In English

Плоский дизайн? Простые интерфейсы? Командная строка убьет их все

29.07.2013, Торшин Дмитрий
Ссылка на запись:
http://torsh.in/commandlineforever/

Плоский дизайн? Простые интерфейсы? Командная строка убьет их все Пару лет назад сеть облетел видеоролик о том, как Microsoft видит будущее. В нем показывали постоянно улыбающихся американцев, которые работали с Office на прозрачных висящих в воздухе и размещаемых на стенах экранах, крутили и вертели графики и таблицы.

Ролик вызвал у меня недоумение – неужели представители одной из самых крупных ИТ-компаний мира действительно ТАК видят будущее развития ИТ-технологий?

По-моему, самое очевидное развитие интерфейсов — возврат к командной строке.

Технологии очень часто развиваются по спирали. Например, мы наблюдаем это облачными технологиями: сначала компьютеры были большими, потом стали персональными, сейчас снова все уходит в «сервера».

Интерфейсы будут развиваться так же: сначала была командная строка, затем появился графический интерфейс, но в будущем снова будет доминировать командная строка. Правда, немного другая.

Почему же это произойдет?

Потому, что человеку при работе на компьютере нужно решать конкретные задачи. Он хочет, например, просмотреть сообщения от коллег, ответить на них, а все важные превратить в напоминания или поручения. Он хочет не смотреть и долго и мучительно анализировать графики продаж, а получить ответ – «Продажи упали на 15% в сегменте ритейла, потому что у нас были проблемы с отгрузкой на складе». Он хочет не искать сайт недвижимости, а купить дом.

Что же дают графические интерфейсы? Они дают возможность как раз сидеть и анализировать, что-то выбирать, разбирать, и двигаться дальше. Но не решать конечную задачу.

Но вы не подумайте, я вовсе не хочу сказать, что интерфейс компьютера сведется к одной текстовой строке, куда надо будет писать сложные команды.

Суть в другом: компьютер должен получать сформулированную в контексте пользователя команду-вопрос (например, «Не опоздаю ли я сегодня на работу?»), понимать его смысл в зависимости от контекста пользователя («пользователь сейчас на станции метро Университет, ему ехать на метро Полежаевская; у него есть автомобиль на стоянке у дома, заправленный, но сейчас на улице -25, поэтому его надо еще греть; на дорогах много снега, так как всю ночь была метель») и давать четкий ответ на конечный вопрос: «Не опоздаете. Если поедете на машине – то скорее всего до работы путь займет около часа пятнадцати. Сегодня надо ехать на 15 автобусе до метро, а там в подземке, тогда суммарно уложитесь в сорок минут».

Совершенно неважно, как именно и куда будет сформулирован вопрос – компьютер может быть вмонтирован прямо в зеркало в ванной комнате, в умные часы, очки, трусы, чип под кожей. Он просто должен уметь давать ответ на конечный вопрос. Вопрос может быть задан устно, может быть написан, может быть оформлен лишь в виде мысли – это все детали. Но не нужны все эти пиктограммы, меню, списки – нужно лишь научить компьютер понимать вопрос пользователя и давать ответ.

До этого еще целая пропасть исследований, но последние шаги крупнейших ИТ-компаний говорят о том, что скорее именно в этом направлении все и будет развиваться, и они тоже это понимают. Siri от Apple, Острова от Яндекс, Now от Google и куча других сервисов – все они пока еще очень отдаленно, но напоминают именно такой подход.

По-моему, это очень круто. Вот оно – настоящее будущее, настоящие инновации. Это перевернет мир. Вот во что надо инвестировать, если есть свободные десятки миллионов долларов, и что вернется очень нескоро, но может дать колоссальные дивиденды. И изменить этот мир навсегда.

Центральный федеральный округ