In English

Корпоративные социальные сети на службе бизнеса

08.10.2012, Романов Дмитрий
Ссылка на запись:
http://i-business.ru/blogs/23372

Корпоративные социальные сети на службе бизнеса Сочетание «социальная сеть» по-прежнему вызывает у многих руководителей только одну ассоциацию: «Это как «Одноклассники». Это здорово, но на работе у нас подобные «игрушки» запрещены!». Согласитесь, именно таков самый устойчивый и распространенный миф, связанный с социальными сетями. И именно его в первую очередь приходится развенчивать, когда рассказываешь заказчикам о преимуществах Enterprise 2.0 и комплекса информационных технологий, которые позволяют повысить эффективность взаимодействия людей в организациях и создают «социальные сети», предназначенные для общения сотрудников.

На самом деле в этом механизме нет ничего нового. Социальные сети существуют с момента появления человечества как биологического вида. И уже около ста лет изучаются социологами. А то, что появилось в интернете и стало для многих «откровением», – всего лишь один из способов получения прибыли путем эксплуатации естественных потребностей человека в общении.
Мало того, социальные сети для организаций являются гораздо более эффективной и удобной средой общения людей. И приносят они гораздо больше пользы, чем сети, созданные, так сказать, для личных контактов. И многие руководители это уже начали понимать.

Правда, иногда приходится сталкиваться с другой крайностью. Знаете, когда в руках молоток, все вокруг порой начинает казаться гвоздями. Это, к сожалению, аксиома. Так вот, появление такого средства, как Enterprise 2.0, создает иллюзию, будто руководитель может, наконец, одним махом решить все проблемы во внутрикорпоративных коммуникациях и отказаться от остальных «устаревших» инструментов. Вот только создание социальной сети в компании вовсе не означает, что все старые проверенные информационные системы больше не работают.

Стоит понимать, что появление в организации средства для взаимодействия людей – еще не повод для того, чтобы выбросить на помойку бухгалтерские, кадровые и прочие системы, связанные с управлением человеческим капиталом. А попутно разрушить налаженные бизнес-процессы. Это просто еще одно средство коммуникации, социализации, обмена информацией между людьми, которое ни в коей мере не означает отказ от привычных средств управления.

Конечно, компании бывают разные. В одних организациях выстроена авторитарная система управления, существуют «властные вертикали», а взаимодействие осуществляется только четко по иерархической лестнице. Другие компании исповедуют процессный подход к организации деятельности и для них характерны горизонтальные цепочки бизнес-процессов, пронизывающие функциональные иерархии. Третьи исповедуют демократичный стиль управления, и квинтэссенцией такой политики становится возможность для сотрудников свободно объединяться в команды и выбирать их, добиваясь решения творческих нестандартных задач в «свободном полете». Так действуют многие инновационные компании, научные коллективы, сообщества разработчиков свободно распространяемого программного обеспечения.

Если для наглядности представить себе треугольник с тремя полюсами (условно назовем их «Иерархия», «Процессы» и «Творчество»), то практически каждая организация найдет свое определенное положение внутри такой фигуры. Где находится «золотая середина» и к чему «надо стремиться» - зависит от конкретной организации и ее бизнеса. Важно одно: организационная структура компании и способы обмена информацией между сотрудниками должны соответствовать характеру решаемых задач и степени изменчивости внешней среды. Только тогда можно получить максимальный эффект.

Точно такие же процессы, кстати сказать, происходят и в государстве. Одно время у нас в стране много говорили о выстраивании властной вертикали, потом начался разговор об инновационном развитии, модернизации и «отказе от нефтяной иглы». К сожалению, пока эти векторы развития направлены в разные стороны.

Так вот, внедрение технологий социальных сетей в организациях позволяет оказывать влияние на ситуацию внутри них. Это прекрасный способ воздействия на организационную культуру. И с помощью этой технологии можно «подвинуть» компанию в ту или в другую сторону.

Однако, как двигаться в сторону жесткой централизации, мы знаем, это вполне понятно и знакомо. И к чему приводит – тоже известно. Двигаться же в другую сторону – гораздо сложнее. Надо не только понимать, куда и зачем мы идем, но и уметь это делать.

Научить обезьяну не лазить за бананами довольно просто. А добиться того, чтобы обезьяна сама захотела и начала учиться собирать бананы, – задача нетривиальная. Однако ожидаемый результат может быть гораздо лучше.

Внедрение технологий социальных сетей в жизнь компаний – не только продуктивный и увлекательный, но еще и довольно непростой процесс. Впрочем, игра явно стоит свеч.

Центральный федеральный округ