In English

Четырехглавый дракон информационных технологий

10.06.2013, Славин Борис
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/26805

Четырехглавый дракон информационных технологий Казалось бы, только вчера в самолете, летевшем на Русский день, писал о доверии, но уже прошло три дня и вот уже лечу обратно. На серьезную работу сил не хватает (утреннее сочинское солнце выпарило энергию), поэтому решил опять себя занять блоготворчеством. Надеюсь, что Дима Мендрелюк не обидится, если на его (в последнее время слегка оскудевшем) ресурсе i-business я размещу свои размышлении о прошедшей конференции Международного компьютерного форума. Тем более что он тоже был в Сочи, и сможет со знанием дела возразить мне в комментариях или вообще написать свой пост.

Для меня это было первое участие в ежегодном мероприятии, собирающем лидеров ИТ отрасли. Тусовки CIO, где меня хорошо знают, и директоров ИТ-компаний – совершенно разные, как по людям, так и по формату. Мне из более сотни присутствующих на сочинском форуме человек, знакомыми были всего лишь около дюжины, хотя большинство участников хорошо знают друг друга. Программы CIO конгрессов обычно готовятся коллегиально – программным комитетом, у поставщиков – не так, всю программу готовил один человек, продюсер форума, Сергей Карелов.

Не буду льстить организаторам, что программа удалась. Число выступающих явно превышало временные возможности конференции, и поэтому интересные дискуссии, которые назревали, не состоялись, а многие презентации – были либо скучными либо скомканными. Мне самому срезали время сообщения до 5 минут, в результате чего мало кто понял, что такое экспертная сеть. При таком регламенте было уже не до философии связи технологий и эпох: от постиндустриализма, через информационное общество, к обществу знаний. А ведь могло получиться, публика была вполне интересной.

Сама задумка Русского дня 2013 была интересной. Четыре темы: cloud, mobility, big data и social (Квадрофорс 2013) были центром обсуждения. Четырехглавый дракон современных информационных технологий! И были подняты нетривиальные (и важные для многих) проблемы. При обсуждении облачных технологий на форумах CIO чаще всего обсуждаются проблемы безопасности, причем исключительно в технологическом смысле. В Сочи четко прозвучал месседж, что безопасность облаков – это скорее психологическая (доверие к партнеру, предоставляющему такую услугу) и юридическая (кто ответит за сбои, утечку данных и т.п.) темы.

Облачные технологии – это аутсорсинг, доведенный до крайности, благодаря информационной эпохе. Для западных компаний аутсорсинг, являющийся основой постиндустриализма, уже давно стал общей идеологией формирования бизнес-среды, когда предприниматель должен думать не только о своем предприятии, и не только о сотрудниках, но и о партнерах, о социальном окружении бизнеса. ISO 26000 закрепил эту идеологию в виде стандарта. Россия же до сих пор не прошла этот путь, и поэтому облачные технологии в корпоративном бизнесе для нее столь же далеки, как и сами облака.

Интересной могла бы оказаться дискуссия о том, как цивилизованно «сворачивать» облачный бизнес. Доверие к партнеру складывается не только из опыта хороших отношений, но и из понимания того, как эти отношения могут быть прекращены. К сожалению, лимит времени на Русском дне не дал возможность выработать рецепты прекращения предоставления облачных услуг. Также осталась необсужденной и тема интеграции облачных сервисов, а ведь именно здесь лежат ответы и на вопросы доверия, и на вопросы перехода от одного клауд провайдера к другому.

Тема мобильности была, наверное, самой живой, хотя тоже не избежала чрезмерности презентаций и пагубного влияния лимита времени. Живость секции придал ее модератор Максут Шадаев, который регулярно приводил примеры использования мобильных сервисов депутатами Государственной думы. Впрочем, эта тема не вызвала каких-либо глобальных дискуссий. Все согласились, что BYOD превращается в BYOX, где X – это и приложения и сервисы, а, следовательно, мобильность консьюмеризирует современные корпоративные информационные системы, что делает процесс информатизации предприятий воистину непростым делом.

