса в 2001 году составляет свыше 150\%. В числе новых сервисов, которые компания АйТи создает на базе внутренних центров компетенции и в настоящее время выводит на рынок, можно отметить аудит и консалтинг в области управления проектами, консалтинг в сфере корпоративных систем качества.
  • Совершенствование технологий взаимодействия с заказчиком
Это направление включает в себя распространение технологий управления проектами на все работы, выполняемые компанией, дальнейшее совершенствование внутренней системы качества (в 1997 году система качества АйТи была сертифицирована на соответствие стандарту ИСО 9001). Важнейшая роль в данном направлении отводится персоналу - серьезные изменения претерпят программы развития кадров, базирующиеся теперь на общей корпоративной системе обучения узкопрофильных специалистов, а также корпоративная культура компании, главным акцентом которой становится ориентация на клиента.
  • Развитие территориальной инфраструктуры
Эта составляющая позволяет обеспечить успешную работу компании на горизонтальном рынке – тесное сотрудничество с заказчиком в различных регионах нашей страны. Существующие представительства АйТи (в Санкт-Петербурге, Уфе, Волгограде, Казани, Красноярске, Иркутске, Краснодаре), сеть региональных партнеров компании будут расширяться и в дальнейшем, обеспечивая для заказчиков получение высококачественных сервисов непосредственно на местах, оперативную обратную связь.

Преобразование модели управления компанией
Безусловно, что все изменения, происходящие сегодня в деятельности компании, могут быть реализованы, опираясь лишь на сильную, эффективную систему внутреннего управления. Не случайно поэтому в 2000-2001 г.г. в компании была начата работа по преобразованию модели управления.

Учитывая тот факт, что на сегодняшний день в компании работает 780 человек, объединенных в семи различных бизнес-подразделениях, главной целью преобразований стало исключение всех недостатков, традиционно присущих любой крупной структуре, и построение более динамичной, максимально открытой, профессионально управляемой компании, ориентированной на долгосрочное сотрудничество с заказчиком.

Преобразования позволили сформировать соответствующую масштабу компании четырехуровневую структуру управления, возглавляемую Советом директоров. В компании сформирована совокупность самостоятельных, наделенных широкими полномочиями и ответственностью, бизнес-подразделений. В результате структура компании стала более плоской, а значит более динамичной и мобильной. Изменения также коснулись и объекта управления – бизнес-направлений, которые вместо множества показателей своей деятельности, отныне начинают оперировать в своей работе с главным показателем – отдачей на капитал.

Таким образом структура управления компании становится полностью ориентированной на решение стратегических целей АйТи.

Вопросы и ответы

ИА "Интерфакс": Когда конкретно и в какие направления бизнеса компания АйТи планирует привлечение инвестиций?
Тагир Яппаров, председатель Совета директоров компании АйТи: Мы планируем привлечь инвесторов в один из наших проектов уже в этом году. Но, поскольку, на начальных стадиях взаимоотношения с инвесторами носят достаточно "интимный" характер, то говорить о конкретных шагах в этом направлении мы будем после того, как этот процесс будет завершен.

ИД "Коммерсант": Будут ли в качестве инвестиций привлечены "русские" или западные деньги?
Тагир Яппаров: Я поддерживаю высказывание о том, что деньги не имеют национальной окраски. Но в том конкретном случае, о котором я говорил ранее, деньги будут привлечены иностранные.

ИД "Коммерсант": Каковы планы АйТи по привлечению нового персонала в этом и следующем году? 
Игорь Касимов, генеральный директор компании АйТи: сегодня все полномочия в области формирования кадровой политики переданы департаментам. Поэтому и планы по набору нового персонала сейчас ведут бизнес-подразделения компании.
Сейчас наиболее активными темпами идет и будет идти набор персонала в сервисные направления. Так, например, численность персонала Центра заказной разработки ПО в этом году выросла в пять раз. В то же время существуют направления, число сотрудников в которых либо остается без изменений, либо даже сокращается. В каждом конкретном случае это связано это с этапом жизненного цикла того продукта или услуги, которые производятся департаментом. Так что в интегральном отношении персонал АйТи за 2001 год вырос, но вырос незначительно.

Журнал "Компания": Действительно ли то, что из акционерного общества с двумя владельцами, АйТи превращается в некий консорциум юридических лиц, в состав учредителей которых будет входить головная компания, топ-менеджеры и инвесторы? Будете ли вы использовать систему опционов для топ-менеджеров компании?
Игорь Касимов: Очевидно, что привлечение инвестиций в отдельные проекты не может происходить в масштабах всей компании, поэтому те направления, в которые мы собираемся привлекать инвестиции будут формально выходить из состава компании. Но до этапа привлечения инвестиций все бизнес-направления работают как часть одной большой структуры.
Что касается схемы опционов, то она является стандартной при капитализации компании и от этих стандартов мы отходить не собираемся.

Журнал "Компания": Планируете ли выход на открытый фондовый рынок? И на какой конкретно - российский или зарубежный?
Тагир Яппаров: Мы не исключаем в будущем возможность выхода на открытый фондовый рынок. Но это будет зависеть от внутренних и внешних условий, включая ситуацию на фондовых рынках. Сейчас мы работаем над долгосрочным прогнозированием ситуации с нашими бизнес- и финансовыми консультантами. Но все же выход на открытый рынок - это настолько долгосрочная часть нашей стратегии, что пока, честно сказать, мы не ломаем над этим голову.

