In English

А что с полисом ОМС на УЭК?

25.10.2012, Купцов Сергей
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/23761

А что с полисом ОМС на УЭК? Уже ясно, что в ближайшее время начнется полномасштабный выпуск УЭК, сроки никто переносить не собирается. Кроме идентификационного и банковского приложения на карте будут существовать несколько секторов данных, которые в некоторых нормативных документах ошибочно названы «приложениями».

Сегодня поговорим о размещении и применении полиса ОМС на УЭК. Вот как это кратко описано в двух законах:
  • ФЗ 210 от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Глава 6, статья 23 п 5-2 – «Универсальная электронная карта должна иметь федеральные электронные приложения, обеспечивающие получение государственных услуг в системе обязательного медицинского страхования (полис обязательного медицинского страхования)»
  • ФЗ N 326 от 29 ноября 2010 г. «Об ОМС» Статья 45 п 2 «Полис обязательного медицинского страхования обеспечивается федеральным электронным приложением, содержащимся в универсальной электронной карте, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ. Единые требования к полису обязательного медицинского страхования устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования»
Сектор ОМС на карте будет иметь данные о едином номере полиса ОМС, страховой принадлежности, территории страхования и сроках страхования. В совокупности с данными о владельце, записанными в идентификационном приложении, эти данные будут использоваться для идентификации пациента в различных медицинских учреждениях. Машиночитаемый полис ОМС на УЭК даст возможность применения различных сервисов по подтверждению оказанных услуг, смене страховой организации.

Из предметных нормативных документов существуют только закрытые документы ОАО УЭК, которые описывают спецификации приложений УЭК, функциональную архитектуру, требования к терминалам и пр. Там же описаны форматы и состав данных сектора ОМС.

Как при выпуске УЭК в пункте выдачи Уполномоченной организации субъекта (УОС) на карту записываются данные ОМС? Где уполномоченная организация их берет? Ответ такой: в УОС формируется пакет данных, отправляется в федеральную уполномоченную организацию, а та в свою очередь отправляет запрос в Единый Регистр Застрахованных лиц ФФОМС. Данные, полученные из регистра, передаются обратно для записи на карту. Если данные по какой-то причине в ЕРЗ отсутствуют, федеральный фонд по внутренней процедуре запрашивает территориальные фонды ОМС.

Все ли хорошо? Разумеется, нет. Есть много принципиальных проблем и мелких вопросов, которые предстоит решать. Всем очевидно, что внедрение федеральных сервисов затягивается, и очень неравномерно внедряются региональные сегменты ЕГИС Здрав. Это нужно принять как данность. Проект будет долгим, эмиссия УЭК будет существенно опережать готовность информационных систем к работе с ней. Разнородность медицинских информационных систем (МИС) и способов идентификации пациентов в здравоохранении, большое количество средних и мелких производителей МИС ставит серьезный вопрос о возможности их качественной интеграции с УЭК. Еще один существенный вопрос: отсутствие описанных и рекомендованных сценариев применения карты в медицине: сегодня разработчики не знают, в каких процессах использовать УЭК, это никем не определено.

Кроме технологических проблем необходимо решать и организационные вопросы. Одним из них является взаимодействие схемы выпуска и применения УЭК со страховыми медицинскими организациями (СМО), действующими на территориях. Как известно, страховые компании получают подушное финансирование по количеству застрахованных на территории, у них уже есть существующие учетные системы и налажены процессы обмена данными с ТФОМС. Не секрет, что на разных территориях существуют разные форматы и регламенты обмена. И появление еще одного участника, занимающегося эмиссией полисов ОМС, какими являются пункты выдачи УЭК уполномоченных организаций, серьезно обеспокоило все страховые организации. Технологическая схема обмена данными с учетом страховых компаний не определена, и этот пробел необходимо в ближайшее время устранить.

Из технологических проблем стоит отметить также вопросы по применению различных видов считывателей. Мы опытно столкнулись с проблемами считывания карт различными устройствами. Не под все операционные системы существуют драйверы. Очень много вопросов возникает по системе распределения сертификатов, стоп-листам и вообще по обслуживанию сегмента безопасности. Эта задача поступательно решается, но еще не все вопросы сняты. В случае работы с ведомствами ФУО фактически становится корневым удостоверяющим центром, который раздает пользователям мастер-ключи, а пользователи (такие, как ФОМС, ПФР) уже распределяют их по внутренним пользователям по определенному регламенту. Это накладывает на ведомства серьезные обязательства, в том числе и по обслуживающему персоналу.

Что бы можно было порекомендовать для «быстрого старта» проекта? Очевидно, что ФУО основную энергию приложит в области эмиссии самих карт и внедрении федеральных сервисов. Применение карт, стыковка с существующими системами, регламенты использования и сервисное обслуживание полностью ляжет на регионы. В этих условиях крайне необходимо разработать стандартные интерфейсы доступа МИС к данным УЭК, обеспечить посильность интеграции МИС без существенных доработок. Можно со мной не соглашаться, но я убежден, что особенности считывания машиночитаемых идентификаторов, работа с сертификатами и модели угроз должны быть скрыты от производителей прикладных информационных систем. Разработчикам должны быть переданы готовые средства для интеграции. Исходные коды нижнеуровневых библиотек и средства криптозащиты необходимо сохранить за оградой ОАО «УЭК». И последняя важная рекомендация: Минздраву РФ совместно с ФОМС необходимо срочно организовать разработку нормативной документации по регламентам использования и сценариями применения УЭК в ЕГИС Здрав.

Центральный федеральный округ