Второй день форума начался с обсуждения Big Data. Продюсер Русского дня решил исправить ситуацию с монотонным чередованием докладчиков и отменил презентации (кроме, конечно, своей). И разгорелась дискуссия о том, что такое технология «Большие данные», уже сразу после выступления представительницы IDC. Надо ли сначала ставить задачу, а потом искать на нее ответы в куче информационного мусора, или наоборот – непрерывно ковыряться в большом количестве данных, выуживая из них идеи и задачи. Последний подход отстаивали Карелов с Мацоцким, приведя в качестве примера сервис 23andMe, который предоставляя данные о генетике, заставляет человека по-другому взглянуть на свою жизнь, хотя он и не собирался задумываться об этом.

Но сутевого анализа, что такое Big Data и какие перспективы у этой технологии, участники Русского дня не дали. Поэтому постараюсь немного исправить ситуацию. Действительно, данные, накапливаемые человечеством, растут экспоненциально. Хороший пример был приведен на форуме, что перелет самолета из Европы в Америку «генерит» данные, объем которых составляет пятую часть от всей информации, создаваемой Facebook за день. А сколько таких самолетов, и не только самолетов создают новые данные? Однако не всякие данные являются информацией. Информация должна быть создана или потреблена человеком. А, следовательно, информация не может расти экспоненциальными темпами, она ограничена «пропускной способностью» приемных органов человека. В книге «Эпоха коллективного разума» я привел ряд оценок, показывающих ограничения роста информации.

Но не только не все данные являются информацией, но и не вся информация является знанием, т.е. тем продуктом, производство которого станет основным в следующем за информационным обществе. Человек большую часть своего времени тратит на такую информационную деятельность, которая не создает новых знаний. Например, во время управления автомобилем, во время рутинного труда и т.д. И вот здесь как раз и необходима технология Big Data, которая «интеллектуализируя» накопленные данные, позволяет избавить человека от такой информационной деятельности, которая не связана с созданием новых знаний.

Алгоритмизация большого числа данных, созданных благодаря огромному числу различных девайсов (видеокамер, телефонов и радиоприемников, датчиков, вычислительных устройств), дает возможность подсказывать человеку (например, в управлении автомобилем или самолетом, станками, программами), а в некоторых случаях и вовсе его заменять (полностью автоматизирую те или иные процессы). Big Data – это технология, которая призвана автоматизировать информационную деятельность человека, не связанную с созданием нового знания. Да, иногда надо покопаться в «куче мусора» для вдохновения, но все же лучше целенаправленно использовать информационный мусор для переработки его в новые интеллектуальные продукты или услуги, заменяющие неинтеллектуальный труд.

Тема social должна была стать кульминацией Квадрофорса 2013. Но, увы, продюсер вернулся к старому формату череды презентаций (возможно, для того, чтобы презентовать свой проект – витологию), и времени для дискуссий о сути социальных технологий не осталось. Ускоренные к концу секции презентации уже не могли побороть обеденный призыв желудков участников форума, и аплодисменты раздавались скорее в качестве поощрения окончания выступления, чем в поддержку высказанных идей. А ведь социальные и знаниевые технологии (вопреки скепсису Мацоцкого, подводившему итоги этой секции) – это реально технологии будущего. И страны, которые начали строить СМАРТ общество, делают ставку именно на социальные системы управления компетенциями и знаниями.

...И все-таки Русский день состоялся. В кулуарах продолжались споры и обсуждения, не нашедшие места в программе. А текила-пати, мастер-класс Давида Яна о вреде соли, и заключительный концерт – сплотили участников вокруг инновационных идей «квадрофорса». Четырехглавый дракон не такой уж страшный и непознанный. С ним можно иметь дело.

Центральный федеральный округ