In English

Можно ли уже читать цифровые журналы на iPad? Личный опыт

14.03.2013, Торшин Дмитрий
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/post/25968

Можно ли уже читать цифровые журналы на iPad? Личный опыт
Несколько месяцев я не покупал любимый «Бизнес журнал», поскольку статьи в нем за несколько лет постоянного чтения стали приедаться. Но вот пауза выдержана – пора посмотреть, что изменилось. К своему удивлению я обнаружил, что журнал «похудел» и вырос в цене в полтора-два раза. Последний раз я наблюдал такое с журналом GAME.EXE, выпускавшемся, к слову, тем же издательским домом. Финал той истории известен – это были симптомы смерти издания.

Постепенное угасание бумажной прессы и полки архивов старых журналов подвигли меня провести новый эксперимент и посмотреть, нельзя ли наконец начать покупать периодику в электронном виде в iPad, благо почти все журналы там уже появились. На то, чтобы разобраться с темой, было потрачено около шести часов на исследование и еще несколько дней на использование, поэтому я не претендую на истину в последней инстанции, но уже могу поделиться собственными ощущениями.

Тестировал я на iPad Retina с двумя аккаунтами: российским и американским, чтобы посмотреть разницу между Киосками в этих странах. Для упрощения буду все цены приводить в долларах, которые в российском iTunes почему-то равны 33 рублям.

1. действительно, большинство журналов оказалось доступно в электронном виде в Киоске iPad. Это касалось как российских, так и американских изданий.

2. ценообразование сначала очень удивило. Выпуск одного журнала стоит обычно $3.99 или $4.99, что в России, что в Америке. Но если подписаться на хотя бы 1 месяц (что как раз равно 1 выпуску) – то цена падает до $1.99 за журнал. А если подписаться на год – то цена падает еще, и можно смело купить журнал уровня National Geographic на 12 месяцев за $11.99, то есть по 1 доллару за месяц. Сначала я удивлялся, почему выпуск журнала стоит вдвое дороже подписки на него же на 1 месяц, но потом хитрость раскрылась – при подписке автоматически активируется автосписание с карты средств за последующие периоды, а доступны становятся только новые выпуски журнала. Тебя сажают на крючок и пытаются дополнительно заработать, продавая старые выпуски (!).

3. большинство изданий имеет как минимум 1 выпуск бесплатно. Читать его нужно обязательно по причине очень разного качества цифровых изданий (ниже я расскажу подробнее). Вторая причина – вы сможете понять, подходят ли вам цифровые журналы вообще, не потратив ни копейки.

4. многие издания не занимаются выпуском цифровой версии самостоятельно, доверяя это третьим сторонам. Например, тот же «Бизнес журнал» оказался в Киоске в двух (!) экземплярах, причем один из них был, как оказалось, Томский (и перестал обновляться), а второй – вообще непонятно какого дистрибьютора, и номер там сильно запаздывал – уже было 10 марта, бумажный номер за март давно лежал на полке, а в Киоске все продавали февральский. На сайте «Бизнес журнала» об этом не было ни слова. Купить его я так и не решился – бесплатного «пробника» нет, оценить качество нельзя, опоздание с выпуском и непонятный издатель вызывают сомнения.

5. некоторые журналы размещают цифровую версию нового выпуска раньше, чем бумажную, например, в субботу вместо понедельника. Из просмотренных мною дальше всех пошел Forbes – уже 10 марта там появился выпуск, обозначенный как «25 марта». Это несомненный плюс цифровой версии.

6. цифровые журналы, которые стоят в бумажном виде дорого, стоят столько дорого и тут. Например, газета «Ведомости» или журналы издательского дома «Актион-Медиа» (Главбух, Генеральный директор, Коммерческий директор и др.) стоят десятки долларов за выпуск. Иными словами, ценен контент, а не носитель – не ждите, что в цифре будет сколько-нибудь существенно дешевле. Исключения есть (тот же National Geographic), но это именно исключения.

7. то же верно и для бесплатных изданий. Например, любимый хипстерами «Большой город» предлагается здесь бесплатно.

8. размеры некоторых журналов довольно объемны и измеряются сотнями мегабайт за выпуск. Это требует WiFi и, при большой библиотеке, много памяти в iPad.

