In English

Колонка о колонках, или О секретах акустики и российской инженерной школе

15.10.2012, Яппаров Тагир
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/23517

Колонка о колонках, или О секретах акустики и российской инженерной школе

В детстве я был радиолюбителем. Собирал приемники, усилители и прочие приборы. Впрочем, как показывает жизнь, многие наши юношеские увлечения никуда не исчезают. А случается, с возрастом появляется как раз уникальная возможность сделать то, что казалось невозможным или неосуществимым тогда, десятилетия назад.

Вполне вероятно, вопрос можно было бы решить, потратив сотни тысяч долларов на что-нибудь совершенно эксклюзивное. Но это все-таки чересчур. И я решил сделать все своими руками. Попутно вспомнив «первую специальность». В итоге получился целый проект — личный, «домашний», но вполне серьезный. Причем в ходе его реализации я одновременно выступал в роли заказчика, постановщика задачи, тестировщика, дизайнера, а отчасти даже исполнителя. Хотя без профессиональных субподрядчиков, конечно же, не обошлось.Кто-то может подумать, что я капризничаю. Действительно, на первый взгляд магазины просто набиты всякого рода звуковоспроизводящей техникой. Но это не совсем то, чего мне хочется. Вернее, совсем не то. На массовом рынке миновало несколько эпох, «английский звук» 70-х сменился нынешним «японским». Но меня это не устраивает. Когда к музыке (частотному диапазону, возможностям настройки и множеству других параметров, значительную часть которых невозможно описать словами — можно только почувствовать) относишься всерьез, понимаешь: то, чем заставлены полки в супермаркетах электроники, — не более чем «бытовая техника».А еще я люблю музыку. Причем давно уже предпочитаю слушать именно хороший звук, а не стандартный, «среднестатистический». Так вот, несколько лет назад вдруг оказалось, что приобретая, казалось бы, самую современную и очень недешевую акустическую аппаратуру, я все равно не могу получить необходимого звучания!

Прежде всего я нашел двух замечательных инженеров. Один из них делает потрясающие усилители. Лучше и дешевле, чем зарубежные. Другой — изготавливает колонки фантастического качества. Как и полагается, я согласовал с ними ТЗ, попутно обсудив ключевые позиции, которые необходимо было учесть для достижения требуемого качества.

Впрочем, каждому, кто связан с проектным бизнесом, известно: стоит только начать и — «аппетит приходит во время еды». Было решено сделать из колонок произведение искусства — раз уж колонки являются не только элементом воспроизводящего комплекса, но и частью интерьера. Я позвал художника, и мы расписали колонки так, как захотели мои дети. По вишневому фону теперь бегают зеленые ящерицы.Процесс оказался очень увлекательным. Причем в чем-то даже «исследовательским». Например, выяснилось, что здесь очень много довольно нетривиальной «физики». И вот, наконец, спроектированные колонки и усилитель были установлены на даче. Описывать результат столь же трудно, как и требования к акустике. Все доступные превосходные степени не отражают в точности того, что получилось. Звук оказался — фантастическим. И я наконец-то могу услышать в любимых записях то, чего при всем желании не могли передать «бытовые приборы» из магазина.

Всем домашним это понравилось. И я запустил новый проект. Теперь в процессе разработки и «производства» — еще более интересные колонки, для квартиры. Мы их сделаем активными, за каждый динамик будет отвечать свой усилитель, что обеспечит уникальное качество и мощность. Примерно представляю себе и дизайн. Попробуем оформить колонки в технике графики и орнаменталистики.

Как и в каждом правильно построенном проекте, когда заказчику далеко не все равно, что получится в итоге, результаты такой работы дают мощнейший заряд положительных эмоций. Здесь интересны и важны любые мелочи. Например, профессионалам известно, что одна из главных проблем акустики — негативное влияние неподготовленного помещения. Звук «гасится», возникают резонансные эффекты, реверберация... Но мало кто из нас готов заранее спроектировать в загородном доме или в квартире специальный зал для прослушивания музыки. Как правило, имеющееся помещение — некоторая данность. А значит, нужно иметь возможность исправить недостатки комнаты благодаря тонким настройкам аппаратуры.

В той концепции, которую я сформулировал для себя, эти проблемы в значительной мере решаются. Новый воспроизводящий комплекс позволит идеально настраивать звук с учетом особенностей помещения. Думаю, в результате получится то, чего не добиться путем покупки самой дорогой, но все-таки стандартной аппаратуры.

Все это делалось для себя, для души. Однако время от времени я смотрел на этот проект глазами бизнесмена (тут уж никуда не денешься!). Да, возможно, мы в России еще не научились делать массовые товары, которыми при помощи активного маркетинга можно завалить весь мир. Однако в очередной раз подтвердился тезис о том, что наши инженеры и разработчики (в самых разных сферах, не только на рынке ИТ) способны создавать уникальные вещи. Часто — настоящие произведения технологического искусства.

Между прочим, на мировом рынке высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуры российская продукция очень ценится знатоками. В стране проходят мероприятия, такие как «Российский Hi-End», на которых можно увидеть потрясающие инженерные решения и разработки. Да и эксклюзивные поставки налажены во все страны мира.

Думаю, это еще одно подтверждение моего давнего тезиса о том, что в нашей стране сохранилась и развивается инженерная школа по-настоящему высокого качества. Ну, а «конвейеру» и «маркетингу» мы еще научимся. Не бином Ньютона!


Центральный федеральный округ