25.10.2012, Купцов Сергей

Сегодня поговорим о размещении и применении полиса ОМС на УЭК. Вот как это кратко описано в двух законах:
- ФЗ 210 от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Глава 6, статья 23 п 5-2 – «Универсальная электронная карта должна иметь федеральные электронные приложения, обеспечивающие получение государственных услуг в системе обязательного медицинского страхования (полис обязательного медицинского страхования)»
- ФЗ N 326 от 29 ноября 2010 г. «Об ОМС» Статья 45 п 2 «Полис обязательного медицинского страхования обеспечивается федеральным электронным приложением, содержащимся в универсальной электронной карте, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ. Единые требования к полису обязательного медицинского страхования устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования»
Из предметных нормативных документов существуют только закрытые документы ОАО УЭК, которые описывают спецификации приложений УЭК, функциональную архитектуру, требования к терминалам и пр. Там же описаны форматы и состав данных сектора ОМС.
Как при выпуске УЭК в пункте выдачи Уполномоченной организации субъекта (УОС) на карту записываются данные ОМС? Где уполномоченная организация их берет? Ответ такой: в УОС формируется пакет данных, отправляется в федеральную уполномоченную организацию, а та в свою очередь отправляет запрос в Единый Регистр Застрахованных лиц ФФОМС. Данные, полученные из регистра, передаются обратно для записи на карту. Если данные по какой-то причине в ЕРЗ отсутствуют, федеральный фонд по внутренней процедуре запрашивает территориальные фонды ОМС.
Все ли хорошо? Разумеется, нет. Есть много принципиальных проблем и мелких вопросов, которые предстоит решать. Всем очевидно, что внедрение федеральных сервисов затягивается, и очень неравномерно внедряются региональные сегменты ЕГИС Здрав. Это нужно принять как данность. Проект будет долгим, эмиссия УЭК будет существенно опережать готовность информационных систем к работе с ней. Разнородность медицинских информационных систем (МИС) и способов идентификации пациентов в здравоохранении, большое количество средних и мелких производителей МИС ставит серьезный вопрос о возможности их качественной интеграции с УЭК. Еще один существенный вопрос: отсутствие описанных и рекомендованных сценариев применения карты в медицине: сегодня разработчики не знают, в каких процессах использовать УЭК, это никем не определено.
Кроме технологических проблем необходимо решать и организационные вопросы. Одним из них является взаимодействие схемы выпуска и применения УЭК со страховыми медицинскими организациями (СМО), действующими на территориях. Как известно, страховые компании получают подушное финансирование по количеству застрахованных на территории, у них уже есть существующие учетные системы и налажены процессы обмена данными с ТФОМС. Не секрет, что на разных территориях существуют разные форматы и регламенты обмена. И появление еще одного участника, занимающегося эмиссией полисов ОМС, какими являются пункты выдачи УЭК уполномоченных организаций, серьезно обеспокоило все страховые организации. Технологическая схема обмена данными с учетом страховых компаний не определена, и этот пробел необходимо в ближайшее время устранить.
Из технологических проблем стоит отметить также вопросы по применению различных видов считывателей. Мы опытно столкнулись с проблемами считывания карт различными устройствами. Не под все операционные системы существуют драйверы. Очень много вопросов возникает по системе распределения сертификатов, стоп-листам и вообще по обслуживанию сегмента безопасности. Эта задача поступательно решается, но еще не все вопросы сняты. В случае работы с ведомствами ФУО фактически становится корневым удостоверяющим центром, который раздает пользователям мастер-ключи, а пользователи (такие, как ФОМС, ПФР) уже распределяют их по внутренним пользователям по определенному регламенту. Это накладывает на ведомства серьезные обязательства, в том числе и по обслуживающему персоналу.
Что бы можно было порекомендовать для «быстрого старта» проекта? Очевидно, что ФУО основную энергию приложит в области эмиссии самих карт и внедрении федеральных сервисов. Применение карт, стыковка с существующими системами, регламенты использования и сервисное обслуживание полностью ляжет на регионы. В этих условиях крайне необходимо разработать стандартные интерфейсы доступа МИС к данным УЭК, обеспечить посильность интеграции МИС без существенных доработок. Можно со мной не соглашаться, но я убежден, что особенности считывания машиночитаемых идентификаторов, работа с сертификатами и модели угроз должны быть скрыты от производителей прикладных информационных систем. Разработчикам должны быть переданы готовые средства для интеграции. Исходные коды нижнеуровневых библиотек и средства криптозащиты необходимо сохранить за оградой ОАО «УЭК». И последняя важная рекомендация: Минздраву РФ совместно с ФОМС необходимо срочно организовать разработку нормативной документации по регламентам использования и сценариями применения УЭК в ЕГИС Здрав.