In English

ИТ-стратегия глазами российских профессионалов

06.03.2002

ИТ-стратегия глазами российских профессионалов
В первый день весны в Марриотт Гранд Отеле, что на Тверской, собрались ИТ-менеджеры и представители высшего руководства около 40 российских предприятий. Поводом для их встречи стала конференция “ИТ-стратегия в системе управления предприятиями и холдингами”, ставшая, по сути, первым мероприятием, целиком и полностью посвященным теоретическим и практическим аспектам деятельности ИТ-служб российских предприятий. Среди участников конференции, число которых превысило 70 человек, были представители таких компаний, как IBM, Ингулецкий горно-обогатительный комбинат, Череповецкий сталепрокатный завод, ОАО “ЛУКойл-Пермь”, “Русский Алюминий Менеджмент”, клуб “Российский парламентарий”, пивоваренная компания “Балтика”, “Райффайзенбанк Австрия” и др.

Составляя программу конференции, организаторы – компании АйТи и Xerox – постарались сосредоточить внимание аудитории на наиболее злободневных вопросах корпоративной ИТ-политики. Учитывая многоплановость выбранной тематики, все выступления на конференции были разбиты на три тематических блока.

На утреннем заседании, где был представлен “визионерский” блок докладов, участники конференции получили представление о наиболее прогрессивных метриках и моделях воздействия ИТ на управление экономикой бизнеса, принятых в мире и обсудили возможность их приложения к отечественным условиям. Основываясь на результатах исследований Gartner Group, а также на успешном опыте компаний АйТи, “ВымпелКом”, ТНК и др., докладчики проанализировали основные тенденции развития информационных технологий в последние годы, а также наглядно обосновали предпосылки роста роли ИТ-служб при решении ключевых бизнес-задач предприятий, в том числе в вопросах их взаимоотношений с клиентами и партнерами.

Определившись с основными терминами и понятиями, обсудив наиболее общие вопросы, изложенные в выступлениях экспертов и аналитиков, собравшиеся перешли к рассмотрению теоретических вопросов использования информационных технологий, сосредоточенных во втором тематическом блоке конференции. Его открыл консультант PriceWaterhouseCoopers Валентин Червяков, который провел детальную оценку эффективности информационных технологий в различных аспектах деятельности российских предприятий. Резюмируя свое выступление, г-н Червяков сделал вывод о том, что в настоящее время в России затраты на ИТ по отношению к обороту предприятий в 2 раза ниже, чем в среднем за рубежом. Среди сегментов сферы ИТ, имеющих наибольшее отставание от среднего мирового уровня отрасли, были обозначены соответствие стратегии бизнеса, контроль ИТ-служб бизнесом, информационная безопасность, управление ИТ-персоналом, а также управление качеством и управление проектами. Эту тему развил в своем докладе “Управление проектами в организации и интеграция проектного управления с общим менеджментом компании” заместитель генерального директора компании АйТи по управлению проектами А. Баженов, который ознакомил присутствующих с моделью управления проектами, которая дает возможность добиться высоких результатов в отдельном проекте. “Однако, – отметил затем он, – организации по-прежнему испытывают трудности при одновременном исполнении множества проектов. Причиной тому – ряд объективных и субъективных факторов, имеющих место в большинстве организаций. Именно поэтому все больший интерес вызывают проектные офисы (Project Management Office – PMO), призванные наиболее эффективно решать проблемы многопроектного управления. В зависимости от присущей каждому конкретному предприятию одной из 5 моделей зрелости этот орган управления ставит перед собой различные задачи, в том числе в отношении подготовки персонала, и использует различные пути их решения. Правильное определение места организации в этой схеме позволит, в свою очередь, правильно разработать стратегию управления бизнесом и получить ожидаемый эффект исполнения проектов, не выходя из запланированных временных и финансовых рамок”.

Надо сказать, что, помимо этого выступления, ставшего кульминацией конференции, участники мероприятия отметили актуальность докладов, посвященных темам подбора и развития членов ИТ-команды: “ИТ-команда: основные задачи и проблемы управления” и “Система профессиональной подготовки CIO”. В них был дан анализ ключевых компонентов продуктивно работающей ИТ-команды, определены этапы ее становления и технология формирования. Продолжая разговор, начатый в утренних прениях по докладам, участники конференции узнали о появлении в России профессиональной школы подготовки CIO и об условиях ее деятельности.

Вечернее заседание было отдано рассмотрению практических аспектов применения ИТ для повышения эффективности бизнеса. На нем прозвучали доклады, посвященные организации эффективного взаимодействия с внешними соисполнителями, планированию и управлению ТСО ИТ-инфраструктуры, а также стандартам и профилям, разработанным для информационных систем предприятий. В качестве эффективного инструмента оптимизации информационной системы была представлена интеграция приложений. В заключение И. Силицкий, руководитель проектов Xerox Business Services, рассказал о практике аутсорсинга документооборота и представил решения Ксерокс для офиса.

Надо сказать, что тон, заданный дневным, теоретическим блоком, определил и основное настроение круглого стола, завершившего работу конференции. На нем был продолжен разговор о различиях в деятельности ИТ-служб России и наиболее прогрессивных стран Запада. В процессе дискуссии удалось выяснить, что они не в самих ИТ-подразделениях (их профессиональные данные и принципы деятельности мало отличаются друг от друга). Основную проблему, препятствующую повышению уровня бизнеса отечественных компаний, следует искать в головах рядовых пользователей, интуитивно сопротивляющихся внедрению информационных технологий в привычный ритм работы. Поэтому сегодня задача ИТ-служб сводится не только к пропаганде прогрессивных разработок и их грамотному приложению к производственным процессам – на первое место выходят такие качества руководителя ИТ-службы, как умение обосновать необходимость внедрения новых технологий с точки зрения бизнеса, верно спрогнозировать результаты и преимущества этого процесса и, главное, суметь донести все это до высшего управляющего звена предприятия и непосредственных пользователей, не потеряв кредит доверия на будущее. Как показывает практика, такой подход требует коренной перестройки образа мышления ИТ-руководителя и изменения его положения в корпоративной иерархии. Однако ключевой фигурой, обеспечивающей проекту гарантированный успех, по единодушному мнению участников круглого стола, является “спонсор” проекта – представитель высшего управленческого звена предприятия, способного не только осознать необходимость и своевременность технологических и технических изменений, влекущих за собой дополнительные конкурентные преимущества, но и организовать поддержку проекта на протяжении всего жизненного цикла.

На завершившем мероприятие традиционном фуршете, участники конференции обменялись впечатлениями о полученной информации и отметили безусловную пользу подобных мероприятий для руководителей столь высокого уровня компетенции в области ИТ. Вместе с тем, ими была высказана заинтересованность в более детальной проработке некоторых вопросов, предложенных в этот раз к рассмотрению. По изначальному замыслу организаторов конференции, эти пожелания станут основой для запланированных на будущее встреч ИТ-менеджеров и управленцев высшего уровня.

Центральный федеральный округ