In English

Опыт компании АСПЭК подтверждает: вложения в АйТи-Ойл окупаются сторицей

31.10.2002

Опыт компании АСПЭК подтверждает: вложения в АйТи-Ойл окупаются сторицей
24 октября 2002 года в Ижевске состоялась конференция “Автоматизация управления сетью АЗС – решение бизнес-задач: опыт компании АСПЭК”, организованная ЗАО “АСПЭК” – крупнейшим независимым оператором сбыта нефтепродуктов Республики Удмуртия и компанией АйТи – ведущим российским системным интегратором.
Основная цель этого мероприятия состояла в знакомстве специалистов нефтесбытового бизнеса с передовыми решениями по автоматизации АЗС и АЗК и практическим опытом в области создания комплексной системы управления сетью АЗС/АЗК.

Менеджеры высшего и среднего звена, принявшие участие в конференции, на конкретном примере увидели, как благодаря грамотному подходу к автоматизации сети АЗС они могут обеспечить себе все необходимые условия для принятия стратегически важных решений:
  • четкий контроль работы всей сбытовой сети (от итогов работы смены на отдельно взятой АЗС до суммарных бизнес-показателей всех каналов сбыта)
  • получение своевременной и достоверной информации, позволяющей составить реальное представление о текущем положении дел и прогнозировать развитие ситуации в перспективе
  • возможность использования открывшихся резервов для развития бизнеса и повышения конкурентоспособности компании
Ключевая тема конференции – проект комплексной автоматизации сети АЗС и АЗК ЗАО “АСПЭК”, который компания АйТи осуществила в начале нынешнего года на основе своего решения АйТи-Ойл. Его отличительная особенность состоит в том, что:
  • изначально заказчик ставил перед собой задачи, нацеленные на повышение эффективности и прибыльности бизнеса в целом, а не сосредоточился на извлечении сиюминутной выгоды
  • это первый российский системный проект по автоматизации управления сетью АЗС/АЗК (за несколько месяцев был проведен полный комплекс работ – от предпроектного обследования и поставки всего необходимого для его реализации до адаптации системы под индивидуальные особенности и потребности заказчика с последующим техническим сопровождением созданной системы)
Возможность “от первого лица” узнать все подробности и рабочие моменты этого уникального проекта привела в Ижевск более 30 специалистов из различных регионов России и стран СНГ. Те же, кому по тем или иным причинам не удалось оформить командировку, смогут получить базовую информацию со страниц специализированных и деловых СМИ, заинтересовавшихся проектом. Хотя ни одна публикация не сможет донести ту атмосферу, которой была охвачена и сама конференция, и, особенно, демонстрация функциональных возможностей системы в реальных условиях работы сети АЗС/АЗК АСПЭКА. Операторы АЗК и менеджеры процессингового центра Управления АЗС с готовностью отвечали на любые вопросы, касающиеся механизма обмена данными, в том числе механизма поступления сведений о безналичных расчетах за услуги и товары многочисленных АЗК ЗАО “АСПЭК”. (Любопытная деталь: ассортимент магазинов АСПЭКовских АЗК привлекает в ряды постоянных клиентов этой розничной сети не только водителей, но и жителей ближайших домов).

Позже, обмениваясь впечатлениями об увиденном, участники конференции – как коллеги АСПЭКа, так и представители финансовых структур – отмечали большую практическую пользу от посещения АЗК и офиса этой многопрофильной компании. Каждый из них высказал слова благодарности организаторам конференции, сумевшим максимально корректно и доходчиво продемонстрировать возможность последовательного достижения стратегических целей бизнеса с помощью использования систем автоматизации.