Журнал "Сети и системы связи": Какие изменения произошли за последнее время в продуктовой линейке АйТи?
Тагир Яппаров: В этом году мы несколько сузили линейку наших программных продуктов и сосредоточились на продвижении наших лидирующих на рынке решений - системы кадрового управления (БОСС-Кадровик) и автоматизации документооборота (БОСС-Референт). Другие продукты серии БОСС переведены в разряд технологических решений, их дальнейшее развитие осуществляется в модели заказной или полузаказной разработки и поддержки заказчиков.
Свои главные инвестиции компания направляет сегодня в существующие и новые для нас сервисы, которые сейчас активно развиваются. Эти инвестиции мы расцениваем сегодня как наиболее эффективные.

Агентство экономических новостей: Говоря о расширении своей региональной "экспансии" в России, странах СНГ и за рубежом как вы оцениваете рынки Украины и Казахстана?
Тагир Яппаров: Украина и Казахстан уже давно являются для нас стратегическими рынками. Для этих стран была разработана специальная программа нашей деятельности, которая предусматривает не открытие наших офисов, а работу через партнеров. В прошлом году мы наладили успешное партнерское сотрудничество с одним из лидеров ИТ-рынка Казахстана - компанией "Алси", вместе с которой сделали целый ряд крупных проектов. На Украине у нас чуть меньшие масштабы деятельности, но тоже есть партнеры, идут интересные проекты.
Еще одним заметным центром нашей деятельности в странах СНГ является Узбекистан.

"Мир связи. Connect": Как изменится в новых условиях маркетинговая стратегия компании?
Дмитрий Ведев, директор по маркетингу компании АйТи: Безусловно, вместе со сменой позиционирования компании, с преобразованием системы управления, изменяется и маркетинговая стратегия АйТи. Весь операционный маркетинг сосредотачивается теперь на уровне бизнес-направлений. Что касается центральных подразделений маркетинга, то они теперь работают как сервисные службы департаментов и одновременно реализуют маркетинговое обеспечение стратегии компании АйТи в целом.

"Мир связи Connect": Вместе с развитием новых направлений были ли в компании прецеденты сокращения конкретных бизнесов?
Тагир Яппаров: Мы, безусловно, постоянно проводим мониторинг и оценку перспектив и мирового, и российского рынка и на этой основе анализируем эффективность наших бизнесов, их востребованность на рынке.
В этом году мы серьезно пересмотрели наше Интернет-направление, поскольку очевидно, что большинство ИТ-компаний переоценили потенциал этого сегмента. Сократив ряд Интернет-направлений, на сегодняшний день мы сохранили только ту часть наших Интернет-проектов, которые действительно востребованы российским рынком.
Еще один пример - закрытие проекта по разработке систем машинного перевода. Несмотря на то, что мы уверены в перспективности этого направления, данный проект требовал больших инвестиций, поэтому было решено развивать нашу работу в этом направлении совместно с одним из крупнейших мировых поставщиков систем машинного перевода.
Необходимо отметить, что все вышесказанное относится к направлениям бизнеса, но отнюдь не к персоналу компании. Сегодня в АйТи разработана специальная программа, позволяющая максимально безболезненно для сотрудников переводить их в другие - развивающиеся сегодня направления. В компании существует хорошо себя зарекомендовавшая система внутреннего рекрутинга. К примеру, практически все сотрудники подразделения, занимавшегося созданием систем машинного перевода, теперь успешно работают в Центре заказных разработок АйТи.

Журнал "Компания": Планирует ли компания АйТи для дальнейшего расширения своей деятельности на рынках стран СНГ и зарубежья консолидировать свои усилия с другими российским компаниями?
Тагир Яппаров: Сегодня мы находимся еще в самом начале этого процесса. Да, все стремятся расширить свое географическое присутствие вследствие достаточной нестабильности и ограниченного объема отечественного рынка, но при этом большинство пока еще делает это в одиночку.
И все же уже заметны первые шаги в области консолидации. На днях, к примеру, создана ассоциация отечественных разработчиков ПО, куда входим и мы. В задачи этой ассоциации входит совместное продвижение российского программного обеспечения за рубежом.
Думаю, что это только начало и в дальнейшем консолидация отечественных экспортеров ИТ-продуктов и услуг будет проходить и в других областях их деятельности, поскольку такое объединение вносит очень большой вклад в повышение доверия к российским ИТ-компаниям.

PCWeek: В вашем выступлении сегодняшний этап развития рынка был назван эпохой "холодных прагматиков". Какой вы видите его последующую ступень и не настанет ли, например, в скором времени эпоха "нежных романтиков"? 
Тагир Яппаров: Я думаю, что эпохи развития нашего рынка во многом связаны с состоянием экономики. Если экономика будет стабильной, то я думаю, что этот прагматизм будет только усиливаться и модель управления на нашем корпоративном рынке будет стремиться к общемировой модели управления.

Журнал "Компания": Не могли бы вы в процентном отношении оценить структуру доходов АйТи - какая доля приходится на поставки, сервисы?
Игорь Касимов: В 2000 году порядка 3/4 доходов АйТи принесли инфраструктурные проекты, около 15% пришлось на системы автоматизации управления, 10% - "чистые" сервисы (ИТ-консалтинг, обучение).

Центральный федеральный округ