In English

Закат ИТ или переход в новое качество?

18.10.2012, Славин Борис
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/23621

Закат ИТ или переход в новое качество? Летом узнал, что министр по ИТ Свердловской области Ирина Богданович была уволена вместе с должностью. Больше такое министерство в Екатеринбурге не нужно. Почему обратил внимание? Несколько лет назад от имени Союза ИТ-директоров я писал письмо губернатору Челябинской области Юревичу о том, что уже многие регионы (и в частности соседний, с которым по жизни челябинцы конкурируют) обзавелись министерствами по ИТ. Более высокий уровень ИТ службы позволяет решать более серьезные задачи. Юревич нас послушался и создал такое министерство, а вот пример из соседнего региона – «сдулся»!

Бог с ним, с Уралом. Придет более современный губернатор, исправит ситуацию. Но может быть, это первый звонок о том, что роль ИТ снижается? И захотелось поговорить еще раз, о том же самом вопросе.

ИТ индустрия порождает множество мифов и легенд. Они возникают и умирают с той же частотой, как и интерес к игрушкам у ребенка. Но есть один миф, который «живет» уже довольно долго, и будет существовать, видимо, столько же, сколько и сами информационные технологии. Это миф об особой, стратегической роли ИТ в бизнесе, да и в деятельности любой организации.

Долгожительство этого мифа понятно, ведь осознание важности ИТ – это залог успеха, и, соответственно, условие получения сверхприбылей высокотехнологичных компаний на корпоративном рынке. Даже если иссякает интерес к тем или иным инновациям, особая роль ИТ «должна» как минимум не снижаться.

Важное место в этой мифологии занимает вопрос о месте руководителя ИТ службы в «табели о рангах» на предприятиях. Нетрудно понять, что согласно задумке место это должно быть очень значительно. Появилась даже специальная аббревиатура для директора по информационным технологиям – CIO.

Аббревиатура CIO стала настолько распространенной, что её используют в названии журналов, конференций и рейтингов, а вопрос к руководителю ИТ службы: «Считаете ли вы себя CIO?», теперь означает лишь одно: «А занимаете ли вы соответствующий уровень в компании?». Вместе с тем необходимость должности CIO для компании или для региона не всегда очевидна, подчас апологеты особой роли руководителя ИТ службы ничего в качестве объяснения, кроме внушения, что такая роль должна быть, предложить не могут.

Понятно, что проблема позиционирования руководителя ИТ службы в компании невозможна без понимания того, какую роль ИТ играет в деятельности современного предприятия. Статья американского публициста Николаса Карра в Harvard Business Review в мае 2003г. (с хлестким названием «IT Doesn't Matter» («ИТ не имеет значения»), наделала много шуму. В этой статье и последующих за ней публикациях Н. Карр говорит о том, что информационные технологии, становясь все более доступными и стандартизованными, теряют функцию конкурентного пре-имущества, и, следовательно, свою особую роль в стратегии компании (аналогично, по его мнению, снижается и роль ИТ директора). Нетрудно догадаться, что автор этих идей подвергся всеобщей обструкции как со стороны ИТ директоров, так и со стороны поставщиков ИТ решений.

Nicholas_Carr.jpg
Николас Карр. Фото: Википедия

Вместе с тем Николас Карр прав – ИТ как инструмент автоматизации управления все меньше и меньше дают конкурентные преимущества бизнесу, уже мало кто делает ставку в борьбе за рынок на какие-то особые программные продукты. Более того, подавляющее число предлагаемых на рынке решений сильно мифологизированы в части их возможностей увеличения эффективности бизнеса. Один из основоположников методологии процессного управления и автор нотации ARIS Август-Вильгельм Шеер, полемизируя с Николасом Карром, говорил в одном из своих выступлений перед CIO, что роль ИТ директора все больше становится востребована в сфере, связанной с технологией бизнеса. И в первую очередь — не с автоматизацией, а с наполнением бизнеса (его продуктов и услуг) информационными технологиями.

Ажиотаж внедрения программных продуктов ДЛЯ бизнеса, ставший своего рода «золотой лихорадкой» для ИТ индустрии, сходит на «нет».

Решения превращаются в стандартные услуги, оказываемые аутсорсерами или поставщиками. На первый план выдвигается новая культура — умение эффективно использовать информационные технологии в инновационном развитии предприятий, организаций, да и всего общества. Эта культура только формируется, носителей ее очень мало и в реальности ее проводниками часто становятся, увы, не ИТ директора, а руководители предприятий или начальники отдельных бизнес подразделений. Тенденция ухода от внедрения ИТ систем к формированию инновационной ИТ культуры определит на ближайшие годы основные пути развития индустрии высоких технологий.

Проблема заключается в том, что инновации невозможно запланировать, нельзя научиться их производить массовым тиражом. Дракер писал: «Инновационные возможности обнаруживаются не в правилах, с которыми планировщику приходится иметь дело в силу необходимости, а в исключениях из правил — в неожиданном... Инновационные возможности не приходят на ураганной волне — их приносит легкое дуновение ветерка». В некотором смысле инновации – это вершина творческого или мыслительного процесса, когда возникает совершенно новая идея, способная изменить существующий порядок вещей. Именно такие идеи все больше и больше будут востребованы экономикой, именно они станут аналогами товаров в обществе знаний.

Инновационная деятельность на предприятиях должна быть ограничена эксклюзивной областью процессов, которые являются их конкурентными преимуществами. Часто можно видеть, особенно в ИТ, как специалисты занимаются «инновационной» деятельностью в областях, которые не имеют прямого отношения к бизнесу их предприятия (создают собственные CRM или ERP системы, модернизируют систему документооборота под свои нужды, оптимизируют процессы учета, контроля и т.д.). На это уходит много времени и энергии, которых не остается на инновации, необходимые для совершенствования основных продуктов и услуг компании. Именно инновационное совершенствование продуктов и услуг основного бизнеса за счет использования человеческих ресурсов станет приоритетной деятельностью технологической службы на предприятии.

«Видимые» инновации, которые «лежат» на поверхности, компания может угадывать за счет создания канала обратной связи с клиентами. Однако не всегда покупатель товара или услуги может сформулировать то, что он хочет. Такие «трудно формулируемые» инновации называют «невидимыми», именно они являются наиболее ценными, поскольку позволяют получить серьезное конкурентное преимущество. Один из авторов книги «Управление технологией и инновациями в Японии» Кен Кусуноки пишет: «чтобы реализовать невидимую инновацию, нужно сначала увидеть невидимые направления потребительской ценности, а затем показать их потребителю. Необходимость увидеть и показать невидимые ценностные направления ставит перед компанией новые проблемы, связанные с формированием организационного знания».

Казалось бы, что инновации еще более эксклюзивны, чем сам бизнес, и понять каким критериям они должны отвечать нельзя. Но общие рекомендации дать можно. Инновации все больше будут призваны избавлять человека от рутинного труда и создавать для него среду, необходимую для коллективного мышления. Новые продукты и услуги должны экономить время человека (заменять его непроизводительный труд, напоминать ему о делах или ошибках), предоставлять ему разнообразную информацию (коммуницировать с другими людьми, информационными ресурсами), и интеллектуализировать коммуникации (подсказывать, с кем надо общаться, какие есть варианты развития и т.д.).

Можно сказать, что бизнес все больше ориентируется на создание интеллектуальных коммуникаций и развитие коллективного разума на планете Земля. В поддержке этого на своих предприятиях и в обществе и заключается новое призвание ИТ.

Центральный федеральный округ