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА

Проблемы бизнеса

Не секрет, что многим владельцам АЗС и АЗК (независимо от того, сколько точек находится у них в подчинении) приходится сталкиваться с рядом типичных проблем, которые воспринимаются как неотъемлемая составляющая бизнеса.
  • Как привлечь на свои автозаправки больше клиентов?
  • Как выявить и предупредить случаи злоупотребления на местах?
  • Как обеспечить оперативное и бесперебойное снабжение АЗК нефтепродуктами и сопутствующими товарами в требуемом количестве?
Стремясь выжить в жесткой конкурентной борьбе и повысить доходность своего бизнеса, каждый из них выбирает собственную стратегическую линию и предпринимает определенные усилия по изучению потребностей клиентов, оснащению АЗС, а также по грамотному позиционированию своей сети и продвижению торговой марки. Однако рано или поздно наступает момент, когда владелец сети АЗС/АЗК должен четко построить все бизнес-процессы своего предприятия (это касается и работы персонала, и логистики, и системы учета и контроля), и тогда встает вопрос о необходимости автоматизации АЗК.
Вместе с тем, устоявшийся взгляд на автоматизацию АЗК как на некий сопутствующий процесс приводит к тому, что его финансирование ведется по остаточному принципу, а автоматизированные бизнес-процессы остаются автономными даже в пределах одной АЗС. Вот и выходит на новых АЗК проблемы остаются старыми:
  • недобросовестный персонал продолжает решать свои проблемы за счет компании
  • внушительная часть средств, предназначавшихся для развития бизнеса, проходит мимо кассы
  • владельцы, “удачно” сэкономившие на автоматизации, несут новые потери и уступают свои позиции конкурентам
  • Эффективное решение. Опыт компании АСПЭК.

Руководство ЗАО “АСПЭК” изначально подошло к вопросу модернизации своей сети АЗС и АЗК с иной точки зрения. Стремясь усилить позиции своей компании на региональном нишевом рынке, оно поставило перед собой задачи:
  • повысить эффективность и прибыльность бизнеса за счет сокращения издержек, исключения технологических потерь при реализации топлива и повышения прозрачности сети на всех уровнях
  • реализовать передовые маркетинговые схемы привлечения новых и удержания существующих клиентов
  • поддерживать и развивать высокий уровень технической оснащенности АЗК и АЗС
  • наладить четкий контроль и учет сопутствующих товаров и услуг, реализуемых в сети АЗС/АЗК
Именно эти задачи стали основной предпосылкой для принятия решения о создании единой комплексной системы управления сетью АЗС и АЗК – гибкой, открытой для дальнейшего развития, с оптимальным соотношением “цена-качество”. Кроме того, к обязательным характеристикам будущей системы добавились:
  • поддержание различных форм безналичных платежей
  • работа со всеми типами бензоколонок, установленных на АЗС и АЗК АСПЭКа
  • небольшой срок окупаемости проекта
В середине 2001 года, изучив предложений различных компаний, специалисты ЗАО “АСПЭК” остановили свой выбор на системе АйТи-Ойл, разработанной российским системным интегратором – компанией АйТи. Такой выбор был сделан благодаря очевидным преимуществам этой системы:

АйТи-Ойл является единым комплексным решением, позволяющим объединить в единое информационное пространство территориально распределенные АЗК, региональные отделения и центральный офис управления сетью
функционирование комплекса не исключает использования оборудования разного типа
АйТи-Ойл дает возможность автоматизировать различные технологические процессы на АЗК в рамках единой системы
в состав решения входят компоненты, позволяющие автоматизировать все уровни нефтесбытовой сети: головной и региональный офисы, пост оператора АЗС/АЗК, а также система безналичных расчетов
Кроме того, опыт специалистов компании АйТи в создании и реализации подобных систем обеспечивает необходимые гарантии надежности и эффективности АйТи-Ойл.

Результаты пилотного проекта, выполненного АйТи на трех АЗС АСПЭКа, вполне удовлетворили заказчика, и в конце 2001 года сторонами был подписан договор на создание единой комплексной системы автоматизированного управления деятельностью сети АЗС/АЗК ЗАО “АСПЭК”.

Позиция ЗАО “АСПЭК” является наглядной демонстрацией системного подхода, предполагающего ряд последовательных шагов: анализ проблем и задач бизнеса – выбор решения, обоснованного этим анализом, и оценка эго эффективности – решение отдельных задач, ориентированных на достижение конечного результата комплексное решение.

