In English

Ключевые характеристики деятельности: держим руку на пульсе бизнеса

13.06.2002

Ключевые характеристики деятельности: держим руку на пульсе бизнеса
В конце мая 2002 года компании АйТи и Oracle при участии PWC Consulting (A Business of PricewaterhouseCoopers) провели конференцию “Измерение характеристик бизнеса – ключевой аспект повышения эффективности организации. Современные инструменты, лучшие мировые практики”. Присутствовавшие на ней менеджеры высшего и среднего звена познакомились с передовыми технологиями управления организацией на основе управленческого анализа, измерений и использования сбалансированной системы (Balancrd Scorecard – BS) ключевых показателей эффективности бизнеса (Key Performance Indicators – KPI).

Для построения таких систем, введенных в обращение Робертом Капланом и Дэйвидом Нортоном еще в 1990 году, выделяются наиболее значимые для предприятия показатели его деятельности. Технология управления с использованием сбалансированной системы ключевых показателей базируется на формализации и группировке всех ключевых факторов успеха в рамках основных предметных областей, по которым осуществляется контроль достижения стратегических целей и задач, стоящих перед организацией.

Системы анализа ключевых показателей эффективности предприятия позволяют:
  • осуществлять стратегическое планирование и постоянно производить управленческий контроль достижения целей компании
  • формулировать стратегические цели и задачи компании в операционных понятиях, доступных для понимания конкретным исполнителем
  • комплексно оценивать деятельность предприятия на основе постоянного контроля и управленческого анализа наиболее существенных аспектов, таких как финансы, отношения с внешним миром, т.е. с клиентами, поставщиками и т.д.,
  • анализировать внутреннее состояние компании
  • осуществлять оценку как достигнутых результатов, так и процесса их достижения
  • определять важнейшие факторы успеха и концентрировать усилия всех подразделений компании на достижении целей по этим направлениям
  • ускорять процесс принятия управленческий решений на основании сформированных приоритетов в деятельности предприятия
  • На протяжении нескольких последних лет обсуждения вращаются вокруг проблемы “увязывания бизнес-процессов и технологий”. В зависимости от контекста меняется предметная область, инструменты, поставщики, методики и пр. Цель прошедшей конференции, организованной компаниями-экспертами – продемонстрировать собранные, правильно расставленные и сведенные в единую непротиворечивую систему такие понятия и категории, как “ключевые показатели деятельности организации”, “информационно-аналитические системы”, “поставщики и пользователи информации”, “информационная служба предприятия”.
Конференция привлекла внимание многих руководителей ИТ-служб, финансовых директоров и директоров по развитию предприятий из различных отраслей экономики (финансы, банковское дело, нефтегазовая отрасль, телекоммуникации, металлургия, транспорт, торговля, машиностроение и др.).

Все они в силу их управленческой деятельности должны принимать решения на основе большого числа разнообразных показателей. Поэтому одной из приоритетных задач для этих специалистов является выделение из многочисленных отчетов лишь ряда наиболее важных бизнес-показателей, дающих реальное представление о работе подразделения и предприятия в целом и позволяющих своевременно принимать обоснованные решения, как стратегические, так и оперативные.

Программа конференции последовательно и методично – от общего к частному – освещала проблематику через призму различных точек зрения специалистов ИТ и потребителей информации. Круглый стол “Формирование ИТ–стратегии организации по построению информационно-аналитических систем в соответствии с требованиями бизнеса” продемонстрировал, что в ходе дискуссий участники конференции пришли к единому мнению и пониманию того, что современный бизнес можно охарактеризовать как сверхбыстрый. Чтобы сделать свой бизнес успешным, нужно контролировать его состояние в любой момент времени и выделить значимые показатели состояния. Набор ключевых показателей, по которым можно оценивать деятельность, строить среднесрочные и долгосрочные прогнозы, для каждой организации должен быть определен индивидуально, с учетом отраслевой специфики, положения на рынке, стратегических задач и тактики ведения бизнеса.

Для сбора, хранения, извлечения и анализа накопленных данных уже существуют специализированные высокотехнологичные средства и системы. Помимо сокращения временных затрат на обработку больших массивов информации, благодаря наличию интеллектуальных аналитических функций, они позволяют любому менеджеру среднего звена после обучения стать экспертом в своей области. Кроме того, внедрение таких систем увеличивает возврат на уже сделанные в ИТ инвестиции.

Как показывает собственный опыт компаний – организаторов конференции, формирование системы ключевых показателей, выбор технологии их агрегирования и обработки – процесс трудоемкий и длительный, требующий глубоких экономических знаний, детального изучения всех бизнес-процессов организации и владения современными технологиями. Ни один даже самый высококлассный специалист не в состоянии проделать эту работу самостоятельно. Если будет создана эффективная команда, заинтересованная в успехе, то будет и результат. Такая команда должна включать в себя потребителей информации, которые могут четко сформулировать ожидания от системы; ИТ-специалистов, которые знают, где и как хранится требуемая информация; поставщиков решений и продуктов, а также консультантов и интеграторов, которые на основании накопленного опыта, в том числе мирового, могут взять на себя работу от формулирования требований к системе до поставки и сопровождения требуемого ПО и оборудования.

Организаторы конференции – компании АйТи и Oracle – благодарят всех принявших участие в ее работе. Наиболее интересные отзывы, комментарии и предложения, высказанные в ходе обсуждения вопросов, касающихся эффективного ведения бизнеса за счет наиболее рационального использования сбалансированных систем KPI, будут учтены при подготовке следующих мероприятий.

Центральный федеральный округ