9. читать журналы вне iPad не получится. Это очень досадно, потому что на моем iMac 27”, экран которого в десять раз больше iPad, многие журналы, уверен, смотрелись бы сильно лучше. Почему Apple не выпустит приложение хотя бы для Mac OS X (я уже не говорю про веб-версию) – не совсем понятно. Аналогична ситуация с книгами – если купленную в iBooks за $9.99 книгу можно читать только на iPad и iPhone, то ее же, купленную за те же $9.99 в магазине Amazon.com, можно читать в iPad, iPhone, Kindle, Kindle Fire, любых смартфонах и планшетах на Android, Windows Phone, в любом браузере на любом компьютере. И если я выбираю, где мне купить электронную книгу, то я куплю ее в iBooks только в одном случае: если ее не будет на Amazon.com. Честно говоря, это кажется странным, и с журналами ситуация повторяется. Но тут, насколько я понимаю, и альтернативы Киоску пока нет.

10. электронные журналы из Америки – отличный способ читать их прессу, если это интересно. Получать их в бумажном виде или в виде сканов – удовольствие сомнительное, и тут Киоску от Apple надо отдать должное – для неамериканцев это действительно что-то новое. Тот же английский учить таким образом гораздо интереснее.

Отдельно хочу остановиться на том, как журналы выглядят, и почему надо обязательно читать бесплатный выпуск до покупки.

Фактически, журналы в Киоске – это приложения, которые интегрированы с Киоском, а значит – их нужно разрабатывать. В условиях, когда рынок продажи цифровых изданий еще небольшой, издатели не спешат инвестировать в это направление, и потому идут по пути минимизации затрат (повторяя во многом путь издателей музыки в начале 2000-х, что как бы намекает…). Отсюда и отдельные издатели, и применение готовых решений. Самое распространенное – это перенос полноразмерной версии страниц в стандартное приложение ZEN или другое, так что журнал выглядит (и работает) как обычный PDF. Если вы когда-нибудь читали PDF на iPad то наверняка знаете, как это мучительно неудобно: экран iPad как минимум вдвое меньше размера журнального листа (представьте, как это смотрится на iPad mini!), и весь и без того мелкий текст становится нереально мелким. Читать это – настоящее мучение, удовольствия не доставляет никакого. И если вы видите именно такой журнал в «пробнике» – вы с очень высокой вероятностью такое не купите, если не мазохист или сами не издаете этот журнал.

Складывается такое ощущение, что это замкнутых круг: издатели практически без адаптации переносят бумажную верстку на iPad; пользователи читают и плюются; издатели думают, что пользователи не готовы покупать в цифре вообще (не понимая, что дело именно в формате) – и не инвестируют в развитие цифровых версий. В итоге все повторяется.

Но не все так плохо. Например, по результатам своего исследования я подписался на журнал Bloomberg Businessweek+, который при помесячной оплате стоит всего $2.99 в месяц и выходит еженедельно. Его можно считать почти эталоном – верстка тут особая, никаких PDF. Контент разбит по разделам, с рубрикаторами, поиском, меню, аудиовставками, отдельными схемами-инфографикой, которые открываются отдельно от текста, и даже видеороликами из выпусков Bloomberg TV, посвященных теме, которую вы читаете. Можно настроить под себя шрифты. Безусловно, тут пришлось вложиться и в разработку приложения, и в адаптацию контента, но зато эффект – отлично! Читать приятно. Удобно. Я купил!

Почти так же хорош National Geographic – адаптирован, красив, удобен. Фотографии природы на Retina-дисплее смотрятся ну очень круто, точно лучше, чем в бумажной версии. Это уже не просто статичный текст и картинки, это интерактив, который ближе к веб-сайту, чем к странице журнала. И за такое я готов платить как пользователь – за меня делают выборку профессионального контента, подают его мне «вкусно», приправив прикольными элементами, по которым пока срабатывает «эффект новизны». И потому я и подписываюсь на это.

Кстати, российских журналов, специально адаптированных под Киоск iPad, в разы меньше, чем американских. Видимо, в цифровую дистрибуцию у нас почти совсем никто не верит.

Итоги можно подвести так.

Судя по предлагаемому контенту, отрасль цифровой дистрибуции периодики находится еще в самом начале, времени «early adopters», массовым потребителем тут и не пахнет. Пока несовершенно все – от методики подписки и устройств для чтения до контента и форматов изданий. Еще далеко не все журналы готовы к тому, чтобы их можно было без отвращения читать в электронном виде, но первые появившиеся экземпляры, сделанные по чисто цифровому подходу, доказывают, что за этим будущее, и я голосую за это своим кошельком. Когда же издатели поймут, что создание цифровой версии в Киоске не дороже веб-сайта, но при этом контент тут можно реально продавать, а еще и размещать так же, как и в бумажной версии, рекламу, будет нам с вами счастье. Пробуйте! 

Центральный федеральный округ