Итоги проекта

Единая автоматизированная система управления деятельностью сетью АЗС и АЗК ЗАО “АСПЭК” была сдана в промышленную эксплуатацию в полном объеме в марте нынешнего года. Сегодня, спустя полгода после окончания основного этапа проекта, она успешно решает все бизнес-задачи, поставленные руководством АСПЭКа перед исполнителями проекта. На 22 АЗС и АЗК ЗАО “АСПЭК” в единую систему управления объединены все основные операции:
  • управление топливораздаточными колонками (“DresserWayne”, “НАРА”, “Instrumentointi”)
  • продажа нефтепродуктов и сопутствующих товаров за наличные и по смарт-картам
  • обеспечение обмена необходимыми данными и информацией с офисом АСПЭК
  • готова к подключению система автоматического измерения параметров нефтепродуктов в резервуарах
Функциональные возможности компонента “АйТи-Ойл: Региональный Офис” позволяют персоналу Управления АЗС АСПЭК (г. Ижевск)
  • своевременно формировать необходимые отчеты о реализации нефтепродуктов и сопутствующих товаров по различным срезам: по конкретным АЗС, по товарным группам, по видам товаров и т.д.
  • управлять ценами, скидками и наценками, платежными средствами как во всей сети, так и на отдельных АЗС
  • осуществлять рациональное планирование и своевременную доставку товаров на АЗС
  • оперативно обмениваться информацией с АЗС о ходе реализации нефтепродуктов и дополнительных товаров (эта функция обеспечивается в результате интеграции АйТи-Ойл с бухгалтерской системой ЗАО “АСПЭК”)
  • контролировать параметры нефтепродуктов (эта функция будет реализована в ближайшее время)
В свою очередь компонент “АйТи-Ойл: Оператор АЗК” дает возможность персоналу автозаправок
  • управлять оборудованием АЗС, отпуском нефтепродуктов и сопутствующих товаров,
  • контролировать параметры нефтепродуктов в резервуарах (эта функция будет реализована в ближайшее время).
Система безналичных расчетов, построенная на решении SmartCity (еще один программный продукт компании АйТи, входящий в решение АйТи-Ойл), позволяет клиентам АСПЭКа рассчитываться за товары и услуги АЗК как за наличные, так и используя персональные пластиковые карты с микропроцессором (смарт-карты). На сегодняшний день их выпущено около 20 тыс.

Кроме того, проводя эмиссию “топливных” и “дисконтных” смарт-карт, АСПЭК использует прогрессивные формы привлечения клиентов. Так, выкупив определенное количество бензина, фиксируемое “литровым кошельком” дисконтной карты, владелец смарт-карты получает право скидку как на товары и услуги АЗС, так и на товары и услуги других предприятий АСПЭКа: магазина автозапчастей, аптеки, автомойки и т.д. Таким образом, введя в обращение смарт-карты, АСПЭК
  • предложил своим клиентам новые гибкие схемы обслуживания,
  • получил в свое распоряжение эффективный инструмент для работы с постоянными клиентами
  • успешно реализовал дисконтную схему, ориентированную на привлечение новых и удержание существующих клиентов.
Все это предоставляет АСПЭКу значительные преимущества, позволяющие повысить эффективность работы АЗС, улучшить качество и скорость обслуживания клиентов, а также обеспечить четкий контроль за работой АЗС из офиса.
Перспективы проекта

В ближайшее время руководство ЗАО “АСПЭК” планирует:
  • приступить к использованию системы автоматического измерения параметров нефтепродуктов в резервуарах
  • расширить географию использования единой автоматизированной системы управления сети АЗС/АЗК за счет новых автозаправок, появившихся в ее арсенале
  • усовершенствовать торговую схему по реализации сопутствующих товаров
  • отработать новые схемы взаимодействия с клиентами

О компании АСПЭК (http://www.aspec.ru)
ЗАО “АСПЭК” – одно из крупнейших промышленных организаций Удмуртии, современное многопрофильное предприятие (среди направлений его деятельности: строительство, деревообработка, переработка сельхозпродуктов). Приоритетными направлениями деятельности АСПЭКа с 1994 года являются переработка нефти, а также оптовая и розничная реализация нефтепродуктов. Автомобильные бензины, дизельное и реактивное топливо, мазут, битумы и масла АСПЭК распределяет между тремя основными каналам сбыта – собственной сетью АЗС, экспортными поставками и свободным рынком внутри России.
Активное строительство собственных АЗС и АЗК АСПЭК начал в 1997 году. Сегодня предприятию принадлежит 26 АЗС, расположенных во всех городах Удмуртии и оснащенных топливораздаточными колонками высокого класса: “DresserWayne”, “НАРА”, “Instrumentointi”. На территории большинства АЗК расположены магазины сопутствующих товаров, автомойки, кафе-бистро, охраняемые стоянки транзитного транспорта, мастерские шиномонтажа и т.п.
Часть средств, вырученных от основного бизнеса, ЗАО “АСПЭК” вкладывает в социальную деятельность (благотворительность, спонсорство спортивных и культурных мероприятий).

Центральный федеральный округ